О том, как банковская система пережила 2004 год — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

О том, как банковская система пережила 2004 год

Валюта
222
Вячеслав БУТКО
Минувший год для отечественных банков был прогнозируемо сложным. Помимо позитивных моментов, связанных с передовой ролью в процессе возрождения промышленности Украины, были и негативы. Более того, не будет преувеличением сказать, что финансовая система страны — это концентрированное отражение процессов, происходящих в экономике в целом.
Капитализация
Начну с проблемы, которая сопровождает украинские банки все время их существования и была особенно острой в минувшем году. Речь идет о капитализации. В последние годы мы наблюдаем серьезную диспропорцию между динамикой роста некоторых показателей работы банков. За минувшие пять лет объем вкладов населения увеличился в 10 раз, сумма активов — в 10 раз, а размер собственного капитала — всего лишь в 2,7 раза. Что может произойти с банком, рост активов которого не подкреплен увеличением капитала? Вопрос риторический. В таких условиях даже столь значительное увеличение ресурсной базы за счет роста вкладов населения выглядит скорее тревожным, нежели положительным моментом. К сожалению, в 2004 году в этом направлении прорыва не случилось.
Иностранные инвесторы никогда не относили Украину к государствам с привлекательным инвестиционным климатом. А высокие политические риски способствуют росту рисков экономических. Структурные реформы находятся в зачаточной стадии, правовое поле по-прежнему отдает приоритет заемщику перед кредитором, перспективы роста ВВП туманны, зато ясны перспективы увеличения инфляции. Не являлись реальными и возможности пополнения капитала банковской системы за счет таких традиционных источников, как средства страховых и инвестиционных компаний, паевых и пенсионных фондов. Не было возможности увеличить капитал и за счет излюбленного в последнее время источника — прибыли банков. Причина — ее небольшая величина, вызванная серьезными потерями финансовых учреждений в ноябре—декабре 2004 года. Не лучшая ситуация была и в экономике в целом, что практически исключает пополнение уставных фондов банков за счет прибыли субъектов хозяйственной деятельности. Одним словом, грустно. И выхода пока не видно.
Кредитование
Следующая проблема касается всей экономики в целом. Называется она — темпы роста кредитования предприятий. Проблема эта отнюдь не надуманная. Еще недавно наша страна занимала четвертое место в мире по темпам кредитования народного хозяйства, которые по методу "цепного индекса" составили 62% в годовом исчислении. В 2004 году Нацбанку пришлось прилагать серьезные усилия для сдерживания кредитной экспансии банков, что было насущной необходимостью, по крайней мере, на протяжении 10 месяцев — с целью недопущения перегрева экономики и роста инфляции. Первое удалось. Второе — не очень, но не по вине финансовых учреждений. Также очень важным является и низкое "качество" заемщиков, что существенно повышает риски банков. В контексте этой политики НБУ пользовался различными методами, среди которых основными были ужесточение норматива адекватности капитала и увеличение нормативов обязательного резервирования.
В марте прошлого года было увеличено до 10% нормативное значение адекватности капитала. При этом Нацбанк сделал и некоторые послабления: разрешил учитывать в капитале средства, привлеченные от эмиссии "внешних" облигаций и так называемый субординированный долг. К сожалению, и эта мера не принесла улучшения положения — средний по банковской системе показатель адекватности капитала едва превышает 12%, а большинство крупных банков балансируют на допустимой границе.
Причина такого положения — опять же в опережающем росте активов над ростом пассивов. Норматив обязательного резервирования был ужесточен, начиная с 1 июля 2004 года с одновременным его качественным преобразованием в виде ежедневного резервирования (также направленным на сдерживание излишней ликвидности банков). Однако, видимо, проявив политическое чутье, Нацбанк начиная с 1 октября 2004-го несколько либерализовал свои требования. Помимо совершенно разумного желания обуздать молодецкую активность банков в процессе кредитования из-за повышения рисков для самих финансовых учреждений, это было необходимо сделать и с целью недопущения неконтролируемого роста инфляции. Этого достичь в желаемой мере не удалось, хотя вины НБУ особой нет.
Облигации
К позитивным итогам минувшего года стоит отнести хоть и единичный, но удачный выход украинского банка на международный рынок с облигационным займом. "Укрсиббанк" разместил свои еврооблигации на сумму в 100 миллионов долларов. Заявлял о подобных планах и "Укрэксимбанк", но пока до реализации не дошло. Многообещающим мог быть синдицированный кредит банку "Надра", который собирался предоставить казахский банк "Туран-Алем", однако невовремя подоспел конфликт интересов между собственниками украинского финансового учреждения. Тем не менее, казахи не отступили от намерения работать на украинском рынке и приобрели пакет акций "Трансбанка". Сменил хозяина и "Кредит Банк (Украина)". Теперь контрольным пакетом акций банка с наибольшей иностранной инвестицией владеет крупнейший польский банк PKO.
Учетная ставка
К сожалению, такой важнейший макроэкономический показатель, как учетная ставка НБУ, в украинских реалиях по-прежнему не выполняет обычные для этого показателя функции. Ставка Нацбанка далека от реальных ставок кредитования субъектов хозяйственной деятельности, как власть от народа. Роль ориентира по рефинансированию НБУ коммерческих банков она также не выполняет. Как и раньше, практически был закрыт для деятельности банков рынок ценных бумаг. Причина — фактическое отсутствие рынка как такового. Единственный спекулятивный актив, с которым активно работали финансовые учреждения, — это НДС-облигации. Ничего принципиально нового не происходило и на валютном рынке. Не побаловали нас ни валютными фьючерсами, ни форвардами, ни реальным увеличением открытой валютной позиции (временное послабление в октябре—ноябре было исключительно вынужденным шагом).
Банковские металлы
Очень популярной услугой в 2004 году как для юридических, так и для физических лиц была покупка золота с последующим размещением его на депозитных счетах. Драгоценные металлы в любое время считались лучшим вариантом тезаврации. Особенно привлекательно такие операции стали выглядеть в период политического кризиса. К сожалению, это совпало по времени с 16-летним пиком цены на желтый металл на мировых рынках. Следствием этого стала оправданная осторожность — покупка актива на пике его ценового роста обычно приводит к потерям при его продаже вследствие падения цены. А для тех, кто все-таки решился купить золото, банки предлагают очень высокую доходность — до 8% годовых по депозитам в золоте.
Осенняя напряженка
Пожалуй, наиболее сильно отразились на ситуации в банковском секторе события, связанные с выборами президента Украины. Первые тревожные звоночки прозвучали еще в середине октября, когда резко возросший спрос на иностранную валюту заставил НБУ "глубоко залезть" в накопленные ранее золотовалютные резервы. Суммарно с середины октября по начало декабря с целью локализации панических настроений граждан пришлось продать около 1 миллиарда долларов. Неслабая цена была уплачена за фальсификацию выборов, заявления о самоопределении отдельных регионов, бюджетный сепаратизм. И если бы только этим все ограничилось. Считал ли кто-то потери клиентов банков от внедрения в жизнь постановления НБУ №576? А ведь при всей юридической сомнительности этого нормативного акта однозначно можно утверждать, что именно он фактически предотвратил коллапс банковско-финансовой системы. Потери самих банков уже приблизительно подсчитали.
По мнению президента АУБ Александра Сугоняко, в связи с политическим кризисом на счета в украинские банки не поступили средства в размере 11,7 миллиарда гривен. НБУ уже выдал 12 банкам стабилизационные кредиты на сумму свыше 1,3 млрд. грн. Всего же более 30 банков обратились в главное финансовое учреждение страны с подобной просьбой. Вероятно, общая сумма стабилизационных кредитов, которые НБУ предоставит коммерческим банкам, составит 17 млрд. грн. Знающие люди подтвердят — стабкредиты приходится брать отнюдь не от хорошей жизни. Что ж, в очередной раз мы вынуждены благодарить наших дорогих (в прямом смысле этого слова) политиков.
Кадровые ротации
Конечно же, нельзя обойти вниманием кадровую проблему. Фактически, начиная с середины 2004 года, глава НБУ Сергей Тигипко сосредоточился на работе в качестве руководителя официального предвыборного штаба кандидата от власти, оставив "на хозяйстве" своего молодого заместителя. Безусловно, не обошлось без множества мелких и средних просчетов. Однако в самый ответственный момент Арсений Яценюк проявил высокий уровень профессионализма, ответственность и оперативность. К сожалению, подобное трудно сказать о его бывшем шефе, который предпочел покинуть тонущие корабли, явно недооценив перспективы спасения одного из них. Повторное назначение Владимира Стельмаха на пост председателя Нацбанка можно отнести к немногим удачным кадровым решениям Леонида Кучмы. Опытный, консервативный и достаточно жесткий банкир, скорее всего, сможет вывести финансовую систему страны из кризиса. А если лучшие кадры из старой команды не покинут свои посты, можно надеяться на удачный сплав молодости и опыта в руководстве НБУ.
Вместо послесловия
Сложным получился 2004 год для страны, непростым он был и для банковской системы. К сожалению, мы вновь убедились в том, что политическая нестабильность запросто может разрушить то положительное, что создавалось кропотливым трудом на протяжении нескольких лет. Исходя из этого, полагаю, что большая часть 2005 года будет "израсходована" на восстановление утраченного. Но ближайшее будущее — это уже тема другой статьи...
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас