Великое депутатское подорожание — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Великое депутатское подорожание

Казна и Политика
471
Вопрос, сколько нужно денег, чтобы парламент работал и выдавал "на гора" законы, совсем не праздный. Ведь как ни крути, а это мы из своего собственного кармана выделяем им деньги, чтобы избранники могли улучшить нашу с вами жизнь. На деле же получается, что все улучшения получает не народ, а его ненасытные слуги.
Вместе с ростом цен на все, самый большой рост мы можем наблюдать в зарплатах народных избранников. Если год назад депутат получал на руки 3653 гривни в месяц, то сегодня простой оклад без надбавок уже тянет на восемь тысяч, а со всякими "выходными" пособиями — почти на пятнадцать. И с этим можно было бы смириться — власть все-таки. Но уж очень много возникает вопросов, так сказать, с сопутствующими затратами.
Согласно смете
Ежегодно в Верховной Раде появляются интересные документы под интригующими названиями "Доповідна записка про виконання кошторису видатків на здійснення повноважень Верховної Ради України" и смета …. Сама же интрига состоит в том, что в "записке" речь идет не столько о том, сколько потрачено Радой в этом году, а о том, сколько денег необходимо для работы в следующем. Обычно депутаты получают от Министерства финансов меньше, чем хотели бы. (Так, например, на 2005 год цена разногласий составляла 164 миллиона.)
Но с некоторых пор такая вот смета стала чуть ли не документом с грифом "совершенно секретно". При этом сей секретный документ все-таки попадает не только в регламентский комитет, но и некоторым народным депутатам, которые за него потом и голосуют. Единогласно. Всегда…
Как подсчитали парламентские бухгалтеры, чтобы 2006-й был не похож на 2005-й, на нужды Верховной Рады необходимо 606,5 млн гривен. Это практически на 40 процентов больше, чем в прошлом (470 млн. гривен), и на 100 процентов, чем в 2004-м. Но эти деньги были выделены.
Прежде чем рассмотреть, на что в парламенте тратят сотни миллионов, хотелось бы привести один математический пример.
Коль 606,5 млн гривен хотят выделить для того, чтобы 450 народных избранников работали ни в чем не нуждаясь, то есть смысл в подсчитать, во сколько же нам обходится один депутат с четырехтысячным окладом. Оказывается, в 112 тыс гривен в месяц. Кого и за сколько можно было бы нанять за эти деньги? На этот вопрос вы можете ответить и сами: некоторые захотят видеть в депутатской "челяди" врачей-психиатров, другие — учителей украинского языка, третьи — братков-телохранителей.
Все это, безусловно, выглядит несколько гротескно, но если разложить по полочкам парламентский "кошторис", то непонятных моментов окажется намного больше. А там, где не все понятно, традиционно возникают вопросы. К примеру, а что это за графа такая "Здійснення законотворчої діяльності" и почему на нее выделили 345 миллионов?
Законотворчество
Напомним, что законы, которые принимают в Раде, это не просто скупые строчки, которые что-то разрешают, запрещают или регулируют. Согласно смете законотворческая деятельность включает помимо зарплаты законотворца еще массу интересных статей. Так, среди затрат в вышеупомянутой графе обнаруживаем два схожих пункта: "придбання предметів постачання і матеріалів" и "предмети, матеріали, обладнання та інвентар". Различие одной затратной статьи от другой состоит лишь в суммах: на первую потратят около 40 миллионов, а на вторую — 4 миллиона гривен. Чтобы это все было в исправном виде, необходим еще один миллион, который прописан отдельной статьей. Кроме того, для работы над законами необходима связь. В прошлом году на нее потратили 1,8 миллиона. В этом — сумма значительно больше. Но есть и дифференциация. В течение года каждый парламентарий может потратить на телефонные разговоры пять тысяч гривен. (2,5 млн. гривен в год). По городскому номеру разрешено общаться не более 45 минут в день, звонок на мобильный ограничивается пятью минутами, а по междугородной связи депутат может пообщаться до 25 минут в сутки. В этот раз отдельная сумма выделяется на международное общение парламентариев. Депутат может "общаться" с западными и восточными коллегами на 14 тыс. гривен в год (7,5 млн гривен на всех). В общем связь обойдется в десять миллионов.
Кроме того, в смете предусмотрены и "другие услуги" (33 миллиона), командировки за рубеж (9 миллионов) и исследования (90 тыс гривен). В подготовке законов должно участвовать и население, на нужды которого в виде поточных трансфертов выделяется около 65 млн гривен.
Добавим сюда субсидии для нардепов (в предыдущие два года ими воспользовались 123 народных избранника, получив в среднем по 210 тыс гривен каждый) в размере 36 млн гривен, и получим среднюю стоимость одного закона.
Парламент обычно принимает до пятисот законов в год. В этом году, боюсь, мы такой плодотворной работы не увидим, то есть, законов примут в общем около трехсот. Соответственно мы заплатим Раде в среднем по 1 млн 150 тыс гривен за закон.
Проезд
Вообще-то он у депутатов бесплатный. Правда, в общественном транспорте. Правда, редкий депутат забредает в метро или распихивает обычных граждан локтями в троллейбусе. Что же касается "меринов" народных избранников, то о них вроде бы написано уже много. Оно и понятно. Если бы депутаты ездили на велосипедах и "Тавриях", то вопросы о тратах на транспорт отпали бы сами собой. Но "мерсы", "бумеры" и джипы различных мастей невольно провоцируют мысль о неких нетрудовых доходах или вопиющих растратах. В некоторых изданиях я даже читал, что только автомобильный парк депутатских авто, по самым скромным подсчетам, стоил порядка 90 млн гривен. Сегодняшние нардепы, смею вас уверить, еще богаче прежних. Но мы возьмем лишь официальные цифры, которые касаются не только машин, которые возят парламентские тела, а и всей прочей автотехники, которая имеет парламентскую прописку. (Отметим, что в прошлом году парк служебных легковых автомобилей Верховной Рады был на треть обновлен.) Если в 2005 году парламент потратил на содержание своей автобазы 18 млн гривен, что составило три тысячи гривен в месяц в пересчете на одну депутатскую машин, то в этом году на автомобилизацию Рады была выделена сумма на пять миллионов больше.
Кстати, один парламентарий может использовать казенный автомобиль в пределах Киева не более чем 25 часов в месяц. Если этого времени депутату недостаточно, он может воспользоваться, естественно, бесплатным проездом в общественном транспорте. Для командировок в избирательные округи парламентарий может не более двух раз в месяц воспользоваться бесплатными услугами авиаперевозок. Ему предоставляется четыре авиабилета в эконом-классе в округ и обратно. Длительность таких командировок не может превышать 10 суток в месяц.
В поисках утраченной демократии
О ужас, нам до сих пор приходится учиться демократии у наших зарубежных коллег, которые впитали ее, кажется, с молоком матери. Западники готовы делиться с нами своим опытом бесплатно с одним лишь условием: не мы к вам с нашим опытом, а вы к нам. Поэтому каждый вояж за опытом тоже чего-то да стоит. В этом году на заграничные командировки отечественные парламентарии потратят девять миллионов гривен, или по четыре тысячи долларов на брата. Это, к большому неудовольству избранников, меньше, чем было в прошлом году. Но и за эти "копейки" они постараются набраться опыта. Вот только выбор будет скуднее. Теперь уже в Таиланд не полетишь. Но остается опыт турецкой и египетской демократии. При этом все будет включено. То есть в план семинаров по евроинтеграции входит и катание на верблюдах, и вид на пирамиды, и дайвинг в Красном море плюс шопинг в Стамбуле. При этом его святое право на отпуск сохраняется в полном объеме.
И т. д. и т. п.
Кроме этих статей расходов в смете предусмотрен еще ряд затрат, которые даже пытливый ум не сразу уразумеет. Так, почти 80 млн гривен просят на организационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности ВР, 56 миллионов — на обслуживание деятельности, 16 миллионов — на создание автоматизированной информационно-аналитической системы, 36 миллионов — на управление админзданиями, три миллиона. — на приемы, 2,5 миллиона — на институт законодательства. На питание депутатов в столовой" Верховной Рады в 2006 году предполагается потратить полтора миллиона гривен. В 2004 году эта сумма была ровно вдвое меньше.
Выросли затраты и на отдых депутатов. Финансовая поддержка санаторно-курортного комплекса Верховной Рады Украины в этом году обойдется в 54 млн гривен, что почти на 20 млн гривен больше, чем два года назад. Из этой суммы на текущие расходы предусмотрено 40 млн гривен, 15 млн гривен — капитальные.
В результате и набегает цифра 606,5 млн гривен. Радует в этом случае одно: если эти деньги взять и раскинуть на 47 млн. граждан страны, то получится, что не много-то мы и тратим на наших законодателей — по гривне с каждого в месяц. Вот это и утешает.
По материалам:
Деловая Неделя
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас