Плачков: В Украине очень странная тарифная политика — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Плачков: В Украине очень странная тарифная политика

Энергетика
475
Министр топлива и энергетики Иван Плачков убежден: нельзя, чтобы энергетика работала на одну политическую силу, а остальных отправляла под откос. Иван Плачков начал нашу встречу с показа своей коллекции старых радиоприемников и телевизоров. Около 20 аппаратов. «Это часть коллекции. И все они работают», — объясняет он. Министр демонстрирует их в действии — из радиолы льется музыка. Плачков вспоминает: в 1970-х записывал Led Zeppelin и Pink Floyd, которые транслировались на радио «Свобода».
На стенах министерского кабинета — карты нефтегазового комплекса и электрических сетей Украины. Одна из них уникальная — с пультом управления. Помимо любимого дела — энергетики, Плачков увлекается виноделием. Говорит, что способности к производству вина унаследовал от своих предков болгар.
Серьезный разговор о состоянии топливно-энергетического комплекса начинается с просмотра первого тома энциклопедии по энергетике, в составлении которой принимал участие министр.
В Украине тарифная политика перевернута с ног на голову
– 1 мая поднялись тарифы на газ и электроэнергию для населения, бюджетных организаций и жилищно-коммунального комплекса. Нацкомиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) заявила, что это повышение — первый этап в рамках перехода к экономически обоснованному уровню тарифов. Насколько необходимым было это повышение?
– Я всегда открыто отстаивал позицию установления экономически обоснованных цен на энергоносители. За газ и электричество должны платить столько, сколько на самом деле стоит эта услуга. А это не ниже экономически обоснованной цены, рассчитанной регулирующим органом. Другое дело, что эта позиция никогда не принималась по политическим соображениям. Поэтому с 1999 года тарифы для населения на газ и электроэнергию не повышались ни разу. Что это означает? Что другие отрасли дотировали эту категорию потребителей. Сегодня у нас процветает перекрестное субсидирование одной отрасли другой, из-за этого возникают перекосы в оплате энергоносителей.
В Украине тарифная политика перевернута с ног на голову. Например, в мире тарифы на газ и на электроэнергию для населения выше, чем для промышленных потребителей. Ведь затраты по их доставке населению значительно выше. У нас же наоборот.
Никакой критики не выдерживает система формирования тарифов. Допустим, завод им. Артема в Киеве платит 14 коп. за 1 кВт, а его филиал в Киевской области — 28 коп. Только потому, что это другой регион. Такого не может быть. Нам нужно выровнять классификацию по роду деятельности предприятий и, соответственно, по уровню потребления энергоносителей, а не по географическому принципу. Кстати, в России, у которой мы покупаем природный газ, этот ресурс стоит дороже на внутреннем рынке для потребителя, нежели в Украине. Не нонсенс ли?
Устанавливая экономически необоснованные тарифы, мы, прежде всего, наносим урон малоимущим потребителям. Платежеспособных, наоборот, защищаем. Объясняю. Если малообеспеченная семья в квартире площадью 60 кв. м потребляет газ на 9 грн., 5 грн. из них платит семья, остальное дотирует государство за счет перекрестного субсидирования. Платежеспособный потребитель в квартире в 200 кв. м и частном доме выкладывает за газ 173 грн. В этом случае дотации государства для платежеспособного потребителя составляют 196 грн.
Такая же ситуация и с тарифами на электроэнергию. Конечно, есть категории потребителей, которым после повышения тарифов необходимо будет предоставить адресные дотации. Правительство сейчас разработало комплекс мер по дотациям.
Кроме того, экономически обоснованный тариф — единственный стимул к энергосбережению. Когда энергоресурсы будут стоить ровно столько, сколько они стоят, объем их потребления снизится. Все начнут экономить. Согласно Энергетической стратегии Украины до 2030 года, за счет энергосбережения и еще ряда мер, страна вместо 76 млрд. куб м газа будет потреблять к 2030 году 49 млрд. куб. м.
– Какими должны быть оптимальные тарифы?
– Об этом сложно говорить. Ведь в Украине установлена разная тарифная сетка: для населения, для бюджета, для теплокоммунэнерго, для промышленности. Главное, что одномоментно поднимать тарифы нельзя. Это шок.
Мы предполагаем, что к ноябрю будет введено три класса потребителей. С мая тарифы для населения увеличены на 25%. Появился резерв. За счет этого мы снизили на 10% тарифы 22 крупным предприятиям, у которых колоссальный объем потребления.
– Когда стоит ожидать следующего этапа повышения тарифов?
– Думаю, что следующее повышение тарифов произойдет в июле, а затем в начале 2007 года.
– Сейчас повышение цен критикуют политики, некоторые профсоюзы…
– Тарифы на газ и электроэнергию устанавливает НКРЭ — независимый орган. Комиссия объективно рассматривает затраты предприятия, которое эту продукцию производит, ее себестоимость. В зависимости от этого формирует рентабельность предприятия. Как может политическая партия или профсоюз помочь предприятию, которое станет банкротом из-за неурегулированности цен на его продукцию? Политики никогда не будут поддерживать повышение тарифов.
– Как вы оцениваете результаты конкурса по Прикерченскому шельфу? Почему Vanco International стала победителем?
– Эта компания предложила наиболее выгодные для Украины условия инвестиций и раздела продукции. Однако я говорил бы о другом. Тендер выигран. Сейчас главное — выписать условия договора, который будет заключен с победителем. На данном этапе нас больше интересует совместная работа на основе договора о разделе продукции. Документ на основе распределения прибыли нас интересует меньше.
– Согласно Энергетической стратегии Украины до 2030 года, приоритетом является интеграция объединенной энергосистемы в европейскую. Какая работа ведется в этом направлении?
– В конце прошлого года на саммите «Украина — ЕС» в Киеве был подписан меморандум о сотрудничестве в энергетической отрасли между Украиной и ЕС. В документе, в частности, идет речь и о проекте интеграции электроэнергетического сектора Украины с электросетями и рынками Евросоюза. Данный проект отражен в Энергетической стратегии Украины до 2030 года. В феврале Минтопэнерго провело презентацию электроэнергетического сектора Украины в Европейской Комиссии в Брюсселе.
Сейчас мы проводим исследования нашей энергосистемы на предмет технических стандартов к UCTE (Union for the Coordination of Transmission of Electricity — Союз по координации передачи электроэнергии. — «ДЕЛО»). Затем будет составлен каталог требований. В Европе очень высокие стандарты относительно безопасности, надежности поставок электроэнергии.
На прошлой неделе украинская делегация приняла участие в заседании Генеральной Ассамблеи UCTE в Вене. Там была одобрена наша заявка о синхронизации объединенной энергосистемы Украины с энергообъединениями, входящими в UCTE.
Собственников энергокомпаний я видел разве что по телевизору
– Энергопоставляющие компании время от времени лихорадит от корпоративных конфликтов. Министерство вмешивается в них, пытается помирить акционеров?
– Не вижу оснований вмешиваться в корпоративные конфликты, поскольку реальные собственники этих компаний неизвестны. Ко мне приходили представители собственников энергокомпаний. Я их видел разве что по телевизору. При встрече просил показать удостоверение собственника. А какое может быть удостоверение?
А если серьезно, то тут вопрос в ином. Как вы говорите, чтобы помирить акционеров, государству нужно всего лишь одно — установить равные и прозрачные правила игры для государственных и частных энергетических компаний. Как свидетельствуют проверки Госинспекции по энергонадзору, собственники компаний-монополистов зачастую уклоняются от выполнения своих основных задач — стабильного обеспечения потребителей электроэнергией.
В государстве должна существовать единая техническая политика, которая станет обязательной для выполнения частными и госкомпаниями. Ведь государство дало этим компаниям право работать монопольно. Тогда почему они не реализуют единую государственную политику в топливно-энергетическом комплексе? Мы сейчас работаем над этим вопросом и прилагаем максимум усилий, чтобы, как во всем мире, деятельность монополий в энергетике была прозрачной, контролируемой и направленной прежде всего на интересы потребителей.
– В других отраслях вопрос с собственниками решен, компании стали более прозрачны. Почему в энергетике этот вопрос табу?
– Все естественные монополии — электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение — должны быть публичными компаниями. Мы должны уходить от концентрации контрольного пакета акций в частных руках. Это ключевой вопрос.
Например, кто в Америке является собственником энергетических компаний? Там федеральная комиссия разрешает работать энергопоставляющим компаниям с рентабельностью на 2% больше, чем депозит в банке. К тому же, не дай Бог, какая-то компания отключит дом за неуплату и кто-то замерзнет от отсутствия электроэнергии — это же позор для всей страны. Если вам надо построить атомную станцию, вы — авторитетная компания — выпускайте облигации, привлекайте деньги. Но при этом акции энергетических компаний покупают простые граждане. Потому что эти ценные бумаги надежно защищены собственностью.
– Можно ли в Украине сделать энергокомпании публичными и что для это нужно?
– Мы сделаем так, что наши энергетические компании будут публичными. Они обязаны принадлежать сотням тысяч акционеров. Мы с вами должны иметь 10-15 акций и знать, что это надежно.
Покупают акции пенсионные фонды. Англичане продали энергетику пенсионному фонду, который контролирует государство. Для этого нужно, во-первых, усилить контроль государства, во-вторых, создать фондовую биржу. Но на первом этапе следует подготовить закон, который бы запрещал концентрацию более 5% акций в одних руках.
Киевский энергохолдинг должен принадлежать общине
– Судя по вашим высказываниям, вы против создания «Киевэнергохолдинга»?
– Я за создание энергохолдинга. Но нельзя, чтобы энергообеспечение города, акции предприятий «Киевводоканал, «Киевэнерго», «Киевгаз» принадлежали лишь частным акционерам. Имущество должно принадлежать общине города Киева, сотням тысяч акционеров и контролироваться НКРЭ. Когда я возглавлял «Киевэнерго», делал все, чтобы имущество принадлежало общине. Будучи депутатом Киевсовета, я поддерживал идею создания коммунального холдинга на базе «Киевэнерго». Однако на два года эту идею похоронили, а теперь она снова актуализировалась.
– Новая киевская власть опять вернется к этому вопросу?
– Думаю, что если будет холдинг, то он будет коммунальным. А в чем логика коммунального холдинга? Это оптимизация затрат. Первое — это упрощение системы сбыта и уменьшение затрат на его содержание. Второе — внедрение единой технической политики на предприятиях холдинга, которая предполагает единые подходы в реконструкции, модернизации оборудования и т. д. Пусть они работают как одно юридическое лицо, а производственную деятельность ведут отдельно. В этом случае город развивается комплексно. А так каждый собственник себе на уме, позиции разобщены, что в конечном итоге приводит к негативным последствиям.
– Чью сторону вы поддерживаете в споре о финансовом плане «Нафтогаза Украины»?
– Почему вы решили, что есть спор? Есть нормальная конструктивная работа над усовершенствованием финансового состояния. Есть позиция «Нафтогаза», есть позиция Минфина, Минэкономики. И мы ведем плодотворную работу для того, чтобы эти позиции сблизить. Как только разногласия устранят, финплан будет принят. С Минэкономики мы практически все вопросы согласовали. Сегодня проводятся консультации с Минфином.
Мы привыкли, что у нас все должно быть, как начальник сказал. Сейчас, когда появляются разные позиции, все драматизируют и преподносят это как конфликт, который обсуждает вся страна. Это нерациональный подход.
– Вы уже знаете, чем займетесь в случае отставки?
– Я всегда думаю о будущем. И вижу себя энергетиком однозначно. Я знаю энергетику и буду ею заниматься. А где и на какой должности — неважно. Ведь я уже работал в трех правительствах. Мы — единственная отрасль, которая приняла стратегию своего развития до 2030 года. Ее надо кому-то внедрять. Найдут министра более мудрого, правильного, могучего — нет вопросов.
– Как вы оцениваете свои шансы остаться министром?
– А существуют критерии оценки? Есть отрасли, которые к политическим вещам приспосабливаются очень сложно. Энергетика — основа государства. Нельзя, чтобы она работала на одну политическую силу, а остальных отправляла под откос. Вы слышали, чтобы «Киевэнерго», когда я там работал, участвовало в каких-то политических акциях? Никто не позволял давать мне команду кого-то отключить по политическим мотивам или из личных симпатий. Со мной по этим вопросам невозможно вести диалог. Нельзя допустить, чтобы вопросами энергоснабжения такой страны, как Украина, занимались люди некомпетентные и тем более политически заангажированные.
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас