Продажа крупнейших отечественных банков поспособствовала увеличению бизнеса страховых компаний


Рынок страхования залогового имущества начинает терять черты кэптивности. Страховщики констатируют, что смена собственников в некоторых крупных украинских банках привела к изменению их политики в сфере сотрудничества со страховыми компаниями. Банковские "дочки", некогда имевшие эксклюзивное право на страхование имущества заемщиков, постепенно теряют статус монополистов. Страховые компании получают возможность нарастить объемы страхования залогового имущества, клиенты банков - альтернативу в выборе страховщика.

Для большинства финучреждений процесс страхования залогового имущества по сей день остается интимным вопросом, который решается исключительно в рамках "семьи" - банка и его кэптивной страховой компании. Практически все крупные финучреждения уже давным-давно позаботились о создании страховых "дочек".

А потому выбор заемщиков, в чьи обязанности входит обязательное страхование оформляемого в залог имущества, зачастую сводится к одной-единственной компании. Декларации банкиров о сотрудничестве с широким кругом страховщиков на практике оказываются сплошной фикцией. "Очень многие банки допускают к своему портфелю исключительно дочерние компании. Если "чужим" страховщикам и удается получить там аккредитацию - она абсолютно формальна. Финансистам нужно показывать сотрудничество с широким кругом СК только для того, чтобы не вызвать нареканий со стороны Антимонопольного комитета. Но на практике никто с ними не работает", - отметила заместитель председателя правления ЗАО "Европейский страховой альянс" Марина Воронянская. "В прошлом году мы были аккредитованы в УкрСиббанке, но это сотрудничество было только на бумаге. Наши полисы не продавались вообще, все премии уходили "Украинскому страховому альянсу" (дочерней компании УкрСиббанка. - ред). Абсолютно такая же схема работала и в банке "Аваль", который 95% бизнеса отдавал в <Эталон>, - посетовал в свою очередь представитель одной из крупных страховых компаний. По слухам, в некоторых финучреждениях действуют неофициальные распоряжения, обязывающие заемщиков страховаться исключительно в кэптивной компании. В противном случае получателю кредита светит увеличение ставки. Часть финансистов применяет иную методику. Они допускают к сотрудничеству посторонние компании, но занимаются тщательной селекцией рисков. "Некоторые такие банки отдают сторонним компаниям только те риски, убыточность по которым очень высока. Например, портфель залогового имущества они полностью передают своему страховщику, а автокаско, медицинское страхование как наиболее убыточные виды отдают другим СК", - говорит начальник отдела управления ресурсами АСК "ИНГО-Украина" Николай Чупьяк.

Гораздо большую сговорчивость проявляют те банки, у которых нет собственных страховых компаний либо их "дочки" работают исключительно на оптимизацию финансовых потоков финучреждений. Однако и в этом случае к страховщикам выставляется масса претензий - начиная от цены и условий программ и заканчивая настоятельными рекомендациями о размещении депозита. В среднем взаимовыгодное сотрудничество страховщика и филиала банка, расположенного где-нибудь в областном центре, обходится компании от 100 до 200 тыс. грн. на депозит. Цена "дружбы" со столичными отделениями финучреждений как минимум вдвое дороже. Кстати, привлекая депозиты, банкиры не только пополняют свою ресурсную базу, но и получают некоторые скрытые выгоды. Например, некоторые финансисты предлагают страховщикам заниженные ставки доходности, обещая отдать остальное в виде платежей. Таким образом, компании получают свой инвестиционный доход в полном объеме, а банкиры - регулируют уровень прибыли и экономят на налогах. Кроме того, выполняя функции агентов, банки обычно настаивают на получении комиссионных, которые могут составлять до 15% от страховых премий.

За свои деньги компании стараются выторговать для себя как можно более выгодные условия сотрудничества. Как правило, они оговаривают (разумеется, неформально) минимальный объем платежей, который банк должен обеспечить в виде возвратного потока. Причем зачастую обещанный объем премий пропорционален размеру размещенного депозита. Обмениваясь любезностями, страховщики также готовы делиться с банкирами своими клиентами. "Страховые компании имеют свою клиентскую базу. Наши страхователи, например, салоны по продаже автомобилей либо крупные предприятия по нашей рекомендации могут стать клиентами банка", - отмечает председатель правления СК "НОВА" Ольга Зайцева.

Однако в последнее время ситуация на рынке банковского страхования начинает меняться. Сигналом к раскэптивизации рынка стала продажа нескольких крупных финучреждений, ранее работавших почти исключительно со своими дочерними компаниями, зарубежным инвесторам. Так уж сложилось, что покупая финучреждения, новые собственники не проявляли интереса к их страховым сородичам. А потому путь к сердцу новых иностранных финансистов оказался свободным. После покупки банка "Аваль" австрийской Raiffeisen International доступ к святая святых - портфелю залогов - помимо СК "Эталон", получили и другие компании. От порочной практики работы исключительно со своим страховщиком постепенно отказывается и УкрСиббанк. Еще один устоявшийся семейный клан был разрушен после продажи разным собственникам Укрсоцбанка и НАСК "Оранта". "Системные банки переходят под контроль иностранцев. Там начинает доминировать политика работы с рыночными компаниями, выдвигаются требования о диверсификации рисков. Сейчас мы уже ведем переговоры с несколькими финучреждениями о реальной аккредитации. Для страховщиков открываются хорошие перспективы", - прогнозирует начальник управления страхования финансовых и банковских рисков ЗАО "Страховая группа "ТАС" Павел Карагаев.

Татьяна Очимовская

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua