Кто и что расшатывает рейтинги Украины — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кто и что расшатывает рейтинги Украины

Кредит&Депозит
73
То, о чем так долго говорили большевики (а также эсдеки, регионалы и прочие "нетаки"), свершилось — рейтинги кредитных рисков Украины начали ухудшаться. Однако самым интересным в данной ситуации будет не только факт ухудшения прогнозов, но и его причины.
Итак, факты: 12 января рейтинговое агентство "Fitch Ratings" изменило прогноз по рейтингам дефолта Украины в иностранной и национальной валютах с "позитивного" на "стабильный" и подтвердило рейтинги страны на уровне "BB-".
Однако для "Нафтогаза Украины" прогноз рейтинга снизили со "стабильного" до "негативного". В переводе на человеческий язык это значит, что, хотя на данный момент страна еще "в фаворе", но через некоторое время ее кредитоспособность и способность выполнять условия займов может несколько ухудшиться.
Если говорить о причинах изменения прогноза агентства Fitch, то, в первую очередь, он кроется в политике — как внутренней, так и международной. И если "Нафтогаз Украины" пострадал только благодаря "газовой войне" и повышению цен на газ, то прогноз по рейтингу страны в целом — это результат действия ряда факторов. Во-первых, сильный удар нанес тот же газовый конфликт и ожидание того, что повышение цен на газ дестабилизирует экономику. Во-вторых, "подсобило" вступление в действие конституционной реформы, которая уже начала "клинить" рычаги управления страной и привела в замешательство многих внешних наблюдателей. В третьих, самой сильной подножкой для прогнозов стала отставка правительства, которая четко показала рейтинговым агентствам, что может начаться в стране после выборов, когда вновь сформированный и явно не консолидированный парламент начнет пытаться формировать исполнительную власть по новой модели.
Конечно, украинская власть своим, мягко говоря, не всегда внятным и четким управлением экономикой и страной приложила руку к ухудшению имиджа Украины в глазах авторитетных международных экспертов из рейтинговых агентств. Но сильнее всего толкали рейтинги к понижению те политические силы, которые продавливали политическую реформу между вторым и третьим турами президентских выборов 2004 года, которые в начале января опьянели от новых властных возможностей, дарованных изменениями в Конституцию, которые ездили на съезды "Единой России" и просто в гости к Владимиру Владимировичу рассказать, "как мы здорово все в Украине изменим", которые ринулись снимать правительство, когда увидел, что игра под газпромовскую дудку малость не получилась.
Нынешние украинские политические и экономические проблемы, вызвавшие фактическое снижение доверия к Украине международных финансовых и экономических институтов, на совести всех (пусть и в неравной мере) главных субъектов украинской политики. Что, в конечном итоге, может создать серьезные препятствия для укрепления украинской экономики.
Во-первых, украинский бизнес на фоне этих прогнозов вскоре получит рост процентных ставок по привлекаемым кредитам, что снизит прибыльность и повысит риски для украинского бизнеса.
Во-вторых, для иностранных инвесторов может появиться еще один пункт сомнений относительно привлекательности инвестиций именно в Украину. Ведь рядом есть другие растущие экономики, которые не менее привлекательны с точки зрения потенциала роста, но их не расшатывает внутренняя политическая склока.
В принципе, подтверждает это мнение реализм второго рейтингового гранда — международного рейтингового агентства Standard & Poor's. Хотя S&P и подтвердил рейтинги Украины по долгосрочным и краткосрочным обязательствам (долгосрочный ВВ— по обязательствам в иностранной валюте, долгосрочный ВВ по обязательствам в национальной валюте, краткосрочный В), но оптимизм агентства можно назвать разве что прохладным. "Экономические перспективы Украины не слишком оптимистичны, — отмечают специалисты агентства. — Особенно в свете проблем, связанных с трудными политической и институциональной реформами, а также управлением расколотой нацией и трудностью реструктуризации промышленности, слабым корпоративным управлением и недостаточно высокой платежной культурой. Тем не менее, уровень рейтингов по-прежнему поддерживается относительно сильной позицией внешней ликвидности и низким государственным долгом, с показателями значительно более высокими, чем в среднем для стран с рейтингом ВВ. Прогноз "стабильный" отражает значительную гибкость правительства в отношении фискальных параметров и внешней ликвидности".
Иными словами, у нас все неплохо на уровне бюджета и баланса внешних заимствований, но политический синдром Лебедя, Рака и Щуки может разрушить достаточно хрупкое равновесие. Вопрос только в том, кто будет по-новой собирать осколки и выстраивать доверие международного экономического сообщества. Вопрос, на который хотелось бы получить внятный ответ после 26 марта.
По материалам:
ЛігаБізнесІнформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас