Принудительное рейтингование увеличит нагрузку на участников финансового рынка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Принудительное рейтингование увеличит нагрузку на участников финансового рынка

Фондовый рынок
157
В середине декабря прошлого года депутаты Верховной Рады приняли закон, вносящий небольшие, но существенные изменения в правила игры на отечественном финансовом рынке. Несмотря на бурные протесты Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг и объединения страховщиков - Лиги страховых организаций Украины, Президент этот закон подписал. И теперь Госфинуслуг, похоже, не осталось ничего другого, как позабирать лицензии у всех без исключения страховых компаний. А заодно и у негосударственных пенсионных фондов.
Как бы странно это ни звучало, но на сегодняшний день практически все страховые компании и пенсионные фонды Украины работают с нарушениями действующего законодательства. А значит, рискуют попасть под соответствующие санкции со стороны Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг уже в ближайшее время.
В таком неприятном положении вышеупомянутые финансовые учреждения оказались сразу после вступления в силу Закона Украины N3201-IV "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", принятого Верховной Радой 15 декабря прошлого года. Среди многих других нововведений этот документ содержит нормы, которые, без преувеличения, повергли в шок весь финансовый рынок. Речь идет о статьях 14 и 24, которыми вносятся изменения в законы Украины "О страховании" и "О негосударственном пенсионном обеспечении".
Если быть максимально точными, то суть этих норм сводится к следующему. "Кредитный рейтинг банковского учреждения, в котором размещены средства страховых резервов, должен отвечать инвестиционному уровню по национальной шкале, определенной законодательством Украины". А кроме того, "кредитный рейтинг ценных бумаг, эмитированных в Украине, в которые размещены средства страховых резервов, должен соответствовать инвестиционному уровню по национальной шкале, определенной законодательством Украины". Это, как вы уже догадались, относится к страховым компаниям.
Что же касается пенсионных фондов, то здесь требования к размещению средств выписаны еще более четко: "Запрещается держать средства на банковских депозитных счетах и в сберегательных сертификатах банков, кредитный рейтинг которых не определен рейтинговым агентством или кредитный рейтинг которых соответствует спекулятивному уровню по национальной шкале, определенной законодательством Украины". То же касается и ценных бумаг, приобретаемых пенсионными фондами. Причем, согласно требованиям к размещению средств этими учреждениями, иметь рейтинг инвестиционного уровня по национальной шкале должны не только приобретаемые ценные бумаги, но и эмитенты этих ценных бумаг.
Для того чтобы понять, о чем идет речь, нужно прояснить такие понятия, как "уполномоченное агентство" и "национальная шкала". Оба они появились еще в апреле 2004 года, когда было принято распоряжение Кабинета министров "Об утверждении концепции создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования". Это постановление предусматривало создание (а вернее, конкурсный отбор) национальных рейтинговых агентств, которые уполномочены "раздавать" национальные рейтинги. Этим же документом утверждалась и национальная рейтинговая шкала, которая, следует заметить, очень походила на шкалу международного рейтингового агентства Fitch и отличалась от нее лишь добавлением символа "ua" перед каждой позицией рейтинга (uaAAA, uaAA, uaA, uaBBB, uaBB, uaB, uaCCC, uaCC, uaC, uaD).
В постановлении также приводился целый список критериев, которым должно соответствовать уполномоченное агентство. А проверять его на соответствие этим критериям должен был или Всемирный банк, или Международный валютный фонд, или Европейский банк реконструкции и развития. Правда, все эти уважаемые международные учреждения от возложенных на них украинским правительством привилегий вежливо отказались, мотивируя это отсутствием необходимых технических методик, соответствующего опыта, а также упоминания подобного вида деятельности в перечне своих функций. Тем не менее с горем пополам уполномоченное агентство определили.
Сразу следует заметить, что и в распоряжении правительства, и в принятом в конце 2005 года законе предусматривается наличие нескольких уполномоченных агентств (по крайней мере, к таким выводам подталкивают окончания существительных в соответствующих нормах документов). Однако то ли достойных не нашлось, то ли целесообразности не было, но и по сегодняшний день на украинском рынке активно функционирует только одно уполномоченное национальное агентство.
Для того чтобы не оставлять победителя без работы (получение кредитного рейтинга всегда было не самым популярным вложением средств в Украине), в декабре 2004 года Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку распорядилась, что в обязательном порядке получать рейтинг уполномоченного агентства должны стратегические предприятия, предприятия-монополисты и эмитенты облигаций. Это же требование, кстати, закрепляется и принятым законом N3201-IV, за тем исключением, что получать рейтинги эти эмитенты могут или у уполномоченного агентства, или у международного рейтингового агентства.
И вот теперь уполномоченному агентству решили еще прибавить работы. Причем законодатели подошли к этому заданию творчески, что, как того и следовало ожидать, привело к массе противоречий. К примеру, авторы документа не рискнули привлечь к обязательному рейтингованию банки, понимая, очевидно, к какому скандалу это может привести (во всем мире получение кредитных рейтингов - дело абсолютно добровольное). Но вместо этого обязали страховые компании и пенсионные фонды размещать средства только в тех банках, которые получили национальный кредитный рейтинг.
Кроме того, умышленно или нет, но законодатели отрезали от работы в этом секторе международные рейтинговые агентства, так как во всех статьях, касающихся резервов страховых компаний и средств пенсионных фондов, речь идет о рейтингах инвестиционного уровня по национальной шкале. А международные рейтинговые агентства, согласно этому же закону, осуществляют рейтингование "по шкале, которая принята таким агентством".
С резкой критикой этих нововведений уже выступили представители страхового рынка. Согласно официальному заявлению, распространенному Лигой страховых организаций Украины, "введение данных изменений значительно сузит возможности диверсификации активов для сохранения и приумножения средств клиентов страховых компаний". Ведь страховщики теперь фактически поставлены в зависимость от желания банков получать рейтинги уполномоченного агентства. Притом что банки, как уже отмечалось (и это закреплено статьей 4.1 Закона Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине"), вовсе не обязаны это делать. Такое положение, по мнению ЛСОУ, может привести к монополизации рынка в части размещения средств страховых компаний несколькими банками.
Кроме того, как отметил президент ЛСОУ Александр Филонюк, непонятными остаются мотивы таких нововведений. Ведь на финансовом рынке Украины работают регуляторы, которые несут ответственность за деятельность рынка, в том числе и путем установления требований к размещению резервов, в то время как рейтинговые агентства никакой ответственности за точность своих оценок не несут.
Ввиду этого несколько странным выглядит и тот факт, что никаких консультаций с Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг (именно она уполномочена устанавливать требования к размещению страховых резервов) при подготовке закона не проводилось. Более того, по некоторым данным, документ появился в своем окончательном виде вообще без каких-либо согласований.
Что касается позиции Госфинуслуг, то она полностью идентична мнению ЛСОУ. Как отметил председатель Госфинуслуг Виктор Суслов, нормы относительно принудительного использования рейтингов не соответствуют международной практике. Кроме того, принудительное рейтингование увеличит нагрузку на участников финансового рынка, которые вынуждены будут переложить ее на потребителей. К тому же мы получим увеличение стоимости всех финансовых услуг, предоставляемых в Украине.
Но самый большой "ляп" этого закона проявился уже сейчас. Дело в том, что на сегодняшний день в Украине нет ни одной страховой компании и ни одного пенсионного фонда, которые бы ему соответствовали. Из всех банков, работающих на территории Украины, рейтинг по национальной шкале имеют только девять. И естественно, средства резервов страховых компаний (которых в стране, кстати, больше 300) размещены не только в этих девяти банках. "И если следовать букве закона, то все резервы страховых компаний, размещенные в других банках, мы просто не должны учитывать как резервы", - говорит Виктор Суслов. Конечно же, эта ситуация абсурдна. Однако как из нее выйти, похоже, не знает никто.
На сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрирован законопроект депутата Валерия Алешина, предлагающий отсрочить введение некоторых норм закона N3201-IV на два года. Но когда в нынешней политической ситуации у депутатов "дойдут руки" до этого законопроекта, неизвестно. Кроме того, Госфинуслуг настаивает на проведении дополнительной юридической экспертизы принятого документа.
Тем временем все нормы нового закона уже вступили в силу. И не соблюдать их, признается Виктор Суслов, нет ни у кого никаких прав. А это значит, что уже сейчас при проведении проверок Госфинуслуг обязана проверять размещение резервов страховых компаний на соответствие данному закону. И при выявлении нарушений применять соответствующие санкции. Вплоть до лишения лицензии.
Ирина Светикова
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас