Преемственность в политике внутренних заимствований в 2005 году сохранится — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Преемственность в политике внутренних заимствований в 2005 году сохранится

Казна и Политика
154
Сергей ЛЯМЕЦ
Пользуясь растущим спросом нерезидентов, Минфин удешевляет и "удлиняет" внутренний госдолг, а также планирует организовать вторичный рынок госбумаг и рефинансировать банки-агенты.
ИГРА НА ПОНИЖЕНИЕ
Нерезиденты впервые с 1998 года купили облигации внутреннего госзайма Украины лишь в первом квартале 2004-го, и всего на 13 млн. долл. С тех пор они стали основными игроками на первичном рынке госбумаг.
Иностранные деньги способствовали тому, что впервые за многие годы бюджетный план по внутренним заимствованиям стал выполняться. На конец января нерезиденты скупили на первичном и вторичном рынках гособлигации на сумму 2,5 млрд. грн., хотя еще в прошлом сентябре они держали бумаги на 865 млн. грн. По данным директора департамента управления госдолгом Минфина Галины Пахачук, "НДС-бумаги составляют 39% этого объема, оставшиеся 61% - обычные ОВГЗ".
На последнем аукционе, состоявшемся первого февраля, Минфин привлек рекордный объем средств путем выпуска внутренних ОВГЗ - 1,086 млрд. грн. Вместо обещанных 500 тыс. облигаций номиналом 1 тыс. грн., государство выставило на торги 1 млн. штук, и все они были проданы. Как рассказала Пахачук, львиную долю спроса на бумаги формировали нерезиденты, которых устраивает процент, предлагаемый по бумагам (номинально - 10,8% годовых), но не пугает длительный срок вложения денег (пять лет). Благодаря высокому спросу средневзвешенная доходность по итогам аукциона составила 9,82%, что почти на процент ниже номинальной.
Логично предположить, что по итогам февральского аукциона в портфелях нерезидентов находятся ОВГЗ более чем на 3 млрд. грн.
Такая активность наверняка станет очередным аргументом Нацбанка в споре с Минфином о том, стоит ли пускать нерезидентов на внутренний рынок.
Дискуссия длится еще с января прошлого года, с момента создания совместной комиссии двух финансовых ведомств, призванной в случае необходимости ограничивать приход иностранных инвесторов на внутренний рынок. Практически с самого начала работы органа Нацбанк хочет ограничить приобретение ОВГЗ нерезидентами под предлогом того, что это несет угрозу стабильности денежной единицы. Помимо вложений в ОВГЗ, он обеспокоен большими объемами зарубежных инвестиций в корпоративные ценные бумаги.
"Нерезиденты хотят устроить 1997 год - завести сюда деньги, "прогнуть" курс, а затем, в самый выгодный момент, массово "вынуть" их из экономики", - объяснил один из представителей НБУ точку зрения ведомства.
Минфин, напротив, отрицает опасность работы с зарубежными покупателями.
"Есть доверие к стране. Говорить о том, что мы страдаем от таких операций, тоже не совсем правильно. Единственное, что мы теряем, - это вывоз процентов. Но доходность 11%, если перевести в доллары, - это немного. Зато если введем ограничение, нерезиденты моментально потребуют повышения доходности, потому что для них наличие барьера автоматически означает несвободный переток капитала", - аргументировала Пахачук.
Еще в 2003 году Минфин был против прихода нерезидентов в Украину. Начальник управления рынка капиталов ведомства Олег Белинский тогда утверждал, что правительственная стратегия управления госдолгом предполагает постепенный перевод внешнего долга во внутренний, и приход нерезидентов означал бы обратное. Однако теперь Минфин "передумал". И на то есть несколько причин.
Прежде всего, наверное, большие объемы размещения ОВГЗ в январе и феврале 2005 года (суммарно - 2,1 млрд. грн.) обусловлены недовыполнением доходной части госбюджета. Без спроса нерезидентов невозможно было бы привлечь такой объем средств на внутреннем рынке. Для сравнения, лишь примерно на 120 млн. грн. в месяц размещались ОВГЗ в 2003 году, когда их покупали только внутренние инвесторы: банки и Фонд гарантирования вкладов физлиц.
Кроме того, приход нерезидентов позволил Минфину перейти к тактике понижения доходности бумаг. "Когда ОВГЗ приобретали украинские банки, мы начинали с дисконтов 30-40%, а сейчас уже торгуем с премиями", - рассказала Пахачук.
5 января пятилетние ОВГЗ размещались со средневзвешенной доходностью 11,94% при номинале 11,95% годовых. 18 января - уже под 11,22% против 11,85%, а в феврале - 9,82% при "титульных" 10,8%. Это говорит о том, что Минфин продавал свои бумаги с растущей премией, которая включает не только логичную "уценку" ОВГЗ в связи с более близкой выплатой купонного дохода, производимой раз в квартал, но и "надбавку" за высокий спрос.
Однако самое примечательное, что нерезиденты согласны держать в своих портфелях ОВГЗ полный срок до погашения. Их не останавливает даже наличие 1,5-процентного сбора в Пенсионный фонд на покупку безналичной валюты. Инвесторы надеются, что через пять лет этой нормы уже не будет, а курс гривни укрепится настолько, что принесет дополнительную доходность по вложениям. Надежда на укрепление курса, следует сказать, не беспочвенна. Новый руководитель НБУ Владимир Стельмах известен своим намерением ревальвировать гривню. Кроме него ряд экспертов считают, что это принесет только пользу экономике. Наконец, есть МВФ, настаивающий на укреплении украинской валюты. Мотивы его неизвестны, но не исключено, что они те же, что и в случае с Китаем, который благодаря искусственно заниженному курсу "завалил" США дешевыми товарами.
Пользуясь случаем, Минфин окончательно открестился от намерения возродить выпуск краткосрочных бумаг, и собирается в 2005 году ограничиться эмиссией долгосрочных ОВГЗ.
"Хотелось бы миллиард семилетних, три - пятилетних. В марте еще, наверное, выйдем с пятилетними бумагами, а в апреле проведем размещение семилетних. В январе пятилетних уже разместили на 1 млрд. грн., в феврале еще больше 1 млрд. грн., осталось выпустить бумаг на миллиард. До конца года нужно будет дробить хотя бы по 150 млн. грн., чтобы каждый месяц рынку хоть что-то предлагать", - поделилась планами Пахачук.
Минфин прогнозирует, что практически весь выпуск семилетних ОВГЗ возьмут в свой портфель нерезиденты. Аукционы впредь будут проводиться в первый вторник месяца. Это значит, что в конце марта следует ждать притока в Украину примерно на 200 млн. долл., а сразу после торгов 5 апреля - нового витка спора с НБУ на предмет ограничения доступа нерезидентов на рынок ОВГЗ. Вложения по госбумагам приблизятся к 800-900 млн. долл., и если иностранные инвесторы не будут форсировать вложения в корпоративные ценные бумаги, вполне возможно, что Минфину удастся продлить себе праздник работы с ними. Если же угроза стабильности курса будет нарастать, скорее всего, верх одержит НБУ.
МИНФИН ХОЧЕТ РЕФИНАНСИРОВАТЬ
Два ведомства не находят взаимопонимания еще в одном вопросе - участия Минфина в работе вторичного рынка ОВГЗ. Купля-продажа НДС-бумаг идет большими объемами еще с прошлого лета - на это указывает статистика сделок в ПФТС. Вторичный рынок обычных ОВГЗ также существует в Украине, благодаря усилиям банков-нерезидентов. В ПФТС и Reuters поддерживает котировки "ИНГ Банк Украина", готовится заняться тем же украин-ская "дочка" Ситибанка.
И все же, по признанию Пахачук, приобрести госбумаги на вторичном рынке невозможно. Продавцы завышают цены продажи, делая покупку у них ОВГЗ бессмысленной. "Они говорят - боимся, что кто-то у нас купит, а мы же со своего портфеля продавать не хотим", - рассказала глава департамента управления госдолгом, объясняя, что в таком случае маркет-мейкерам придется решать вопрос, куда девать образовавшуюся гривню. Покупать валюту невыгодно, потому что придется платить 1,5% в Пенсионный фонд, купить на аукционе новые бумаги тоже проблематично - те проходят редко, и конкуренция высока.
Между тем, наличие "вторички" жизненно необходимо. Прежде всего, как элемент проведения денежно-кредитной политики. В развитых странах контроль над объемом денежной массы контролируется за счет операций репо с гособлигациями. Покупая или продавая их, центробанк "расширяет" или "сужает" объем денег в обращении. Кроме того, рассказала Пахачук, это дополнительно простимулирует первичный рынок ОВГЗ.
"В 2004 году были случаи, когда новые нерезиденты приходили в украинские банки с просьбой приобрести бумаг миллионов на пять. Покупали, а через пять дней нерезидент поручал продать. Он проверял ликвидность рынка. А уже через какое-то время нерезидент приходил уже с 50 млн. долл. на покупку госбумаг. Любого срока, не имеет значения, лишь бы параметры доходности от и до", - рассказала она.
Чтобы решить имеющиеся сложности, Минфин планирует самостоятельно организовать вторичный рынок ОВГЗ, ото- брав агентов из числа отечественных банков. Проблема в том, что на агента по первичному размещению банки "не тянут", поскольку это предполагает обязательство выкупа, а сделать это они не смогут.
Пахачук видит выход из ситуации в поддержке банка-агента рефинансированием. "Если случаются вдруг краткосрочные разрывы с ликвидностью, центральный банк сделками репо сможет его поддержать ввиду того, что тот формирует портфель ОВГЗ", - подчеркнула она. Однако добавила, что НБУ не спешит пойти навстречу в вопросе рефинансирования. Поэтому, считают в Минфине, есть способ обойтись без Нацбанка.
"Хотим предложить, чтобы мы имели право поддерживать краткосрочную ликвидность в размере 200-300 млн. грн. в год за счет позиции единого казначейского счета. Естественно, через уполномоченного агента, отобранного на тендерных условиях, и через торговую площадку, допустим, УМВБ или ПФТС. Мы станем оператором на вторичном рынке ОВГЗ. На конец года мы бы позицию сворачивали", - рассказала Пахачук.
Выступить в новом качестве, считают в Минфине, им позволит закон "О долге", который уже находится на рассмотрении в Верховной Раде.
Безусловно, Нацбанк будет против такой идеи, признают в Минфине. НБУ сочтет это вмешательством в монетарную политику путем неконтролируемой эмиссии, за которую отвечает по закону исключительно он. Поэтому в министерстве надеются, что Нацбанк согласится участвовать в организации вторичного рынка, и противоречия будут устранены.
По материалам:
Київські Відомості
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас