О чем молчит НБУ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

О чем молчит НБУ

Кредит&Депозит
62
Шестые по счету изменения к Положению о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь по кредитным операциям банков в минувшую среду свалились на головы банкирам в форме постановления НБУ № 300. Не то, чтобы это произошло неожиданно - временно исполняющий обязанности председателя Нацбанка Арсений Яценюк предупредил о намерениях стимулировать кредитование в национальной валюте еще в июне. Однако, как сообщил "Контрактам" президент ассоциации "Киевский банковский союз" Леонид Черновецкий, постановление № 300 было направлено на регистрацию в Минюст без согласования с банкирами.
Когда номер готовился к печати, информация о судьбе изменений так и не поступила. Вопрос о том, будут ли банковские ассоциации в судебном порядке оспаривать процедуру подготовки и утверждения постановления, остался открытым. Хотя источники в Минюсте вероятность регистрации "шестой поправки" оценили как "более, чем высокую". А управляющий киевской областной дирекцией Укрсоцбанка Андрей Онистрат заметил, что "ограничение валютного кредитования юридических лиц, инициированное Нацбанком, логически объяснимо: аналогичные действия по отношению к физлицам вызвали бы еще больший резонанс".
Правление решило
Исходя из действующих нормативов, объем формируемых банками резервов под кредитные операции равен чистому кредитному риску (разнице между общей задолженностью и залоговым обеспечением по кредитам), взвешенному на соответственный коэффициент резервирования (зависит от надежности заемщика и вида операции). Величина резервов (средств, отвлекаемых от активных операций) непосредственно влияет на величину процентной ставки по кредитам. А потому не более двадцати изменений к порядку формирования резервов, принятые правлением НБУ, могут существенно повлиять на конъюнктуру отечественного рынка кредитных услуг. Не вдаваясь в дебри балансовой классификации, остановимся на двух принципиальных изменениях.
Первое - при определении чистого кредитного риска по валютным кредитным операциям стоимость обеспечения (залога) не учитывается в том случае, если контрагент банка не имеет валютных поступлений от своей деятельности в объемах, необходимых для погашения кредита. Проще говоря, банк, выдавая валютный кредит заемщику, не имеющему стабильного дохода в СКВ, обязан формировать резерв на всю сумму кредита. Исключение составляют лишь "безусловные гарантии" - Кабмина Украины, банков инвестиционного класса (с соответственным рейтингом Fitch, IBCA, Standard&Poor`s, Moody`s), правительств государств категории "А", МБРР, ЕБРР и так далее, включаемые в расчет резерва.
Второе изменение - если кредитная операция осуществляется в СКВ, а у заемщика нет валютных поступлений в объемах, необходимых для погашения кредита, то определенная по результатам классификации кредитного портфеля категория операции понижается на один уровень (то есть операция требует большего резерва со стороны банка-кредитора). Исключение, в данном случае, предусмотрено только для заемщиков, заключивших фьючерсный договор на изменение курса СКВ на срок, не меньший срока кредитного договора.
Цена вопроса
Лейтмотив изменений НБУ понятен. Яценюк неоднократно заявлял, что банковскую систему необходимо оградить от рисков колебаний валютного рынка и невозврата валютных кредитов. А параллельно - переориентировать заемщиков на гривневые ресурсы, снизив ставки по кредитам в национальной валюте.
В случае регистрации постановления Нацбанка можно ожидать "незначительного увеличения кредитных ставок (в валюте) для юридических лиц, поскольку среди кредитующихся в валюте процент экспортеров крайне невысок: в большинстве банков он не превышает 5%", - заметил "Контрактам" Онистрат. Тогда как понижение класса заемщика, по его мнению, теоретически влечет за собой масштабный рост ставок. "На практике, не будь физических лиц, между банками существовала бы более жесткая конкуренция по размещению долларовых активов. Тенденции таковы, что темпы размещения активов в рознице значительно превышают объемы средств, привлекаемых от физлиц. Это, в свою очередь, является сдерживающим фактором для роста ставок по валютным кредитам в корпоративном бизнесе, поскольку существует альтернатива размещения активов в индивидуальном сегменте", - подчеркнул управляющий киевской областной дирекцией Укрсоцбанка.
Категоричнее высказался Черновецкий. По его словам, если изменения НБУ будут имплементированы, то произойдет "резкое снижение темпов валютного кредитования физлиц", "сворачивание кредитных программ и проектов", "рост ставок по кредитам на 100% и более" и т. д.
Обобщая сказанное, большинство опрошенных банкиров сходятся на том, что рыночная ставка по валютным кредитам в результате нововведений вырастет на 1,5-2,5% (до 14,5-15% годовых). Не исключено также незначительное снижение ставок по гривневым кредитам - на 1-1,5% годовых. Хотя, как обратил внимание начальник управления стратегического менеджмента банка "Надра" Александр Слободяник, "уровень ставок по гривневым кредитам не связан с валютными ставками напрямую и, в первую очередь, зависит от цены на ресурсы в гривне, которая остается высокой вследствие неуверенности участников финансовых рынков в долгосрочной устойчивости гривни". Слободяник уверен, что инициатива НБУ "существенно снизит доступ отечественных предприятий и населения к долгосрочным заемным средствам в валюте".
О чем молчит НБУ
Стопроцентным следствием "шестой поправки" станет увеличение расходов банков на формирование резервов. "Для каждого банка из "первой десятки" отложенные расходы будут исчисляться десятками миллионов гривен, что, в конечном итоге, значительно ухудшит их финансовый результат за 2004 год", - сказал Онистрат. Он же отметил, что "удельный вес валютных кредитов юридических лиц в структуре портфелей финучреждений достаточно высок", и "банки станут более требовательны к юридическим лицам, кредитующимся в валюте". Скорее всего, это будет выражено в ужесточении требований к документам, платежеспособности, кредитным историям клиентов и т. д. Черновецкий в этой связи прогнозирует "замораживание на корсчетах коммерческих банков сотен миллионов долларов США". Возможно, именно тех миллионов, которые, как предположили "Контракты" в прошлом номере, были предназначены для политического инвестирования.
По материалам:
Деловая Неделя
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас