Камо грядеши, капитал? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Камо грядеши, капитал?

Казна и Политика
170
Политическое противостояние чуть было не разрушило все «нажитые непосильным трудом» элементы инвестиционной привлекательности…
...хотя факторов «непривлекательности» осталось еще больше.
Прямые иностранные инвестиции в экономику Украины в 2004 году превысят $1,5 млрд., инвестиции в основной капитал – 62,5 млрд. грн. За 9 месяцев 2004 года иностранные инвесторы уже вложили $1,32 млрд. Несмотря на кризис в конце года, Украина показала высокие темпы прироста инвестиций. По данным Статкомитета СНГ, в 2004 году в Украине объем инвестиций в основной капитал увеличился на 35% (выше только в Азербайджане - на 36%), тогда как в России – на 11%.
Привлечение к концу текущего года 6 - 7 млрд. долл. (как того хочет первый вице-премьер А. Кинах) выглядит крайне фантастической цифрой, так как даже при лучших раскладах новое правительство должно показать мало-мальски позитивные результаты деятельности. Кроме этого, инвесторы проводят предварительное «зондирование» страны и готовят все необходимые документы для инвестирования, что стандартно занимает не менее 1 года. Инвестиции следует рассматривать как базис будущих успехов власти, тогда как всякая реприватизация направлена на решение текущих проблем с наполняемостью бюджета, дефицит которого уже сейчас оценивается в 16 - 32 млрд. грн. Даже «Криворожсталь» не будет «быстрым голом», так как весь процесс реприватизации займет не менее полугода, и ранее сентября не стоит ожидать конкретных поступлений в бюджет.
Действия нового правительства пока мало чем отличаются от процедур, принятых в прошлых «версиях» власти. Анонсированное создание консультативного органа по вопросам иностранных инвестиций напоминает «дежа вю». При Л. Кучме существовал такой же Совет по иностранным инвестициям, куда входили структуры, которые часто не вложили в Украину ни одного цента инвестиций. Конструкция новых структур будет отличаться от старых, и остается только надеяться, что и эффективность будет выше.
Перед выборами официально было заморожено несколько проектов в разных отраслях экономики (торговля, бумажная промышленность и т.п.), сколько было заморожено неофициально или отложено – не скажет никто. Позитивом можно считать то, что после выборов отложенные проекты сравнительно быстро были реанимированы. Анонсирования планов крупномасштабных инвестиций пока еще не было (кроме ЕБРР и МБРР и уже действующих западных структур), и в течение нескольких месяцев на это особо можно не рассчитывать. Многое в настроениях инвесторов зависит от переделанной Программы приватизации на текущий год, которая должна быть оглашена в ближайшее время.
ЕБРР готов осуществить привлечение на украинский рынок до 1 млрд. евро инвестиций в год. Тогда как Мировой банк готов предоставить до 3 млрд. долл. (из 5 млрд. запрашиваемых), но данные средства явно пойдут на закрытие бюджетных дыр. Из крупных западных структур активно расширяются торговые сети (Metro) притом, что несколько из них ранее заявляли о намерениях выйти на украинский рынок, т.е. уже проводили его предварительное изучение.
С одной стороны, западный бизнес, увидевший тускло-зеленый свет, еще некоторое время будет приглядываться и осторожничать. Для российского капитала, который будет вести себя «прагматично» и который после «нужного» исхода выборов был готов ринуться в Украину, открываются даже большие возможности. В условиях, когда на местных олигархов объявлена тихая охота, можно подкупить активы.
Более того, российский капитал в спину подталкивает «дружественные» налоговые разборки а-ля «ЮКОС», которые не несут в себе стабильности. Для многих портфельных инвесторов, ориентированных на развивающиеся рынки, Украина стала хорошей альтернативой России.
Из стран СНГ к нам придет только уже «прагматичная» Россия, остальные страны, напуганные экспортом не только продукции, но и революции, не способны на быстрое привыкание к новым реалиям. Перспективы инвестиционного сотрудничества в рамках ЕЭП даже на фоне негативных заявлений украинских властей про ЕЭП остаются высокими. Многие финансово-промышленные проекты находятся в таком состоянии, что переориентация на других поставщиков и партнеров обойдется слишком дорого.
Можно предполагать значительное увеличение поступления польского капитала (особенно в западные области), а также усиление отношений со странами Прибалтики. Инициатива отмены виз для граждан стран ЕС выглядит как весьма эффективный PR-ход, однако красивые евроинициативы нужно еще облечь в реальные действия.
Инвестиционные двери открылись для всех типов инвесторов. При этом для части внутренних инвесторов наступили более сложные времена. Те, кто привык к приватизации на «облегченных» условиях и за небольшие средства, сейчас поставлены перед фактом вести бизнес на общих условиях.
В дальнейшем может встать проблема, с которой, казалось бы, покончили еще в году 2000-м. Понадеявшись на макроэкономический рост и личную хватку и авторитет, в прошлом году под госгарантии были привлечены большие кредитные средства для транспортной сферы и машиностроения. После «разгребания конюшен» выяснилось, что средства на строительство моста через Днепр в Киеве «подерибанили» как-то не так, да и ввод автобана «Киев - Одесса» потребует дополнительно еще 500 млн. долл., которые под те же госгарантии хочет привлечь уже новый министр транспорта и связи.
Важным фактом дальнейшего развития инвестиционной сферы будет реприватизация, которая может коснуться химии, металлургии, добывающей промышленности и машиностроения. Некоторые из озвученных г-жой Семенюк варианты («Криворожсталь», «Укррудпром», Никопольский завод ферросплавов, НГЗ, ЗаЛК, «Черноморский судостроительный завод») вызывают сомнения. НГЗ приватизирован несколько лет назад, и копать в такую глубину не имеет смысла. Ведь в противном случае появляются веские прецеденты, в т.ч. судебного характера.
Следует учитывать, что к новой власти существует достаточно высокий уровень доверия со стороны западного бизнеса и весьма осторожно-уважительное отношение со стороны российского бизнеса. Оглашенная борьба с коррупцией прежде всего отразится на украинском бизнесе, которому придется привыкать к новым условиям (в зависимости от предыдущего характера и методов деятельности). И если приватизация в дальнейшем будет идти по принципу «кто больше заплатил», то украинский бизнес будет активно сливаться, продавать свои активы и проводить более гибкую и прагматичную политику, как в любой конкурентной экономике.
Андрей Краснов
По материалам:
forUm
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас