Нефтяной кризис: сговор или передел рынка? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нефтяной кризис: сговор или передел рынка?

Энергетика
289
Аналитическое агентство «Триада»
Рынок нефтепродуктов продолжает лихорадить. Правительство Юлии Тимошенко встало перед прошлогодней проблемой и выбрало все тот же путь урегулирования проблемы.
Однако в 2005 году некоторые нюансы свидетельствуют о попытках Кабмина посредством инспирированного кризиса осуществить передел собственности на нефтяном рынке.
В прошлом году нефтяной кризис в Украине решался путем административного регулирования. Прошлогодняя стабилизация цен лишь отдалила кризис, заставляя нефтетрейдеров продолжать работать с убытками.
Нынешнее правительство решило действовать уже испробованными способами, не учтя единственный фактор: в 2004 году правительство Януковича могло рассчитывать на уступки Москвы. Сегодня российские нефтетрейдеры поставлены перед выбором: продолжать убыточную работу в Украине, ожидая смены правительства, или сократить присутствие на отечественном рынке.
Пока что нефтяные компании отказались от выполнения приказа Министерства экономики Украины N95 от 14 апреля 2005 года «Об установлении предельных уровней оптово-отпускных цен на дизельное топливо и бензины моторные». Ранее правительство Тимошенко предупреждало нефтетрейдеров о жестком мониторинге и санкциях в случае работы их на сверхприбыль. Однако странным образом премьер не учитывает того, что нефтяники могут попросту сократить производство нефтепродуктов, спровоцировав, таким образом, дефицит продукции. В частности, два НПЗ в Украине уже планируют остановку на плановый ремонт. Проправительственные силы усматривают в действиях нефтяников сговор. Однако так ли это на самом деле?
На сегодняшний день цены на нефтепродукты в полной мере диктуются ценовой политикой российских нефтяных компаний. В то время как мировой рынок испытывает резкий рост цен на нефть, ситуация в Украине пока продолжает оставаться относительно стабильной. Это может происходить только в том случае, если российские НК продолжают осуществлять ввоз в Украину нефтепродуктов, игнорируя мировую конъюнктуру рынка.
Кроме того, все НПЗ, так или иначе, нуждаются в модернизации мощностей. При этом руководители нефтеперерабатывающих предприятий, как, например, президент ТНК-ВР Александр Городецкий, неоднократно заявляли о том, что государственная политика на нефтерынке не позволяет изыскать средства для полномасштабной модернизации заводов. Нельзя забывать и о повышении экспортной пошлины на 26%, изменении ставки акциза – 20% на бензин, 10% на дизтопливо и повышением ж/д тарифов за последние месяцы.
Вышеперечисленное позволяет говорить о формировании рыночных условий для роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке Украины. В этих условиях действия всего лишь 6 ключевых игроков на рынке обусловлены общими интересами «компаний-полурезидентов», ведь основной капитал 4 из 6 собственников НПЗ расположен за рубежом. Фактор «иностранного капитала», а также «иностранного сырья» фактически нивелирует обвинения в сговоре, поскольку все ключевые компании имеют практически одинаковые позиции на рынке, а это значит, что схожая реакция на государственную политику будет возникать у них в одно время.
Версия о сговоре существенно уступает версии о том, что нынешний кризис может быть использован для передела рынка. Существует ряд политических факторов, оказывающих влияние на эти процессы. Прежде всего, речь идет о пересечении интересов сразу нескольких внутриполитических групп. С одной стороны – это группа, близкая к Премьеру (Еремеев и др.), с другой – группа «Нефтегаза Украины» (Ивченко-Ульянченко). 19 апреля АМКУ возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства крупнейшими предприятиями нефтяной отрасли, однако уже 20 апреля заявил об отсутствии доказательств сговора. Хотя событие имеет характер явного предупреждения, нельзя исключать и попытку господина Костусева пройти «между капель» после заявления о своей отставке.
Несколько событий, произошедших в последние дни, только лишь усиливают мнение об управляемости кризиса и намерении властей осуществить передел рынка.
20 апреля Партия УНП заявила о необходимости наказать виновников нефтяного кризиса, но не текущего, а прошлого года. Таким образом, нефтетрейдеры, очевидно, будут отвечать сразу по двум обвинениям: прошлогодним и нынешним. Интересно также и то, что в опубликованном заявлении УНП просит соответствующие органы снизить влияние одной ФПГ на «Укрнафту». Этой ФПГ, очевидно, является «Приватбанк», контролирующий помимо этого НПЗ «Галичина», ООО «Сентоза», НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья», «Нафта-Юг» и еще 8 областных нефтетрейдеров. Заявление УНП можно рассматривать как подготовку к созданию на базе «Укрнафты» вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК).
В тот же день Юлия Тимошенко заявила о том, что через некоторое время «никаких монополий, которые не контролировались бы государством», в Украине не будет. Очевидно, что под категорию «контролируемая государством монополия» попадает именно ВИНК. На сегодняшний день для создания ВИНК необходим НПЗ, как у национальных нефтяных компаний в Китае (CNPC) и Японии (JNOC). Вопрос же строительства нового НПЗ стоимостью более 1 миллиарда долларов США еще более туманный, чем перспектива нефтепровода Одесса-Броды. Исходя из этого, единственным механизмом создания государственной монополии может быть передел собственности и возвращение в госсобственность части НПЗ.
Премьер-министр заявила, что монополизация нефтяного рынка Украины стала возможна из-за отсутствия в Украине резервного фонда нефтепродуктов, который не был заложен предыдущим правительством. Аргументация премьера выглядит странной, поскольку резервный фонд нефтепродуктов – лишь временный выход из кризисной ситуации, который не может повлиять на глобальное изменение рыночных условий – мирового роста цен на нефть более чем на треть. В итоге, становится ясно, что действия правительства рискованны, не адекватны ситуации и очевидно, преследуют дополнительные цели.
На сегодняшний день несколько политических фигур из новой власти говорили о необходимости диверсифицировать поставки нефтепродуктов в Украину. Такую попытку делали почти все, начиная Министром топлива и энергетики, заканчивая Секретарем СНБОУ. Еще в начале нынешнего года появлялись слухи о реприватизации нескольких НПЗ. На сегодняшний день сложно говорить о том, реальна ли открытая реприватизация этих предприятий. Однако не стоит исключать и сценарий вытеснения одной из НК из украинского рынка. Такой сценарий может включать в себя создание неблагоприятных условий работы на рынке, скажем в условиях административного регулирования цен. При этом некоторые российские компании, чей основной бизнес ориентирован на другие регионы (например, «ЛУКойл», «ТНК-ВР») гипотетически может прибегнуть к продаже активов на территории Украины. Однако, позиции «ЛУКойл», «ТНК-ВР» в Украине достаточно прочны и стабильны, что осложняет задачу, а покупка Херсонского НПЗ вряд ли будет интересна в контексте ВИНК. Вероятнее всего, под удар попадет как раз группа «Приватбанка», контролирующая сразу два НПЗ на Западной Украине и российская «Татнефть», контролирующая 50% акций Кременчугского НПЗ. «Выбивание» из рынка группы «Приватбанка» облегчается позициями семьи Еремеевых, близкой к Премьер-министру Юлии Тимошенко. Кстати, именно Еремееву, по слухам, пророчили должность главы наблюдательного совета Кременчугского НПЗ. Подобным образом может быть создан прообраз ВИНК, в модернизацию которого могут быть пущены средства, полученные от кредита «Нефтегазу Украина». Кроме того, другая часть кредита, вероятнее всего, уйдет на разведку месторождений на Западной Украине, что позволит в будущем максимально увеличить загрузку предприятий НПЗ «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья», создав своего рода альтернативу Одесскому НПЗ на маршруте Одесса-Броды. С другой стороны, покупателями или совладельцами могут стать и иностранные компании (которые, например, ведут разработку месторождений на Каспии).
В пользу сценария говорит также тот факт, что вопреки опыту прошлого года, правительство не демонстрирует желание разрешить конфликт путем переговоров. Так, например, комментируя заявление нефтетрейдеров об отсутствии диалога с правительством, Юлия Тимошенко сказала, что «никто правительство пресс-конференциями воспитывать не будет». Бюджетный процесс 2005 года продемонстрировал тщетность попыток участников рынка «переломить» волю правительства. Очевидно, что и сейчас Кабмин попытается «сломать» нефтетрейдеров и диктовать условия работы на рынке. Такая ситуация лишь приблизит сценарий передела рынка, тем более, что в своих действиях правительство значительно мобильнее, чем российские компании, чьи действия, так или иначе, согласовываются с центральными офисами в Москве.
По материалам:
Proua.com
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас