Новый закон о ценных бумагах и фондовом рынке детальнее предыдущего прописывает правила игры на рынке — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Новый закон о ценных бумагах и фондовом рынке детальнее предыдущего прописывает правила игры на рынке

Фондовый рынок
2689
Новый закон о ценных бумагах и фондовом рынке детальнее предыдущего прописывает правила игры на рынке. После его вступления в силу игроков на рынке будет меньше, работать с облигациями станет безопаснее, а количество преград на пути публичного или частного размещения акций на внутреннем рынке сократится.
На минувшей неделе президент подписал Закон "О ценных бумагах и фондовом рынке", который вступит в силу через тридцать дней после опубликования. Новый законодательный акт заменит устаревший Закон "О ценных бумагах и фондовой бирже", датированный еще 1991 годом. И дело не в изменении одного слова в названии, а в детальном изложении новых требований к рынку ценных бумаг (ЦБ).
ПФТС превратится в биржу
В отличие от предыдущего, принятого еще во времена УССР, новый закон в целом соответствует рыночной системе. Возможности проводить торги ценными бумагами делегированы исключительно биржам. Однако требования к ним ужесточены: собственный капитал бирж должен быть не меньше 3 млн. гривен, для фондовых бирж, осуществляющих клиринг и расчеты, - не меньше 6 млн гривен (по прежнему закону для бирж-акционерных обществ - не меньше 440 тыс. гривен). Новым параметрам соответствуют лишь уставные фонды Украинской межбанковской валютной биржи - 36 млн. гривен, Киевской международной фондовой биржи - 25 млн. гривен и Первой фондовой торговой системы (ПФТС) - 8,9 млн. гривен.
Теперь есть возможность преобразовать ПФТС, на которой проводится львиная доля трансакций с ценными бумагами в Украине, из торгово-информационной системы в биржу. Ведь бирже уже не обязательно быть акционерным обществом, допускается ее существование в форме дочернего предприятия объединения торговцев ЦБ. Правда, это все равно не позволит международным хеджфондам и инвестбанкам воспринимать эту площадку как полностью прозрачную для выбора объекта инвестиции: от эмитентов по-прежнему не требуется прохождение международного аудита, на рынке нет института независимых директоров, бухотчетность не соответствует международным правилам, а права миноритарных акционеров и дальше могут попираться. Не определено и понятие справедливой цены на акции. Как считает начальник управления консалтинговой компании "IGK-Украина Аудит" Андрей Скнарь, на рынке сохранится преобладающая доля "мусорных" ценных бумаг, сделки с которыми направлены на оптимизационные процедуры.
Несомненное достоинство закона - более четкая классификация ценных бумаг. ЦБ по порядку их размещения (выдачи) поделены на эмиссионные (акции, облигации предприятий и местных займов, гособлигации, ипотечные сертификаты, ипотечные облигации, сертификаты фондов операций с недвижимостью, инвестсертификаты, казначейские обязательства) и неэмиссионные (векселя и др.), тогда как старый закон такого разграничения не делал. Сохраняются базовые элементы идентификации бумаг (код, вид, тип, форма), однако в новом законе предложена иная классификация. Например, по форме выпуска ЦБ подразделяются на предъявителя, именные или ордерные, тогда как раньше это считалось типом ценных бумаг (предъявительские и именные). А нынешние типы ЦБ (простые и привилегированные) раньше считались категориями.
Новая классификация может стать причиной путаницы. По словам директора ОАО "Комэкс-Регистратор" Ирины Кобжицкой, теперь все акционерные общества будут вынуждены поменять свидетельства о выпуске акций, поскольку новый закон изменил понятие "форма выпуска", появилась "форма существования" (документарная и бездокументарная). Возникнут проблемы с бланками сертификатов акций. Новый закон прописывает новые реквизиты, такие, как "номер и дата выпуска", "количество акций, которые выпускаются", "международный идентификационный номер". Раньше законодательство о ценных бумагах не устанавливало обязательности получения международного кода для фиксирования в документах на право собственности.
О каком коде идет речь - непонятно. Национальный депозитарий Украины (НДУ) уже несколько лет присваивает эмитентам международный идентификационный номер ценных бумаг - код ISIN. Однако, как отмечает вице-президент Ассоциации участников фондового рынка Украины Надежда Смирнова, "коды, которые сегодня выдает НДУ, не соответствуют международным. Они содержат литерные знаки, которые в автоматическом режиме не обрабатываются - международный код содержит только цифры".
Обеспеченные смогут играть на бирже
Новый закон прописывает четыре вида профессиональной деятельности по торговле ценными бумагами. Три из них перешли из действующего законодательства: деятельности по выпуску ЦБ теперь соответствует андеррайтинг, комиссионной - брокерская деятельность, коммерческой - дилерская. Предложен и новый вид профдеятельности - управление ЦБ, предусматривающее ведение индивидуальных клиентских счетов. Лицензии на осуществление доверительного управления должна была выдавать Госкомиссия по регулированию рынков финуслуг, которая не спешила утверждать соответствующие лицензионные условия, аргументируя свою позицию отсутствием закона о доверительном управлении и опасностью повторения трастовых схем. Теперь лицензирование деятельности по доверительному управлению будет сосредоточено в Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР).
На рынке ЦБ смогут играть граждане, располагающие суммами не менее ста минимальных зарплат (сегодня это 35 тыс. гривен). Физлицо может обратиться к брокеру, предоставляющему услуги доверительного управления. Однако детали их сотрудничества в законе не прописаны. По мнению экспертов, скорее всего, они будут работать на основе инвестдекларации.
Из-за повышенных требований к уставному капиталу торговцев: для андеррайтеров - не меньше 600 тыс. гривен (сейчас - 17 тыс. гривен), брокеров - не меньше 300 тыс. гривен (3,4 тыс. гривен), дилеров - не меньше 120 тыс. гривен (17 тыс. гривен) - количество игроков на фондовом рынке уменьшится, останутся лишь сильнейшие. Ужесточение требований сократит количество 'карманных' торговцев. По оценке директора ООО "Кинто ЛТД" Сергея Черненко, из 780 торговцев ЦБ сейчас активно работают лишь 75 компаний.
Изменились и правила, связанные с эмиссией ценных бумаг. Расширены возможности открытых (публичных) и закрытых (частных) размещений на все эмиссионные бумаги (в т.ч. и акции). Ограничения на внутренние IPO сведены к минимуму, вводится одновременная регистрация проспекта эмиссии и выпуска ЦБ, это позволит эмитенту предлагать на публичный рынок уже зарегистрированные ГКЦБФР ценные бумаги и проводить не подписку на акции, а сразу их размещение, то есть продажу.
Будут ограничены размеры выпусков облигаций - это сделает их более надежными. Через два года после вступления закона в силу любая компания сможет выпускать бонды на сумму в пределах трех собственных капиталов или обеспечения, которое предоставлено ей третьими лицами. Сейчас акционерные общества имеют право выпускать облигации в пределах уставного капитала, а общества с ограниченной ответственностью (ООО) - в неограниченном количестве. По этой причине акционерные общества, имеющие малые уставные фонды, используют схемы выпусков облигационных займов через аффилированные ООО. В середине 2008 года эта лазейка будет закрыта. Взамен украинские эмитенты получат право номинировать свои облигации в инвалюте.
Саморегулятор по указке
Новый закон жёсток в отношении саморегулируемых организаций (СРО). Работа рынка будет строиться по принципу "одна СРО по каждому виду деятельности". Сейчас в Украине зарегистрированы тринадцать СРО, среди них - восемь бирж (биржи по новому закону уже не являются СРО). Кроме того, условием регистрации СРО является объединение ею более 50% профучастников рынка по одному виду деятельности (сейчас - 30%). Эти положения вступят в силу через три года, поэтому есть время на адаптацию.
Закон требует от СРО наличия не меньше 600 тыс. гривен активов, что увеличит нагрузку на участников. Однако взамен расширятся их права. СРО получат право выдавать лицензии своим участникам, а также проводить сертификацию специалистов - до сих пор этим занималась только ГКЦБФР. Специалисты отмечают, что положения нового закона о саморегуляторах сделают такие структуры послушными Госкомиссии.
Принятием закона дело не закончится. За этим рамочным документом должно последовать принятие множества нормативно-правовых актов ГКЦБФР (около 80% отсылок закона идет на нормативные акты Госкомиссии). Это даст возможность быстрее реагировать на развитие фондового рынка, но будет способствовать запутыванию правового клубка и усилит регуляторное воздействия ГКЦБФР. Однако новый закон дает рынку ЦБ шанс на развитие. Будет ли он реализован, зависит от принятия других базовых законодательных актов, в частности "Об акционерных обществах".
Виктория Ковалева, Андрей Блинов
По материалам:
Cbonds
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас