Укркрахбанк или о том, как правильно выбрать банк — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Укркрахбанк или о том, как правильно выбрать банк

Фондовый рынок
225
У каждого из трех недавно обанкротившихся банков - Интерконтинентбанка, Киевского универсального банка и "Гаранта" - свой путь к бесславной кончине. У Интерконтинентбанка и КУБа он пролегал через финансирование строительства, у Гаранта - через покупку векселей фиктивных фирм. Однако в целом у всех этих банкротств (равно как и крахов других карманных банков - "Аллонжа", Росток-банка, ОЛБанка, Премьербанка) предыстория одна и та же.
Небольшой банк привлекал деньги населения под высокие проценты и активно кредитовал рискованные проекты связанных компаний. Раздавал дорогие кредиты, надлежащим образом не оформляя залоги. Располагал капиталом только на бумаге - уставный фонд периодически увеличивался, но затем вымывался через кредиты аффилированным структурам. До определенного момента приукрашивал финансовую отчетность, не вызывая особых подозрений у НБУ. Терял лицо, как только становился для собственников обузой. Интерконтинентбанк, к примеру, подкосила смерть одного из совладельцев Игоря Плужникова и потеря крупного клиента в лице телеканала "Интер".
Совпадение во времени трех банкротств можно трактовать как некий сигнал о том, что выживать банкам, ведущим нездоровый образ жизни, становится все сложнее. Во-первых, Нацбанк все более повышает требования к капиталу. Во-вторых, в условиях прихода иностранных банков и удешевления кредитных ресурсов институт карманных банков как таковой теряет свою привлекательность. Банкиры то и дело прогнозируют, что за несколько лет количество банков в Украине сократится, чуть ли не втрое. Отмирание через банкротство и ликвидацию прочат, прежде всего, мелким банкам. Впрочем, нет гарантии, что не упадет и кто-то из крупных игроков. Ведь таковым зачастую также свойственны недокапитализация и высокая рисковость активных операций.
Группа риска
Наиболее опасный симптом заболевания банка - ограничение его деятельности со стороны НБУ за нарушение экономических нормативов. Год назад в число банков, ограниченных в привлечении вкладов населения, попал тогда еще кажущийся благополучным Интерконтинентбанк. Председатель правления банка Игорь Петров объяснил тогда этот факт несовершенством нормативной базы НБУ. Мол, не желает регулятор считать недостроенные здания ликвидным залогом. Как выяснилось, вполне обоснованно. Гарант также попал под жесткие санкции еще год назад. Поздно спохватился Нацбанк по поводу КУБа. Этому банку было запрещено привлекать вклады физлиц только в начале февраля текущего года.
Стоит отметить, что далеко не все санкции означают высокую вероятность банкротства. В частности, запрет на операции с валютными ценностями на международных рынках или ведение корсчетов нерезидентов это всего лишь регуляторные стимулы быстрее увеличивать капитал. А вот ограничения на привлечение вкладов это уже попытка предотвратить финансовую пирамиду.
Однозначно не стоит иметь дело с банком, переведенным Фондом гарантирования вкладов в категорию временных участников. В этот список попадают самые тяжелобольные учреждения. Выздоравливают и возвращаются в категорию постоянных участников лишь немногие из них.
Капитал
Оценивая позиции банков, эксперты традиционно ориентируются на рейтинги, построенные исходя из величины активов. Хотя о надежности финансовых учреждений больше говорит размер капитала. А также то, как он соотносится с объемом активов и депозитов.
Впрочем, поскольку многие экономические нормативы НБУ выдвигают определенные требования к капиталу, банки стараются раздуть его. Например, только за счет переоценки собственных офисных зданий банк может "нарисовать" себе несколько миллионов гривен. Уставный фонд вроде бы самая прозрачная составляющая основного капитала, но он также иногда может ввести в заблуждение (у всех трех недавних банкротов "уставник" был на должном уровне). Дело в том, что собственники банков могут периодически осуществлять взносы в уставный фонд, но затем выводить эти деньги через кредиты связанным компаниям. Нацбанк не может искоренить эту схему, поскольку он, по утверждению одного из бывших его топ-менеджеров, не знает кто реальные собственники двух третей банков. Тем не менее НБУ, по мнению банкиров, работает в этом направлении и в последнее время все тщательнее подходит к проверке реальности взносов в уставные фонды. Поэтому, утверждает председатель Наблюдательного совета ТАС-Комерцбанка Николай Виноградов, в 80-90% случаев такому индикатору, как регулярное увеличение уставного фонда, все же можно доверять.
Еще одна показательная составляющая капитала - прибыль прошлых лет. Наличие таковой в капитале означает, что акционеры не вымывают всю прибыль с помощью дивидендов, а направляют ее на развитие банка.
Кое-что о перспективах финучреждения может сказать динамика его собственного капитала. Нехороший симптом, если собственный капитал уменьшается (например, в связи с убытками и отсутствием взносов в уставный фонд, как это было год назад в случае с Интерконтинентбанком).
Качество кредитов
Не менее важный фактор - как банк распоряжается деньгами, привлеченными у вкладчиков, и как страхует риски, связанные с активными операциями. Объем резервов для возмещения возможных потерь по кредитным операциям зависит от финансового состояния заемщика, своевременности выплат по кредиту, а также ликвидности залога. То есть, по сути, больший объем резервов должен отражать худшее качество кредитного портфеля. На практике, манипулируя теми или иными цифрами, банки зачастую завышают качество своих кредитов и, соответственно, занижают резервы. Это делает их более прибыльными, но и более рисковыми. "Желательно выяснить, каков у банка процент резервов под активные операции, и сравнить его со средним показателем по данной группе банков. Если расхождения не очень большие, значит, банк адекватно формирует свои резервы. Задуматься стоит, если у банка резервы гораздо ниже среднего. Ведь в нынешних условиях высокой конкуренции сверхнадежные клиенты в дефиците, а просчеты у всех одинаковые", - предостерегает Николай Виноградов.
При прочих равных условиях более надежным является банк с большим удельным весом кредитов населению. Ведь выдавая множество небольших кредитов, банк рискует меньше, чем имея дело только с несколькими крупными заемщиками.
По словам Виноградова, важным является и такой показатель как портфель ценных бумаг. "Если он очень большой это тревожный сигнал. Нужно смотреть, что в этом портфеле. Если это ОВГЗ, это одно дело. И совсем другое дело, если банк скупил облигации своих акционеров. Или, например, заемщик не вернул кредит, банк купил у него какие-то ценные бумаги, и заемщик за эти деньги погасил кредит", - объясняет банкир. Кстати, именно огромным портфелем ценных бумаг выделялся среди других небольших банков банк "Гарант".
Структура пассивов
Как показал опыт кризиса конца 2004 года, больше всего от паники вкладчиков страдают банки с высоким удельным весом средств до востребования. В группу риска попадают также банки, привлекающие короткие депозиты и выдающие длинные кредиты. Иными словами, если банк выдает жилищные ссуды на 20 и более лет, но к длинным западным деньгам доступа не имеет, из списка надежных его можно вычеркивать.
Межбанковские кредиты также считаются неустойчивым пассивом. Но на практике наличие у банка большого портфеля межбанковских кредитов это еще и индикатор доверия к банку со стороны других банков. Лимиты межбанковских операций банкиры определяют, рассчитывая ряд финансовых коэффициентов. И при этом также не всегда предугадывают проблемы у своих коллег. "Накануне краха Премьербанка мы выдали ему кредит. Анализ баланса показывал, что все в порядке. Как позже выяснилось, акционеры банка поругались, и один из них решил вывести активы", - рассказал Контрактам топ-менеджер одного из столичных банков.
Акционеры
"Если мы проанализируем банкротство того или иного банка, мы найдем очень мало объективных причин для такого исхода. Все причины зачастую связаны с действиями менеджмента или акционеров", - утверждает Николай Виноградов.
По степени "надежности" акционеров банков можно проранжировать следующим образом: крупные западные банки, государство, крупные отечественные ФПГ. Австрийский Raiffeisen International или итальянский Banca Intesa, (они выложили за Аваль и Укрсоцбанк соответственно свыше $1 млрд) вряд ли пустят дела на самотек, если у отделений их дочек выстроятся очереди вкладчиков. Украинские олигархи также вполне способны поддержать свои банки, если только сами не пострадают от неблагоприятной политической конъюнктуры. Государство как собственник банка может вести себя по-разному - Ощадбанк пережил времена, когда кредиты выдавались по тому же принципу, что и в Интерконтинентбанке. Не лучший вариант, это банкиры, активно занимающиеся политикой и не имеющие источников доходов в нефинансовой сфере. Наконец, осторожно стоит относиться к банкам, чьи акционеры - малоизвестные компании или физлица. Банковский бизнес в Украине - далеко не самая рентабельная отрасль. Поэтому, если малоизвестное предприятие вместо того, чтобы инвестировать в свое развитие, создает банк, это может означать, что он нужен для каких-то оптимизационных схем или вывоза капитала. Кстати, в развитых странах кэптивные банки зачастую не имеют лицензий на работу с частными лицами.
Заметки на полях
Добавить плюсик банку можно в том случае, если у него есть рейтинг международного рейтингового агентства и отчетность, аудированная по международным стандартам. Хотя в глазах международных рейтинговых агентств все украинские банки одинаково неустойчивы. Большинство "отрейтингованных" отечественных банков располагают рейтингом валютных депозитов на уровне В, означающем высокую вероятность неплатежеспособности. Такая оценка отражает макроэкономические риски, и оправдала себя во время предвыборной кампании-2004, когда за считанные недели два банка из первой десятки едва не обанкротились (воспрепятствовали этому огромные стабилизационные кредиты и мораторий на досрочное снятие вкладов).
Важный индикатор рисковости банка - это, конечно же, завышенные депозитные ставки. Хотя вряд ли стоит всегда отождествлять низкие ставки с надежностью, а чуть более высокие - с финансовыми пирамидами. Небольшой банк может найти свою нишу (например, факторинг или потребительское кредитование), и с приемлемыми маржой и рисками размещать дорогие ресурсы.
Насторожить потенциального вкладчика должна высокая комиссия за досрочное расторжение депозитного договора (кстати, имела место в КУБе накануне банкротства). Она может означать, что банк не готов противостоять малейшей панике среди вкладчиков. Отдельный случай это высказывания политиков или чиновников. Чтобы отличить банк, у которого действительно проблемы, от банка, против которого идет информационная война (пример - наезд на банк "Мрия" перед президентскими выборами), внимать стоит лишь высказываниям Нацбанка. Оправдания банка (если они, конечно, не подкреплены раскрытием определенной финансовой информации) можно смело сбрасывать со счетов.
Официально
Константин РАЕВСКИЙ, директор департамента прекращения деятельности банков НБУ
- В Интерконтинентбанке и Киевском универсальном банке сейчас действуют временные администрации. У этих банков не изъяты лицензии, они продолжают работать с определенными ограничениями - в частности, не имеют права привлекать вклады физических лиц. Есть надежда, что эти банки со всеми рассчитаются и будут работать дальше. Что касается Гаранта, то временный администратор (работавший в банке в октябре 2005 г.) провел детальный анализ, сделал инвентаризацию активов, проверил их качество и подвел итог: деятельность банка возобновить невозможно. Причина - чрезмерная концентрация активов в рискованных инвестициях, сложившаяся вследствие предоставления кредитов связанным лицам. Чтобы не затягивать агонию, 28 февраля у Гаранта была отозвана лицензия. Сейчас продолжается ликвидационная процедура. Я общаюсь с ликвидатором каждый день и знаю, что он работает по 12-14 часов в сутки. Составляет перечень вкладчиков, которые должны получить гарантированную компенсацию - до 8 тыс. грн. В течение 20 суток ликвидатор подаст этот перечень в Фонд гарантирования вкладов, который начнет расчеты с физическими лицами. Каждый, у кого имеются доказательства того, что он является кредитором банка, должен в течение месяца (до 1 апреля) обратиться в письменной форме к ликвидатору. Желательно - лично. Это уже сделали около 1 тыс. кредиторов. Дальше ликвидатор составляет начальный ликвидационный баланс, добавляет к нему перечень признанных кредиторских требований и передает эти документы на утверждение в НБУ. После этого ликвидатор перейдет к накоплению ликвидационной массы и расчетов с кредиторами в законодательно определенной очередности.
ЭКСПЕРТ Владимир БУДАНОВ, заместитель начальника управления стратегического маркетинга УкрСиббанка
- Во-первых, необходимо обратить внимание на размер собственного капитала и активов банка. Собственный капитал считается главным источником защиты вкладов юридических и физических лиц в случае банкротства банка. Во-вторых, о надежности банка говорит показатель адекватности капитала (соотношение капитала и активов). Он показывает, насколько активные операции банка (операции по размещению привлеченных средств) обеспечены его капиталом. Однозначно оценивать значение адекватности капитала нельзя: высокий уровень этого показателя говорит о недостаточном использовании финансовых ресурсов, а низкий - о недокапитализации и повышенных рисках банка. Обе крайности повышают риски потенциального вкладчика. Поэтому, ориентируясь на этот показатель, лучше выбрать банк со среднерыночным значением.
Николай ВИНОГРАДОВ, председатель Наблюдательного совета ТАС-Комерцбанка
- Важные качественные показатели - наличие международного кредитного рейтинга, подтверждение финансовых результатов аудитом по международным стандартам и уровень корпоративного управления. Анализируя финансовую отчетность, особое внимание следует уделить показателям адекватности капитала. Кроме того, желательно посмотреть в годовом отчете, какие у банка разрывы по ликвидности - насколько сопряжены по срокам привлечение и размещение средств. Важно знать, кто акционеры банка и в состоянии ли они финансово поддерживать банк, есть ли у них желание вкладывать в банк денежные средства, аккумулированные в других бизнесах. Если я вижу, что акционеры раз в полгода увеличивают уставный фонд банка, причем вижу, что эти взносы - реальные, я почти уверен, что этот банк никогда не упадет.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас