Бензин может подорожать снова — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бензин может подорожать снова

Энергетика
67
Летняя стабильность на украинском рынке нефтепродуктов может закончиться уже в ближайшие недели. Толчком для нового скачка цен на топливо, не исключено, станет рост цен на сырую нефть на мировом рынке (уже сейчас цена барреля сырой нефти на Лондонской бирже достигла рекордной отметки — $46,7). А также повышение налогов на вывоз черного золота в соседней России.
Увеличение налога на экспорт российской нефти произошло 1 августа нынешнего года. Как сообщалось, российский парламент в начале августа одобрил законопроект о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которым российская сторона перейдет на взимание НДС по принципу страны назначения при экспорте и реализации нефти и газа на территории стран СНГ. То есть для российского бюджета налогообложение этих операций будет происходить по нулевой ставке НДС вместо действующей сейчас ставки 18%. Потери российского бюджета от перехода со странами СНГ на взимание НДС по нефти и газу по принципу страны назначения (они оцениваются примерно в 40 млрд. руб.) будут компенсированы увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). НДПИ на нефть предлагается увеличить с 400 до 419 руб. за тонну нефти, на газ — со 107 до 135 руб. за 1000 куб. метров природного газа. От повышения НДПИ на нефть предполагается дополнительно получить 10,4 млрд. руб., на газ — 16,4 млрд. руб. Без сомнения, это автоматически приведет к подорожанию добываемой нефти и, как следствие, увеличению ее экспортной цены.
Кстати, по мнению аналитиков, российская власть косвенно является причастной к ценовому хаосу и на мировых рынках топлива. Вдобавок к приостановке поставок нефти из Ирака, основные игроки говорят о реальной возможности сокращения поставок черного золота и из России, которая сегодня занимает второе место в мире по добыче нефти. Все это связано прежде всего с делом печально известной компании "ЮКОС", которую российские власти обвиняют в уклонении от уплаты налогов.
Арест счетов и угроза банкротства российской нефтяной компании №1 (20% всей нефтедобычи в России) привели к тому, что представители компании стали заявлять о том, что начиная со второй половины августа "ЮКОС" может сократить добычу нефти и прекратить ее экспорт. И хотя доля российской компании непосредственно на украинском рынке довольно незначительна, тем не менее "ЮКОС" является основным поставщиком топлива для западных соседей Украины — Польши, Словакии и Венгрии. Понятно, что в случае возникновения топливного дефицита цены на нефть и нефтепродукты у других российских компаний сразу подрастут.
Чем это угрожает украинским автолюбителям и экономике страны в целом? Основная опасность заключается в том, что запас возможностей для сдерживания роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов при таком стремительном скачке цен на нефть практически исчерпан. Фактически цены на бензин уже потихоньку ползут вверх. Пока это касается лишь низкооктанового бензина и дизельного топлива, цены на которые не были зафиксированы, согласно договоренностям между Кабмином и нефтяными компаниями. Однако и роста цен на высокооктановые марки топлива ждать, скорее всего, придется недолго, особенно если экспорт нефти из России уменьшится к осени, как это и прогнозируют ключевые игроки нефтерынка.
Наиболее пессимистичные прогнозы предусматривают, что цена на автомобильный бензин будет на уровне 5 грн. за литр. Иными словами, ценники на бензиновых заправках в Украине не будут отличаться от аналогичных в Восточной Европе, и наш автолюбитель станет платить за бензин ровно столько же, сколько поляк или венгр.
Еще одним настораживающим моментом следует считать тот факт, что подорожание дизтоплива и бензина произойдет в самый пик сбора урожая. Соответственно, увеличение затрат сельскохозяйственных компаний приведет и к росту цен на продукцию нового урожая, в первую очередь на хлеб. Уже сегодня производители говорят, что тонна зерна нового урожая будет стоить не менее 1000 грн. за тонну, а не 800 грн., как предлагает государство. Таким образом, бензиново-хлебный цейтнот таит в себе опасность в первую очередь для правительства, особенно с оглядкой на президентские выборы, в которых принимает участие премьер Виктор Янукович. А сегодня судьба очередного бензинового кризиса целиком и полностью находится в руках российских нефтяных компаний, работающих сейчас в Украине и занимающих до 80% украинского рынка нефти и нефтепродуктов. На этом фоне совершенно неслучайным выглядит спешный визит Виктора Януковича в Россию, где он обсуждал с Михаилом Фрадковым как раз вопросы сотрудничества в нефтегазовой отрасли.
Да, пока между украинским правительством и нефтяными компаниями действует соглашение о том, что в обмен на фиксацию цен на внутриукраинском рынке российские компании смогут свободно вывозить нефтепродукты, произведенные на украинских НПЗ. Однако не стоит забывать, что после окончания президентских выборов нефтеперерабатывающие заводы также пойдут по пути увеличения цен на нефтепродукты, а это повлечет за собой и рост цен на основные товары "потребительской корзинки".
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас