Угроза реприватизации тормозит приток иностранных инвестиций в украинские предприятия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Угроза реприватизации тормозит приток иностранных инвестиций в украинские предприятия

Фондовый рынок
154
Сергей ГЕРМАН
Kак и во всем мире, в Украине фондовый рынок отражает желание развивать бизнес. Если стоимость акций местных компаний растет, вести дела в стране интересно, падает — нежелательно. В преддверии президентских выборов 2004 года рынок замер в ожидании ответа на единственный вопрос: кто победит?
С победой Виктора Ющенко на выборах связывалось много положительного. В случае его прихода к власти ожидали невероятного скачка в развитии экономики, резкого движения в сторону европейского уровня жизни. А еще — большой честности, защиты от коррупции и недопущения огульного передела собственности. В случае с Виктором Януковичем оптимизма в прогнозах было куда меньше.
Торговцы ценными бумагами ждали Ющенко еще и потому, что тот нравился иностранным инвесторам. Приход денег нерезидентов в Украину означал бы не только стимул к развитию экономики, но и удорожание акций компаний, потому что инвесторы из-за рубежа стремились обзавестись активами в нашей стране. А поскольку крупнейшие предприятия — это акционерные общества, акции недооцененных украинских компаний выросли бы в цене.
Казалось, что приход Ющенко к власти — это решающий момент. Нерезиденты в 2004-м впервые после 1998 года появились на рынке ценных бумаг Украины. Правда, они инвестировали только в государственные бумаги, но обнадеживал уже сам факт их присутствия.
Переломный момент наступил 3 декабря, сразу после решения Верховного суда о повторном проведении второго тура выборов. Еще до окончания перевыборов цены на акции украинских компаний начали бурно расти. "Все участники рынка стали работать с позитивными ожиданиями и покупать, причем с максимальным повышением цены", — объяснил происшедшее Виктор Ботте, руководящий проектами по управлению активами в компании "Кинто". Инвесторы начали активно скупать ликвидные акции на волне прогрессивных революционных событий.
Торговцы ценными бумагами с удивлением заметили, что если до 3 декабря на рынке в основном работали внутренние инвесторы, то после этого дня появились зарубежные. Первые из них пришли буквально в декабре, не дожидаясь результатов перевыборов.
После победы Ющенко рост стоимости акций усилился. "Политический риск резко снизился, Украину стали рассматривать как менее рисковую страну, чем Россия", — рассказал Ботте.
"Делалась ставка на то, что мы задекларировали вступление в Евросоюз в 2015—2016 годах. В страну пришли глобальные фонды, которые видели, что произошло за последние годы со странами Центральной Европы — Болгарией, Сербией, Румынией и Польшей. Это привело к переоценке активов Украины", — рассказал Дмитрий Тарабакин, президент инвестиционной компании "Драгон-капитал". Совокупный приток иностранных денег на рынок акций он оценил примерно в $100 млн.
Для иностранных инвесторов были организованы несколько конференций, на которых Украина представлялась как клондайк нереализованных возможностей по инвестированию нерезидентами. На первых порах это принесло дивиденды. К середине марта на долю нерезидентов приходилось около 80% оборота на рынке акций.
Пик роста индекса ПФТС — 346,64 — был достигнут 11 февраля 2005 года. С 3 декабря он увеличился почти вдвое. Однако сразу после этого индекс начал терять завоеванные позиции. Через месяц он преодолел отметку 300, в этот раз — сверху вниз. Объемы сделок с акциями упали.
По мнению торговцев ценными бумагами, произошла переоценка политики инвестирования со стороны зарубежных покупателей. Дело не в том, что рост цен был слишком уж большим (на начальных рынках в тех же Малайзии, Индонезии, Сингапуре рост до 135% в год был абсолютно нормальным при намного больших объемах). Изменение настроений было связано с действиями новой власти.
Прошло всего полтора месяца с момента избрания Ющенко, и стало понятно, что многие надежды, связанные с ним, были неоправданно смелыми. Выяснилось, что новая власть не хочет или не может защитить собственников. "Возник вопрос о пересмотре итогов приватизации сначала 30, потом 3 тысяч предприятий. Рынок сразу отреагировал падением", — отметил Ботте.
Разговоры о реприватизации возбудили опасную волну. Торговцы ценными бумагами допускают, что если хотя бы десять судебных процессов закончатся аннулированием приватизации, возникнут сотни аналогичных. В отношении как крупного, так и среднего бизнеса может начаться массовый передел собственности под вывеской восстановления справедливости. Это означает, что инвестиционный климат в Украине будет безнадежно испорчен. Тысячи приватизированных компаний станут жить в страхе, что завтра их активы будут возвращены в госсобственность, а затем перепроданы нужному инвестору.
Торговцы ценными бумагами отмечают в этой связи активизацию российского капитала. Они рассказывают о существовании так называемого "списка Путина" — документа, в котором перечислены предприятия, интересующие российских олигархов. Якобы крупный бизнес России финансировал выборы Ющенко, за что новая власть, по мнению директора одной из фондовых компаний, им обязана. Четких обязательств нет, уверен торговец, скорее, существует договоренность о невмешательстве властей в процесс изымания собственности у нынешних владельцев.
Следует логический вывод, что под ударом оказались украинские владельцы крупного бизнеса, попросту — олигархи, а также те немногочисленные иностранные инвесторы, которые уже успели прийти в страну. И если первые привыкли вести борьбу в жестких условиях, то вторые просто не умеют противостоять методам россиян. Иностранцы считают, что если они честно купили предприятие и вкладывают деньги в развитие, им ничего не угрожает. Однако реальность говорит о противоположном.
Зарубежные инвесторы привыкли полагаться на правосудие. Парадокс заключается в том, что в Украине все стороны конфликта имеют решение суда в свою пользу.
Уже понятно, что реприватизация состоится в судах. Начнет ее правительство в отношении тех немногих объектов, по которым у него были претензии еще на этапе предвыборной кампании. Его наработками и судебными прецедентами воспользуется крупный российский бизнес в отношении интересных ему объектов. А на районном и областном уровнях процесс подхватят те, кому невыносимо больно смотреть на процветание соседа.
Технология, с помощью которой могут возвращаться в госсобственность предприятия, пока отрабатывается на уровне заявления дворника в районный суд Запорожской области с претензией, что он не был допущен к приватизации объекта. Так строятся процессы по судостроительному заводу "Океан", принадлежащему голландцам, и "Криворожстали", которую правительство хочет или вернуть в госсобственность, или продать тому же инвестору подороже, потребовав доплату.
Существует другая технология, и она отрабатывается на объектах, которые продавались с принятием инвесторами дополнительных обязательств, а это почти все объекты, проданные в последние годы: бывшие предприятия концерна "Укррудпром", Никопольский завод ферросплавов, ДМК им. Дзержинского, Черноморский судостроительный завод. Инвестобязательства намеренно были прописаны настолько нереальные, что никто даже не пытался их выполнять. Поэтому достаточно поднять договоры и можно требовать отмены приватизации. Старая власть берегла такие возможности для особых случаев расправы над непокорными, новая делает проще: ставит на конвейер как средство передела собственности.
Есть еще одна технология — для компаний, к приватизации которых придраться сложно. Пример — СП "Крымский титан", созданное по прозрачной процедуре прошлой осенью, контрольный пакет которого принадлежит Минпромполитики. Английская компания RCJ, занимающаяся портфельными инвестициями, уже вложила $70 млн. в обновление производственной базы, приобретя в свое время миноритарный пакет за большую сумму. Результат конкурса теперь хотят оспорить на основании того, что якобы не все было прозрачно в процессе его проведения. На этом настаивает контрольная комиссия парламента по приватизации, которую возглавляет кандидат на пост главы ФГИ Валентина Семенюк.
Отделить, где в судах и через парламент действует государство, а где соблюдается уже частный интерес, сегодня невозможно. Формально правительство не участвует ни в одном из разбирательств, и его роль видна только на уровне политических заявлений о восстановлении справедливости при приватизации. Если участие Кабмина действительно настолько абстрактно, то в Украине наблюдается передел собственности в частных интересах, возможно, российских. А власти просто заняли позицию невмешательства, отдавая судьбы инвесторов на откуп судьям.
Иностранные инвесторы, которые в январе—феврале поверили в перемены, могут снова разочароваться в отечественных властях. Приток прямых иностранных инвестиций в этом году ожидается в пределах $2—3 млрд., а в начале года звучали цифры $7—11 млрд. в ближайшие три года. Однако достаточно позволить выбить голландцев с завода "Океан", а англичан и немцев — с Крымского содового завода и из СП "Крымский титан", чтобы даже на этих планах можно было поставить крест. Если зарубежные инвесторы притормозили приход всего лишь в результате разговоров о реприватизации, то с началом процесса изъятия собственности они выведут свои средства из Украины. Эксперты уверены, что это станет ударом по международной репутации страны, которая еще в декабре была образчиком демократии.
Вероятнее всего, на место западных инвесторов придет российский капитал. Он тоже иностранный, но отличается от западного тем, что привык работать по офф-шорным схемам, а не в общем правовом поле. Московский инвестор не любит платить налоги и достойные зарплаты работникам. Ему выгодно украинское правосудие в его нынешнем, диком, а не цивилизованном виде.
Впрочем, все оставить как есть гораздо легче, чем попытаться сохранить престиж Украины. Новой власти, возможно, стоит решить, хочет ли она иметь иностранные инвестиции не только из России, но и из других стран. Для этого стоит всего лишь создать равные возможности для всех.
"Иностранные инвесторы заинтересованы в прозрачности рынка. Им необходимо правовое регулирование со стороны государства, а не кабинетное. Хуже всего, когда мы не совершенствуем корпоративное законодательство, процедуры банкротства, все то, что таит опасность для вложений. Мы должны навести порядок, чтобы честные инвесторы понимали: суд всегда станет на их защиту", — уверен член Госкомиссии по ценным бумагам Сергей Бирюк.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас