Прогноз ИЭЭ. Китай имеет потенциал до 2030 г. бросить вызов экономическим лидерам (Часть 2) — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Прогноз ИЭЭ. Китай имеет потенциал до 2030 г. бросить вызов экономическим лидерам (Часть 2)

449
Китай имеет потенциал до 2030 г. полностью адаптироваться к мировым инновациям и сделать свой вызов лидерам
Институт эволюционной экономики прогнозирует, что апогей конкуренции за мировое лидерство состоится в 2030-40 годах. По основным признакам, характеризующим этот период, уже будет ясным кто станет очередным экономическим лидером. Пока, несмотря на впечатляющую экономическую динамику, Китай может претендовать лишь на лидерство в валовых показателях и серьезно отстает в качественных. Однако все может быть и времени еще достаточно…
Наиболее динамично развивающиеся секторы экономики Китая
1. В течение нескольких последних лет иностранные компании вложили в Китай колоссальные средства в производственную сферу, - около $18 млрд. на создание более 400 научно-исследовательских центров. В частности, такие компании, как Microsoft, Intel, Fujison, Siemens и Nokia открыли центры с суммой инвестиций от $50 до $100 млн. Объемы промышленного производства в Китае за последние три года выросли на 50%,
2. По данным исследовательской фирмы IDC, во второй половине 2003 г. Китай опередил Японию по величине рынка персональных компьютеров и вышел на второе место в мире. По оценкам UBS, в 2003 г. около 16% китайских семей имели компьютер, тогда как в большинстве других развивающихся азиатских стран этот показатель составлял всего несколько процентов (на Филиппинах, напр., всего 2%). Более того, в прошлом году именно рост продаж в Китае позволил производителям серверов сгладить негативные последствия спада на мировом рынке.
3. По мере роста экономики Китая эксперты ожидают дальнейшего увеличения внутреннего спроса на товары и услуги в сфере информационных технологий. Наиболее динамично развиваются телекоммуникационные отрасли и фирмы, осуществляющие мобильную связь.
По оценкам Moody's Investor Service, абонентская база операторов мобильной связи в 2003 г. выросла на 80 млн., тогда как в 2002 г. этот показатель составил 60 млн. Согласно данным министерства информационных технологий Китая, в октябре 2003 г. количество абонентов, пользующихся услугами мобильной связи, достигло 257 млн., что сопоставимо с численностью населения Соединенных Штатов. По прогнозам Instat-MDR, к 2007 г. число абонентов сотовой связи достигнет 400 млн., при этом среднегодовой рост составит 12%.
Альтернативный вариант мобильной связи в Китае представляет т.н. технология "Little Smart", обеспечивающая дешевую и не очень качественную связь с использованием портативных мобильных устройств. Стоимость услуг Little Smart приблизительно на 75% - 90% ниже стоимости услуг сотовой связи, что является важным обстоятельством для большинства китайцев, предпочитающих более дешевые услуги более качественным. Кроме того, Little Smart может использоваться дополнительно к услугам обычной сотовой связи для осуществления местных звонков в крупных городах.
4. Автомобилестроение является отраслью экономики, в которой ожесточенная борьба за долю многообещающего рынка в настоящее время обуславливает стремительный рост. Согласно данным китайской Комиссии по национальному развитию и реформам (National Development and Reform Commission, NDRC), годовые производственные мощности в автомобилестроении к 2007 г. могут достичь 15 млн. единиц, более, чем в три раза превысив уровень производства 2003 г. - 4,4 млн.
Автомобилестроение в Китае переживает экономический бум. Еще 10 лет назад основным видом транспорта являлся велосипед. Активное строительство транспортной инфраструктуры, формирование среднего класса и доступность потребительского кредита стимулировали значительное увеличение спроса на автомобили. По данным Wall Street Journal, продажи автомобилей в стране выросли на 60,2% в январе-феврале 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, причем значительная часть этих продаж пришлась на иностранные компании. Так, продажи BMW в Китае (как импортируемых автомобилей, так и производимых совместно с Brilliance на китайских заводах) выросли в 2003 г. на 300% до 18445 единиц. В 2003 г. продажи легковых автомобилей выросли на 80% до 2 млн. единиц, а общий объем продаж достиг 4,4 млн. единиц.
По производству автомобилей Китай вышел на четвертое место в мире после США, Японии и Германии и стал самым быстрорастущим автомобильным рынком в мире. По прогнозам китайского Государственного информационного центра (State Information Center), количество частных автомобилей в Китае в 2007 г. достигнет 14,7 млн. единиц, а к 2020 г. увеличится до 72 млн. В настоящее время на китайских предприятиях совместно с известными американскими, японскими, немецкими, а также французскими, итальянскими и корейскими компаниями производится 14 мировых марок автомобилей.
Следует также отметить, что в последнее время был отмечен резкий рост экспорта из Китая запчастей и комплектующих – с $2,1 млрд. в 2002 г. до $6,5 млрд. в 2003 г. Ведущие мировые производители, включая General Motors, Ford, Daimler Chrysler, Volkswagen, создали здесь около 70 совместных предприятий по производству комплектующих, поставляемых как на внутренний, так и на внешний рынки. Показательно, что в 2003 г. ввоз китайских комплектующих в США достиг $2,8 млрд., а Китай стал для Америки вторым по значению экспортером данной продукции.
Макаренко И.П.
Институт эволюционной экономики
При активном участии Кузьменко В.П., и Ворончука М.М.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас