Бывшие руководители "Укртатнефти" пытаются давить на правительство — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бывшие руководители "Укртатнефти" пытаются давить на правительство

Энергетика
300
Евгений СЕМЕНЮК
Во время недавнего публичного обмена колкостями между премьер-министром Юлией Тимошенко и бывшим главой НАК "Нефтегаз Украины" Юрием Бойко последний открыто заявил о притеснениях новой властью представителей власти старой. На самом деле, как раз Юрию Бойко грех жаловаться. Сам он занимает пост председателя наблюдательного совета ОАО "Укрнефть". Пока правительство только планирует снижение кворума для проведения собраний акционеров на предприятиях с госдолей с 60 до 50% именно для того, чтобы установить контроль над ОАО "Укрнефть", в котором государству принадлежит 50%+1 акция. Причем эксперты сильно сомневаются, что это решение удастся провести через парламент. А на днях выяснилось, что нынешний глава правления ОАО "Укртатнефть", протеже Юрия Бойко — Сергей Глушко останется на своем посту.
Таков итог встречи Юлии Тимошенко и премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова, которая состоялась 14—15 апреля в Киеве. Согласно источнику, близкому к окружению Тимошенко, Минниханов не возражал против изменений в руководстве "Укртатнефти", но на кандидатуре Глушко настояла лично Юлия Владимировна. Хотя против сохранения Сергея Глушко во главе "Укртатнефти" активно возражало новое руководство "Нефтегаза Украины" во главе с Алексеем Ивченко. Но ему Тимошенко представила решение оставить на своем посту Сергея Глушко как необходимую уступку татарстанской стороне. Дело в том, что первый вице-премьер Татарстана, глава наблюдательного совета "Укртатнефти" Равиль Муратов накануне встречи несколько раз звонил высшим чиновникам Украины и от имени президента Татарстана Минтимера Шаймиева требовал, чтобы они оказали влияние на премьера. Основным аргументом было то, что в случае отставки г-на Глушко Татарстан может прекратить поставки нефти на Кременчугский НПЗ. Правда, сам Шаймиев сейчас в отпуске, и неизвестно, давал ли он такие указания Муратову, а еще один татарский акционер "Укртатнефти" — "Татнефть" — выступал и выступает против Сергея Глушко.
Зато сохранение Сергеем Глушко контроля над "Укртатнефтью" критически важно для его бывшего шефа Юрия Бойко. С августа прошлого года поставками нефти на предприятия и сбытом готовых нефтепродуктов занималась некая "Западная нефтяная компания", которую, как поговаривают, контролирует теперь уже бывший председатель правления НАК "Нефтегаз Украины". По итогам девяти месяцев прошлого года на ее долю приходилось 6,3% всего рынка топлива, хотя до этого она вообще никому не была известна. Реальная прибыль этого трейдера, по мнению аналитиков, могла составить более $20 млн., в то время как прибыль "Укртатнефти" по результатам года оказалась лишь немногим больше — $23 млн. Несмотря на глобальную смену власти, компания продолжает и сейчас работать с "Укртатнефтью". Непонятно, как при сохранении такого положения вещей правительству удастся сделать предприятия с государственными долями прибыльными для бюджета страны, а не для их менеджмента?
Конечно, без участия татарского вице-премьера Юрию Бойко вряд ли бы удалось сохранять свое влияние на крупнейший в стране НПЗ после смены власти. Причем сотрудничество между Юрием Бойко и Равилем Муратовым в последние полгода, судя по всему, мало связано с защитой экономических интересов Республики Татарстан на украинском НПЗ. В этом смысле показательны действия Муратова при попытке создания Вертикально-интегрированной компании в сентябре 2004 года. Поначалу, когда указом президента Леонида Кучмы государственные пакеты акций "Укртатнефти" в размере 43,054% уставного фонда и ОАО "Нефтеперерабатывающий комплекс "Галичина" в размере 25% уставного фонда планировалось передать ОАО "Укрнефть", глава наблюдательного совета "Укртатнефти", первый вице-премьер Татарстана Равиль Муратов грозил оспаривать действия правительства Украины в суде, поскольку при отчуждении акций одним из акционеров он обязан предложить их для первоочередного приобретения другим акционерам, и только в случае их отказа акции могут перейти во владение третьим лицам. Тем не менее, когда появился новый указ Кучмы, согласно которому украинские акции "Укртатнефти" передавались уже не в "Укрнефть", а в НАК "Нефтегаз Украины", Равиль Муратов не имел ничего против. Более того, единолично по факсу освободил от должности председателя правления "Укртатнефти" Павла Овчаренко, назначив вместо него и. о. председателя Сергея Глушко. Работая заместителем главы Фонда госимущества, господин Глушко запомнился публике скандалом с дополнительной эмиссией акций Ингулецкого ГОК, за что даже приглашался в Генпрокуратуру. Этот факт не помешал Юрию Бойко после увольнения Глушко из ФГИ устроить его в дочернюю структуру "Нефтегаза" — "Укргаздобычу". Но окончательно изумило татарских акционеров поведение Муратова на последующем собрании акционеров, где он не только смог утвердить Сергея Глушко, но и всячески препятствовал попыткам представителей "Татнефти" ограничить нового председателя в правах распоряжаться реестром и финансовыми потоками предприятия.
Чем можно объяснить столь тесное сотрудничество Юрия Бойко и Равиля Муратова, иногда даже во вред татарским интересам? Возможно, тем, что позиции Муратова в Татарстане ослабевают. В конце прошлого года татарстанские власти фактически дезавуировали его заявление об объединении малых нефтяных компаний Татарстана под крышей "Укртатнефти". После этого правительство блокировало создание давно лоббируемой Муратовым татарстанско-украинской нефтедобывающей компании "Татукрнефть". Поэтому Муратову как никогда важно продемонстрировать свое влияние на украинский нефтяной рынок: чем сильнее оно будет, тем меньше вероятность его смещения с занимаемой должности, о которой всерьез говорят наблюдатели.
Еще одна деталь: сохранение за Сергеем Глушко должности председателя правления ОАО "Укртатнефть" сохраняет для корейской корпорации LG шансы на заключение контракта по модернизации Кременчугского НПЗ. "Киевский телеграф" уже писал о лоббировании Равилем Муратовым контракта о реконструкции Кременчугского НПЗ между ЗАО "Укртатнефть", НАК "Нефтегаз Украины" и LG International , который в январе 2005 года был подписан при участии Юрия Бойко как прощальный аккорд уходящего руководителя "Нефтегаза". Рискованность проекта состоит в том, что кредит под реконструкцию от корейского банка планируется обеспечить оформлением залога на модернизируемые мощности. Если вдруг кредит не будет погашен, установки на Кременчугском НПЗ за долги перейдут в собственность иностранных кредиторов. После депутатского запроса контрактом заинтересовалась Генеральная прокуратура Украины, и в результате он проходит как часть дела по проверке финансово-хозяйственной деятельности НАК "Нефтегаз Украины", которая была начата 12 марта 2005 года по распоряжению Кабинета министров. Вопрос, кто кого, остается открытым.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас