"Автогражданка" на распутье


Ирина СВЕТИКОВА

На сегодняшний день застраховать свою правовую ответственность пожелали только 1,5% автомобилистов

Может случиться, что Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств", вступивший в силу с 1 января этого года, так и не заработает в полном объеме. По неофициальным данным (официальных до сих пор не существует), на сегодняшний день изъявили желание застраховать свою гражданско-правовую ответственность только около 1,5% автомобилистов. Сотрудники Госавтоинспекции особого желания бороться с нарушителями закона тоже не имеют. А уже 1 апреля вступает в силу норма закона, согласно которой Моторное (транспортное) страховое бюро должно будет возмещать ущерб гражданам, пострадавшим от незастрахованных водителей, из Фонда страховых гарантий…

На сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрировано уже восемь законопроектов, предлагающих внести изменения в Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств". Несмотря на то, что практически все они называются одинаково, предложения в них содержатся самые разные: от совсем безобидных, вроде внесения изменений в систему коэффициентов Бонус-Малус, до самых радикальных, вроде исключения "автогражданки" из перечня обязательных видов страхования и признания соответствующего закона утратившим силу.

Примечательно, что в работе по изменению принятого полгода назад закона проявили себя представители практически всех парламентских фракций и групп. Первыми оказались Олег Зарубинский, Виталий Олуйко и Валерий Пустовойтенко, зарегистрировавшие 14 декабря прошлого года законопроект № 6406, предлагающий отсрочить введение закона об "автогражданке" до 1 июля 2005 года. Затем появился законопроект №6406-1 об отсрочке введения закона до 1 января 2007 года, затем — еще один, предлагающий отсрочку введения не самого закона, а штрафов для незастрахованных автолюбителей.

Чуть позже в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект Александра Мороза, Иосифа Винского, Николая Рудьковского и Николая Мельничука. Этот законопроект предлагал исключить из Закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств" слово "обязательный" и таким образом фактически перевести "автогражданку" в разряд добровольного страхования, но регулируемого при этом вышеупомянутым законом.

Дальше всех пошли Богдан Губский, Владимир Демехин и Владимир Мовчан. Они предложили внести изменения в Закон Украины "О страховании", исключив из него "автогражданку" в качестве обязательного вида страхования, а также признать утратившим силу профильный закон. Богдан Губский заявил, что на данный момент главная его задача — сделать все, чтобы законопроект "Об отмене обязательного страхования автотранспорта" был принят, поскольку он уверен, что "обязательное страхование автомобиля является античеловеческим методом получения денег". А уже через пару дней под стенами Верховной Рады состоялся митинг автомобилистов, протестующих против введения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. Говорят, митингующие держали флаги "Единой Украины".

Масла в огонь добавили и гаишники, заявившие, что не будут останавливать автомобили для проверки страховых полисов и составлять протоколы при их отсутствии. Мотивация — не определен порядок и не урегулирован механизм административной ответственности за отсутствие страхового полиса. Департамент ГАИ МВД даже обратился к водителям с просьбой немедленно сообщать по специальному телефону доверия о фактах остановок работниками ГАИ транспортных средств с целью проверки наличия страхового полиса или составления административного протокола при его отсутствии.

Потом, правда, представители украинской Госавтоинспекции подумали и несколько изменили формулировку. Специально останавливать автомобили для проверки полисов они не будут, но в случае нарушения водителем правил дорожного движения сотрудники ГАИ при составлении протокола уполномочены проверять все документы, необходимые для управления транспортным средством. А значит, и полис страхования гражданско-правовой ответственности.

Впрочем, ситуацию это не облегчило. Украинские автолюбители по-прежнему не спешат в страховые компании за полисами гражданско-правовой ответственности. По неофициальным данным, на сегодняшний день застраховалось только около 1,5% собственников транспортных средств.

Между тем, Моторное (транспортное) страховое бюро совместно с Лигой страховых организаций Украины направило обращение на имя Президента Украины Виктора Ющенко, премьер-министра Юлии Тимошенко и председателя Верховной Рады Владимира Литвина, в котором призвали их не отменять Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств". "Принятие любого из этих законопроектов (об изменении закона. — Авт.) разрушит механизм защиты прав и интересов потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях, замедлит задекларированные евроинтеграционные процессы, негативно повлияет на инвестиционную привлекательность нашего государства. В то же время вполне вероятным последствием этой ситуации может стать прекращение членства в международной системе автострахования "Зеленая карта", что принесет Украине многомиллиардные прямые убытки", — говорится в обращении.

Сами же страховщики не верят в отмену Закона "Об обязательном страховании собственников транспортных средств". "Вряд ли данный вид страхования исключат из обязательных видов страхования. Украина, которая после ряда лет переходного членства в системе "Зеленая карта" получила наконец статус полного члена благодаря именно принятию данного закона, может лишиться этого статуса в случае его отмены или переноса начала его действия. Кому это нужно, особенно в свете посылок, которые дает новое правительство о курсе на евроинтеграцию, — призналась нам начальник управления обязательного страхования гражданско-правовой ответственности страховой компании "Гарант-Авто" Илона Лысенко. — Если же закон все-таки отменят или перенесут, при кажущейся экономии средств на оплату страховки со стороны граждан многие останутся без гарантированной защиты. Аргументы, которые приводят некоторые радетели за народное дело, а именно: где взять деньги на страховку при низком уровне средней зарплаты в стране, меркнут перед следующим контраргументом — где же эти граждане возьмут средства на оплату возмещения ущерба потерпевшей стороне, который может быть во много раз больше, чем размер страхового платежа".

Правда, далеко не все участники страхового рынка разделяют столь оптимистичный взгляд на закон об "автогражданке". Страховой брокер Василий Дарков, например, считает, что закон не регулирует должным образом этот вид страхования. В частности, он отмечает, что закон вступает в достаточно серьезные противоречия со специальными законами "О страховании" и "О транспорте", что страховой случай и действия страхователя при его наступлении определены без учета законных прав участников ДТП и правопреемников в случае их гибели, что условия досрочного прекращения действия договора со стороны страховщика грубо нарушают права потребителей страховых услуг (страхователей, выгодоприобретателей, третьих лиц). Кроме того, по мнению Василия Даркова, порядок и сроки рассмотрения заявления лица, имеющего права на страховое возмещение, а также перечень документов, на основе которых страховщик отказывает в выплате или производит выплату, выписаны нечетко, что дает возможность страховщикам использовать это для затягивания расчетов с потребителями страховых услуг.

Вместе с тем, мнения относительно необходимости отмены или отсрочки закона господин Дарков не разделяет: "Для общества это будет однозначно отрицательным моментом, коней на переправе не меняют. Но то, что его надо дорабатывать, — это тоже обязательное условие. И делать это надо как можно быстрее, пока не начались необратимые процессы".

Ну а пока в обществе ведутся дискуссии о том, что лучше сделать с Законом "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств", наступило 1 апреля. А это ведь не только день, с которого гаишникам разрешается штрафовать незастрахованных автолюбителей, но и день, с которого Моторное (транспортное) страховое бюро должно начать выплачивать страховые компенсации пострадавшим от незастрахованных автолюбителей из Фонда страховых гарантий. На сегодняшний день в этом фонде 70 млн. грн. Остальное должно было прийти как процент от страховых премий. Поскольку полисы не продаются, то поступлений от них в фонд нет. В общем, денег нет и неизвестно…

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Все, что мы знаем про:Гарант-Авто
Рейтинг популярности материала «"Автогражданка" на распутье » на Finance.ua - 2.0
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua