Нефтегазоносный слой на Полтавщине на метровой глубине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нефтегазоносный слой на Полтавщине на метровой глубине

Энергетика
1142
Корреспондент своими глазами увидела, как воруют нефть из магистральных нефтепроводов. О своей борьбе с незаконными нефтедобытчиками рассказали в Лисичанском районном нефтетранспортном управлении (ЛРНУ) компании «Укртранснафта».
Как украсть нефть
Врезку готовят за несколько часов до того, как приехать за добычей. Сама врезка делается при помощи нехитрого набора инструментов, главный из которых — сварочный аппарат. «Отверстия в рабочем нефтепроводе здешние умельцы делают по принципу «глаза боятся, а руки делают», — говорит Федоренко. На поверхность трубопровода приваривается кран. Потом при помощи сверла проделывается отверстие в трубе, а кран закрывается. К крану прикрепляется шланг длиной до нескольких десятков метров. Этот шланг сворачивают и укладывают внутри колодца. Сверху место врезки тщательно маскируют. Отборы нефти, как правило, происходят ночью. Перевозят ее бензовозами. Работают по два-три человека. За рулем бензовоза остается водитель, готовый при первом же сигнале об опасности покинуть место происшествия. Один человек открывает врезку и протягивает шланг к бензовозу. «Как правило, на расстоянии нескольких десятков метров выставляются сторожевые, которые должны сообщить о приближении людей», — пояснил представитель департамента охраны нефтепровода Константин Боев.
Бензовоз с похищенной нефтью на расстоянии в несколько километров всегда ожидает легковой автомобиль сопровождения. В нем находится человек с подложными документами на транспортировку нефти. Передав их водителю бензовоза, водитель легковушки продолжает путь на некотором расстоянии от него. В случае задержания или проверки он таким образом может скрыться и сообщить о случившемся заказчикам. «Бывали случаи, когда ночью мы задерживали бензовоз с водителем, а уже к утру его владелец объявлял его в угон», — рассказал Боев.
Воры могут оказывать сопротивление при задержании, однако огнестрельное оружие они используют редко. «Наказание за повреждение нефтепровода и за использование огнестрельного оружия против сотрудников правоохранительных органов — это разные вещи. Эти злоумышленники хорошо знают об этом и стараются не подставляться без повода», — говорит Боев. По его словам, задержать на месте преступления всех исполнителей практически невозможно. Пользуясь темнотой и общей суматохой, кому-нибудь всегда удается скрыться. Сотрудники Государственной службы охраны, которые проводят задержание вместе со службой охраны нефтепровода, стараются создать ситуацию, когда задержанные не пытались бы предпринимать активных действий. «Стреляют в воздух. На людей также действуют резкие окрики и скорость, с которой сработает охрана», — пояснил начальник управления охраны Лисичанского управления Валентин Пикалов.
По словам Боева, дела даже пойманных на горячем нарушителей нефтепровода почти не доходят до суда. «Например, в суде у нас спрашивают, присутствовали ли понятые при задержании подозреваемых и изъятии вещественных доказательств. Откуда ночью посреди леса могут быть понятые?» — пожаловался он. «Нас также очень часто вынуждают возвращать бензовозы их владельцам», — добавил Пикалов. По словам Щугорева, потребители ворованной нефти — подпольные нефтеперерабатывающие заводы, которых в Луганской области множество.
Охрана трубопроводов
Охраняют нефтепровод сейчас с привлечением материальных, людских и даже животных ресурсов. С целью охраны нефтепровода в ЛРНУ была создана собственная служба безопасноти. Нефтепровод сотрудники службы безопасности партрулируют совместно с вооруженными сотрудниками Государственной службы охраны МВД. В прошлом году на вооружение взяли систему контроля утечек. Она позволяет засечь откачку из нефтепровода нефти в объеме от десяти кубометров — это примерная емкость цистерны бензовоза, которыми транспортируют краденую нефть. Однако определить точное место повреждения нефтепровода система не может. Она показывает отрезок нефтепровода между двумя аварийными задвижками, на котором произошло повреждение. Расстояние же между задвижками — десять-пятнадцать километров. В случае если система даст сигнал о повреждении, охрана должна пройти вдоль трассы нефтепровода на указанном участке в поисках утечки или врезки. Поскольку врезки замаскированы, обнаружить их с первого раза может и не удастся.
Внешний осмотр нефтепровода проводился и при помощи вертолетов. Базируются они в аэропорту Северодонецка, который недавно перешел в собственность управления. Однако в течение полугода в Лисичанском управлении произошло три аварии вертолетов Ми-2, с которых велись осмотры. Причины аварий на сегодня не установлены. Над этим сейчас работает специальная комиссия. Сейчас в работе осталось два вертолета, которые производят осмотры на трех направлениях. Аварии вертолетов стали одной из причин, побудивших обратить более пристальное внимание на лошадей. На одном из излюбленных похитителями участков нефтепровода четыре года назад установили наблюдательную вышку. Здесь вдоль нефтепровода на расстоянии нескольких метров идет дорога. Сам же участок находится в лесу на расстоянии около десятка километров до населенного пункта в обе стороны. По подсчетам начальника службы безопасности управления, в течение нескольких лет подряд здесь находили до десяти врезок в год. По словам сотрудников службы охраны, с тех пор здесь не было ни одной попытки «присосаться» к нефтепроводу. Наблюдательную кабину снабдили приборами ночного видения. Охранники дежурят по двое в течение четырех часов, после чего сменяются.
Животный мир
Полгода назад в Лисичанске решили использовать в охране нефтепровода лошадей, при этом позаимствовать опыт канадцев. Сегодня на службе в управлении восемь лошадей, с которыми работают пятеро объездчиков. Объездчики не были приняты в штат управления и работают по трудовым соглашениям. Каждая из лошадей ежедневно должна пройти 50 км по трассе нефтепровода. Задача объездчика — искать на земле признаки утечки нефти. Все лошади на службе у нефтяников выращены на ведущих украинских конных заводах. «Проходимость у лошади значительно выше, чем у автомобиля. Нефтепровод ведь проходит и среди зарослей, там, где автомобиль точно не пройдет», — рассказал заведующий хозяйством управления Юрий Дацко. Подбором лошадей занимался Дацко лично. «Когда я приезжаю на конный завод, все знают, что мне нужно показывать лучших лошадей. Я всегда вижу изъяны, так что заводчики даже прячут от меня лошадей, к которым могут быть претензии», — говорит он. Для того чтобы экипировать новых патрульных, пришлось заказывать в Харькове специальные седла, за которыми Дацко ездил лично. «Каждый день объездчики преодолевают значительные расстояния, и не всегда трасса пролегает по дороге. Им приходится прорываться сквозь заросли. Лошадь и объездчик могут пораниться. Поэтому у объездчика всегда должны быть с собой средства первой помощи, вода, минимальный сухпаек. Для этого на седле должны быть специальные сумки», — рассказывает Дацко. Помимо работы, Дацко возглавляет Лисичанское объединение запорожских казаков и участвует в руководстве детско-юношеской секции верховой езды. О лошадях, по его словам, он знает почти все. До лошадей пробовали использовать для охраны собак, однако решили от этого отказаться. «Собака, натасканная на нефть, живет не дольше двух лет. Чтобы выдрессировать такого пса, нужно потратить не меньше года. Да и жалко», — пояснил Дацко.
Технологический процесс
По словам начальника департамента эксплуатации нефтепровода «Укр-транснафты» Юрия Федоренко, в 2004 году было зафиксировано свыше ста нарушений нефтепровода.
В 2005 году их было около семидесяти. Речь идет о тех врезках, которые обнаружены. Сколько их было на самом деле, установить не возможно.
В эксплуатации «Укртранснафты» находятся две системы — Приднепровские магистральные нефтепроводы и нефтепровод «Дружба». Они проходят по территории девятнадцати областей Украины. Объединенные нефтепроводы в эксплуатации «Укртранснафты» имеют общую протяженность 4,8 тыс. км. Нефтепроводы приднепровской части никогда не работали на полную мощность. По проекту они могут перекачивать до 90 млн. тонн нефти в год. По словам директора Лисичанского управления Виктора Щугорева, максимум загрузки нефтепровода в советские времена — 76 млн. тонн. Сейчас же перекачивают до 20 млн. тонн в год.
Как рассказал Федоренко, средств, которые выделяются на плановую реконструкцию нефтепровода, хватает на замену изоляционных покрытий 30-40 км трубопровода в год. Потребность же раз в пять больше. В «Укртранснафте» очень желали бы, чтобы в НАК «Нафтогаз Украины», который утверждает финансовые планы компании, уделили большее внимание вопросу реконструкции нефтепровода. Тем не менее, по словам Федоренко, за последние несколько лет не было случаев повреждения нефтепровода по вине нефтяников. «Все утечки нефти случились по вине злоумышленников, повредивших нефтепровод с целью воровства», — подчеркнул Федоренко.
Технологический комплекс ЛРНУ включает четыре нефтеперекачивающих станции (НПС), базу производственного обслуживания, цех технологического транспорта и спецтехники. На территории Лисичанской НПС, которая находится ближе всего к городу, расположены четыре резервуара для хранения нефти емкостью свыше 200 тыс. тонн. Нефть здесь хранится для технических потребностей. В эти же резервуары ее могут откачать из нефтепровода в случае, если его нужно будет освободить для аварийных работ.
На сегодня в ведении Лисичанского управления около 570 км действующих нефтепроводов. Это линия Самара-Лисичанск 163 км, Лисичанск-Кременчуг 152 км (доставляет нефть с/на Кременчугский НПЗ). Две линии транспортируют нефть на Лисичанский НПЗ, который сменив несколько названий, сейчас именуется ЛИННИК.
Линия Лисичанск-Тихорецк транспортирует нефть к российским портам, откуда ее дальше доставляют танкеры. Управление сильнее других страдает от желающих добыть немного нефти из трубопровода. Опасаясь, как бы не выдать всем желающим «ноу-хау», журналистам показали самую примитивную из врезок. По словам сотрудников службы охраны, такие сейчас почти не используют. Так называемый колодец. Стены колодца — шириной сантиметров 20-30 — укреплены металлическими листами либо другим материалом, который не позволит грунту осыпаться. На дне колодца как раз и оказывается нефтеносная труба. Нефтепровод проложен на глубине около метра.
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас