О том, кто "заработал" на ваучерах — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

О том, кто "заработал" на ваучерах

Фондовый рынок
863
Миноритариев ущемляют по-разному: им «размывают пакеты», подсовывают «пустые» ценные бумаги и не платят дивиденды. В середине 90-х в стране происходила массовая приватизация, и многие украинцы стали обладателями акций госпредприятий, обменяв на них свои приватизационные сертификаты либо купив их на вторичном рынке.
По состоянию на 15 июня 1996 года приватизационные сертификаты получили 36,3 млн. граждан Украины, или 71% всего населения (такие данные когда-то предоставила Администрация президента Кучмы). Однако в силу своей юридической неграмотности и несовершенного законодательства мало кто из них смог реализовать свои корпоративные права. Этой ситуацией воспользовались дельцы, которые вовремя задействовали схемы захвата предприятий и впоследствии стали их фактическими собственниками. Борясь за право контроля, они стараются завладеть долями мелких акционеров, которые, как правило, остаются незащищенными перед нападением на их собственность более сильных владельцев. В результате сформировались два стандартных стереотипа — «обиженный миноритарий» и «недружественный основной собственник». Влиятельные акционеры, которые хотят заполучить контроль над предприятием, использует для этого несколько схем.
Размывание пакета
Первый способ — дополнительная эмиссия акций. В развитых странах это эффективный метод привлечения средств на развитие предприятия. Однако в нашей стране допэмиссия стала инструментом в борьбе за влияние на компанию под названием «размывание пакета». В результате дополнительного выпуска акций структура, выкупившая основную их часть и получившая абсолютное большинство титулов собственности на предприятие (75%+1), уже может по собственной воле распоряжаться всем его имуществом. По словам председателя наблюдательного совета Южного ГОКа Геннадия Корбана, такая схема была применена на Марганецком ГОКе в 2001 году: тогда в результате допэмиссии на 108 млн. грн. был размыт блокирующий пакет акций, принадлежащий компании-нерезиденту «Блумберг». Несмотря на то, что ФГИ публично выступил против допэмиссии и грозился помочь заблокировать ее, результаты подписки на акции были все же утверждены. Это позволило группе «Приват» получить полный контроль над Марганецким ГОКом.
Подсовывание пустышки
Еще одна процедура, которая зачастую ущемляет права миноритарных акционеров, — корпоративная реструктуризация. Она может осуществляться путем увеличения уставного фонда предприятия за счет присоединения к нему других активов. Совсем недавно такую схему применила на меткомбинате «Азовсталь» группа «СКМ», подконтрольная Ринату Ахметову. В прошлом месяце она как основной собственник предприятия решила присоединить к нему «Торговый дом «Азовсталь», который уже год не занимается экономической деятельностью. В результате будет проведена допэмиссия на 491 млн. грн., и акции торгового дома будут обменены на титулы собственности на «Азовсталь» в соотношении 1:1. Однако вряд ли какая-либо авторитетная аудиторская компания оценивала стоимость «Торгового дома «Азовсталь», поэтому нет никакой уверенности, что такой обмен акций справедлив. Кроме того, многие финансовые аналитики уже заявили, что в результате допэмиссии доля миноритарных акционеров «Азовстали» будет уменьшена. «По крайней мере, на 8%», — конкретизирует аналитик инвестиционной компании «Альфа-Капитал» Иван Харчук.
Такая же ситуация сейчас на меткомбинате «Запорожсталь». Его основные собственники, очевидно, в преддверии продажи завода, решили увеличить УФ предприятия на 450 млн. грн., присоединив к нему несколько металлотрейдерских структур. Новость об этом спровоцировала падение цен на акции «Запорожстали» почти в два раза. На какое-то время их даже сняли с торгов в Первой фондовой торговой системе. Брокеры заявили, что им неизвестна реальная стоимость вносимых активов, поэтому они опасаются, что права миноритарных акционеров будут ущемлены. Пока что на такие заявления никак не отреагировали ни собственники «Запорожстали», инициировавшие присоединении к меткомбинату новых активов, ни руководство предприятия. Вопрос о присоединении к меткомбинату новых активов будет обсуждаться на собрании акционеров в начале июня, и вряд ли кто-то помешает крупным собственникам предприятия принять выгодные для них решения.
Корпоративную реструктуризацию можно провести и путем вывода активов. Такую схему использовали частные структуры на множестве предприятий с госдолей, прикрываясь необходимостью привлечения инвестиций для их развития. Ярким примером вывода активов можно считать создание в 1998 году ЗАО «СП «Росава», которое занимается производством шин. До этого действовало ОАО «Росава», но затем государство перевело весь имущественный комплекс этого предприятия в новосозданное ЗАО «СП «Росава». В результате подконтрольное государству ОАО «Росава» стало миноритарным акционером в одноименном ЗАО с долей 49% акций. Однако позже инвестор провел допэмиссию и лишил ОАО «Росава» даже блокирующего пакета — опосредованная доля государства уменьшилась до 24%. Попытки ФГИ в судах оспорить допэмиссию ничем не закончились, и один из крупнейших производителей шин в Украине перешел под контроль частных структур.
Уволить акционера
Особенно тяжелая ситуация с реализацией прав миноритариев на тех предприятиях, которые были приватизированы трудовыми коллективами. Это такие крупные компании, как ЗАО «Оболонь» или ММК им. Ильича. Если неформально пообщаться с работниками этих предприятий (миноритариями), то они расскажут, что фактически лишены каких-либо прав. Ведь руководству предприятия ничего не стоит уволить сотрудника, который будет особо рьяно интересоваться его финансовыми показателями.
Но самое распространенное нарушение прав миноритарных акционеров — хроническая невыплата дивидендов. Крупные отечественные компании, которые более-менее честно делятся полученной прибылью можно пересчитать по пальцам.
Крупнейшие конфликты на отечественных предприятиях с участием миноритарных акционеров
1998 год - Марганецкий ГОК – (уставный фонд предприятия - 274,97 млн. грн.)
1999 год – «Николаевский глиноземный завод» - (756,53 тыс. грн.)
2002 год - Северный ГОК (548,87 млн, грн.), Центральный ГОК (277,81 млн. грн.), Запорожский завод ферросплавов (1,2 млрд. грн.)
2005 год – «Никопольский завод ферросплавов» (более 200 млн. грн.)
2006 год – «Запорожсталь» (210,92 млн. грн.), «Азовсталь» (1,4 млрд. грн.)
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас