Принудительный рейтинг. Эмитентов облигаций обязали платить новый "налог" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Принудительный рейтинг. Эмитентов облигаций обязали платить новый "налог"

Фондовый рынок
500
Петр ИЖИК, «День»
С 10 января вступило в силу решение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку «О введении системы обязательного рейтингования субъектов и инструментов фондового рынка». В соответствии с ним эмитенты облигаций в Украине для регистрации выпусков облигаций в ГКЦБФР обязаны предоставлять отчет уполномоченного комиссией рейтингового агентства об уровне кредитного рейтинга соответствующего выпуска облигаций, а также ежеквартально обновлять рейтинг в течение всего срока обращения облигаций. (По итогам конкурса, проведенного ГКЦБФР в 2004 году, победителем стала киевская компания «Кредит-Рейтинг»).
Это обязательное требование введено для ОАО, в уставных фондах которых есть государственная доля, предприятий, имеющих стратегическое значение, и предприятий-монополистов, и, по замыслу, должна повысить доверие инвесторов к отечественным эмитентам и снизить возможные риски.
Однако участники фондового рынка не только не выразили восторг от новогоднего «подарка» от ГКЦБФР, но и расценили его как попытку административным путем узаконить еще один налог на бизнес. Эта позиция рынка, по словам президента Первой фондовой торговой системы Ирины Зари, нашла отражение в совместном обращении ПФТС и Ассоциации украинских банков к ГКЦБФР. Член комиссии Сергей Бирюк не исключает, что ГКЦБФР может учесть этот негативный резонанс и несколько смягчить требования к обязательному рейтингованию эмитентов облигаций.
Тем временем участники рынка справедливо указывают на то, что обязательное рейтингование имеет под собой экономическую подоплеку: такая процедура стоит недешево — 50 тыс. гривен, а на поддержание рейтинга нужно ежегодно «отстегивать» еще 20—25 тысяч гривен. Как отметил председатель совета ПФТС, председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин, нехитрые расчеты показывают, что при наличии 100 эмитентов корпоративных облигаций можно буквально из воздуха получить семь миллионов гривен. При этом Тимонькин не исключает рационального зерна в этом новшестве, но указывает, что насаждается оно явно недопустимыми методами. В качестве положительной альтернативы Тимонькин сослался на опыт введения аудита в банковской сфере: к тому времени в Украине насчитывалось уже более ста аудиторских компаний, между ними существовала конкуренция, а у банков было право выбора (причем требования к аудиту дифференцировались в зависимости от величины банков). Ничего подобного, по мнению участников обсуждения, на отечественном рынке рейтингования сегодня не наблюдается. Спрос на соответствующие услуги сегодня сравнительно невелик, а отсутствие конкурентной среды на этом рынке делает уполномоченную комиссией компанию по сути монополистом. «То, что нас свели сегодня в одну компанию и туда загоняют весь рынок, это абсурдно, это должно быть сломано», — считает банкир. По его мнению, фондовый рынок должен самостоятельно рассмотреть форму создания такого рейтингового агентства, которое им бы и управлялось.
Между тем в пресс-релизе уполномоченной компании говорится, что использование системы кредитных рейтингов позволит украинским предприятиям получать доступ к более дешевым финансовым ресурсам путем устранения основного барьера для развития в Украине цивилизованного фондового рынка — неопределенности степени риска ценных бумаг. В условиях Украины обязательное рейтингование, уверены в «Кредит-Рейтинге», позволит снизить долю «непрозрачных» эмиссий, предназначенных для теневого оборота капитала, сделать рынок понятным для инвесторов, обеспечив приток инвестиций. Кроме того, считают в агентстве, обязательное рейтингование даст толчок для развития в стране новых финансовых институтов — негосударственных пенсионных фондов и институтов совместного инвестирования.
Правда, в прошлом году украинский фондовый рынок доказал, что и без административного вмешательства он может успешно прогрессировать. Общий объем торгов ПФТС в 2004 году достиг рекордного за все годы уровня — 7 миллиардов гривен (75% общего объема организованного фондового рынка Украины), а индекс ПФТС вырос в 3,3 раза и достиг своего исторического максимума — 260,13 пункта. Оглашение результатов переголосования на президентских выборах в Украине привлекло внимание иностранных инвесторов к украинскому финансовому рынку и обеспечило нашей стране в 2004 году наивысший в мире рост индекса Standart&Poors — 170,33%. Среди факторов, способствовавших росту показателей, Ирина Заря называет расширение перечня финансовых инструментов за счет НДС-облигаций и инвестиционных сертификатов, стремительное развитие сектора муниципальных облигаций (объем торгов увеличился в 67 раз), возрастание присутствия на рынке институциональных инвесторов — пенсионных фондов и страховых компаний. В свете этих достижений И.Заря оптимистично оценивает перспективы фондового рынка в новом году: «Рынок находится в точке хорошего старта». Соглашаясь с этим прогнозом, Борис Тимонькин предсказывает, что в 2005 году, в отличие от предыдущего года, темпы роста рынка акций будут выше, чем на рынке облигаций. Недоумение у банкира вызывает только невиданная щедрость правительства, утвердившего программу развития национальной депозитарной системы и выделившего в бюджете 2005 года на эти цели 145 млн. грн. (на реализацию всей программы планируется направить около двух миллиардов). По утверждению Тимонькина, специалисты депозитария МФС оценивают эту сумму как многократно завышенную, поскольку максимальная потребность депозитарной системы составляет не более… 15 млн. грн. Интересно бы знать, по каким каналам намеревались сплавить избыточные средства?
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас