Капитальное наполнение — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Капитальное наполнение

Фондовый рынок
897
Владимир Стельмах, экс-председатель Нацбанка Украины
Задача увеличения капитала для обеспечения оптимально-необходимого уровня платежеспособности важна для обоих уровней банковской системы и должна решаться ими синхронно.
Не секрет, что качество собственного капитала многих банков невысокое, поскольку значительная часть собственного капитала сформирована не в денежной форме и реально выведена из банков. Соответственно, платежеспособность таких банковских учреждений весьма сомнительна, что красноречиво подтверждается российскими событиями.
Базельский консенсус
Учитывая рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Б-1», международное банковское сообщество достигло консенсуса, что оптимальный коэффициент платежеспособности каждого банка должен составлять не ниже 8%. При соблюдении этого требования вся банковская система будет стабильно функционировать и пользоваться доверием со стороны клиентов, не создавая проблем для экономики.
Стандарты сами по себе кажутся невысокими и легко достижимыми. К слову, в качестве примера я обратился к данным 130-летней давности. Еще тогда Харьковский, Полтавский, Киевский, Санкт-Петербургский и Московский акционерные банки поддерживали отношение собственного капитала к портфелю ссуд выше 10%. Это были надежные банки, и на протяжении 15 лет темпы роста их собственного капитала опережали темпы роста кредитных вложений. В отношении другого слагаемого знаменателя коэффициента платежеспособности с учетом «активов под риском», стандарты «Б-1» требуют в дополнение к собственному капиталу создавать адекватные резервы в денежной форме.
Анализ деятельности банковской системы в мировом масштабе свидетельствует, что основные причины слабости национальных банковских систем — большие издержки банков по отношению к ВВП (5% и более, при оптимальном — 2%) и высокие риски (8-10%, при оптимальном — до 1,5%). Повторяющиеся кризисы заставляют мировое финансовое и, в частности, банковское сообщество работать над проблемами снижения издержек и уменьшения рисков. Эти цели должны быть достигнуты за счет освоения новых стандартов и технологий. Прежде всего — на основании использования международных стандартов повышения качества менеджмента — ISO 9001:2000 (СМК), а также решений Базельского комитета, известных под названием «Базель-2», основой которых являются стандарты «СМК».
Для нашей молодой банковской системы стандарты «Б-1» еще не стали нормой, тогда как уже грядут стандарты «Базель-2» или так называемое «Соглашение по капиталу», инициированные ведущими банками США.
Основные компоненты «Б-2»:
— минимальные требования к капиталу;
— оценка достаточности капитала органами надзора;
— раскрытие информации перед общественностью.
Изюминка этих стандартов заключается в следующем:
— в большей степени увязываются требования достаточности капитала с консолидированными банковскими рисками. Индивидуальный риск каждого заемщика приводит к снижению собственного капитала с учетом рыночного риска залогового инструмента. Положение «хороших» заемщиков улучшится, «плохих» — ухудшится. У отдельных банков может произойти существенное падение собственного капитала;
— значительно расширяются виды финансовых инструментов, которые могут быть залогами по ссудам;
— вводится более четкая методология расчета рисков: простые, сложные, проблемные, операционные;
— банки могут самостоятельно определять степень риска, размер возможных потерь по ссудам и на этом основании относить кредит к той или иной группе риска. Все это требует высокой профессиональной оценки, оказывающей влияние на уменьшение объема необходимых резервов;
— банки обязательно должны создать собственные системы оценки рисков и внутренние рейтинговые системы с целью точного определения категорий риска;
— существенно повышается уровень транспарентности банка, то есть увеличивается объем раскрываемой информации рынку о состоянии достаточности капитала. Существенно повышаются требования к качеству, стандартам и приоритетам раскрытия банковской информации, провозглашается принцип наиболее широкой, даже максималистской, ее прозрачности. Кроме общих сведений эти стандарты требуют от кредитной организации в обязательном порядке представлять информацию о финансовом положении, финансовых результатах, их изменениях;
— лимит платежеспособности устанавливается на уровне не ниже 8%.
Введение стандартов «Б-2» намечено на конец 2006-го, но уже сейчас нам необходимо принять ряд серьезных мер, чтобы быть готовыми к новым требованиям.
Банки должны
Наша банковская система из-за высоких издержек, рисков и низкого качества капитала испытывает недостаточность капитала. С введением же стандартов «Базель-2» эта проблема обострится — произойдет сокращение собственного капитала, что повлечет за собой сокращение кредитования. В условиях конкуренции, когда каждый банк позиционирует себя как «особенный» и «неповторимый», объем собственного и особенно сердцевинного капитала (средств акционеров) является главным критерием, на основании которого общество оценивает его мощь и масштабность. Задача увеличения капитала для обеспечения оптимально-необходимого уровня платежеспособности важна для обоих уровней банковской системы и должна решаться ими синхронно.
Прежде всего, банки должны согласовать с собственниками программы капитализации. И в течение 2004 — 2006 годов:
— осуществить тщательную ревизию наличного собственного капитала и принять меры к тому, чтобы за 1,5-2 года создать реально-качественный необходимый капитал;
— осуществить программы сокращения издержек банка, повышать прибыль и убеждать акционеров капитализировать ее;
— осуществить котировку акций на финансовом рынке, реорганизовавшись из закрытых в открытые акционерные общества. Дополнительную эмиссию акций (увеличение капитала) также необходимо проводить на открытом рынке;
— создать внутренние кредитные бюро, разработать паспорт (анкету) заемщиков. «Б-2» требует наличия 5-летнего срока кредитных историй;
— осуществить «Стресс — анализ» деятельности, просчитать влияние всех возможных комбинаций факторов риска, выявить их взаимозависимость и разработать программу по компенсации возможных потерь капитала и платежеспособности банка;
— осуществлять диверсификацию и страхование рисков, особенно инсайдерских;
— периодически осуществлять консолидацию активов и сокращать «активы под риском» даже с учетом того, что это может привести к изменению структуры портфеля и сокращению валюты баланса;
— оптимизировать организационную структуру банка и четко выстроить в ней систему функциональной деятельности;
— изменить подходы и критерии оценки менеджмента с «традиционно-интуитивных» на профессиональные;
— обеспечить всех сотрудников (клерков) необходимым пакетом инструкций и своевременно их обновлять или отменять. Ввести должность главного менеджера, который до начала оперативного дня обязан проверять соблюдение этой нормы, а клерки обязательно должны подтверждать это своим кодом;
— разработать и утвердить как официальный документ программу долгосрочной деятельности банка. Подчинить стратегическим задачам оперативные и тактические планы.
Банки также должны создать:
— жизнеспособную систему управления рисками на основе проведенной ревизии;
— гарантию здравого учета и профессионально-грамотного независимого внутреннего аудита. Необходимо иметь в виду, что интенсивность рынков прямо пропорциональна интенсивности активных (кредитных, фондовых) операций, сопровождающихся снижением динамики рентабельности капитала банка;
— надежную систему управления банком в целом. Квалификацию и мотивацию руководителей и менеджеров необходимо оценивать с учетом их поведения. Принимаемые ими решения должны быть взвешенными, четко выверенными, добросовестными, конструктивными и способствующими реализации принципов эффективного управления;
— внедрить в повседневную практику принцип предусмотрительности и осторожности. Начислять расходы при любых предположениях их появления, доходы — только при 100% уверенности в том, что они будут.
В целом же прагматическая деятельность банка должна осуществляться в режиме соблюдения «Золотого правила банковской деятельности».
Позитивные перспективы развития банковского сектора во многом зависят от структуры его собственности. Подавляющее число банков контролируется узким кругом лиц, что чрезвычайно ограничивает возможности наращивания сердцевинного капитала и развития банка, особенно в критических ситуациях. Преодолевать трудности легче коллективно, чем поодиночке. Ведь ресурс такой группы всегда меньше ресурса большой компании или массовых акционеров. По этой же причине процесс превращения банков в публичные компании, которые могут котировать акции на бирже и представлять наиболее полную информацию о своей деятельности, существенно тормозится. Если система контролируется ограниченным кругом физлиц, то она менее устойчива, поскольку вкладчики не могут быть уверены в том, что главные акционеры не принесут в жертву интересы клиентов и потребность в капитализации в угоду собственным целям.
Увеличение капитализации — это надежный фактор снижения рисков.
Надежность банка характеризуют также показатели:
— доля (квота) сердцевинного капитала в рисковых активах — не ниже 4 %;
— левередж — не менее 3 %.
Важность и взаимозависимость квоты сердцевинного капитала и коэффициента платежеспособности можно показать на примере стран, чьи банковские и экономические системы считаются самыми надежными в мировом банковском сообществе (см.таблицу).
Советы для Нацбанка
На данном этапе для нашей банковской системы характерны чрезвычайно низкая капитализация, отсутствие надлежащей прозрачности, транспарентности и подотчетности, в силу чего система не способна мобилизовать необходимые ресурсы для долгосрочного финансирования модернизации производственных активов. Центральному банку следует разработать для банков методологические документы с тем, чтобы, исполняя их, они могли без стрессов войти в режим «Б-2».
Учитывая, что качественная капитализация станет мощным фактором преобразования банковского сектора в реальную банковскую систему, необходимо добиться осуществления банками капитализации и помочь им в этом.
Для этого необходимо осуществить протекционистский подход:
1. Получить от банков программы оздоровления и увеличения капитала, оценить их и контролировать выполнение.
2. Осуществить меры, позволяющие банкам сократить издержки, в том числе :
а) упразднить второстепенную отчетность;
б) освободить от затратных и несвойственных им функций и работы, например, контроль над кассовой дисциплиной предприятий;
в) ужесточить и усовершенствовать норматив обязательных резервов денежных средств;
г) диверсифицировать финансовые инструменты с тем, чтобы они позволили банкам наиболее полно использовать их ссудный капитал;
д) оказать помощь при консолидации банков;
3. Создать общегосударственный публично доступный реестр банков, в котором также содержалась бы информация о реальных собственниках банка.
4. Добиться, чтобы банки норматив достаточности капитала определяли с учетом его качества. Например, увеличение капитала за счет переоценки основных фондов, если банк не котирует свои акции на открытом рынке или не выплачивает дивиденды, вызывает большие сомнения в реальном увеличении капитализации.
5. Добиться от государства капитализации или корпоратизации государственных банков.
6. Добиться принятия законов:
— о рейтинговых (кредитных) бюро;
— о достоверной оценке кредитоспособности;
— о защите банков от досрочного, без согласия банка, изъятия срочных депозитов и вкладов;
— об освобождении от налогов прибыли и средств, которые банки или другие лица вкладывают в капитал банка;
— улучшения законодательно-нормативной базы в части существенного ускорения регистрации капитала;
— освобождения от налогообложения расходов и прибыли, направляемую бизнес-структурами на погашение долгосрочных кредитов;
— позволить небанковским финансовым учреждениям (особенно страховым компаниям) вкладывать прибыль в капитал банков без каких-либо ограничений;
— ввести нормы, позволяющие без ограничения привлекать в банковский сектор Украины капитал из стран-членов ОЭСР и (или) сотрудничающих с FATF, но с условием гарантирования привлеченных в Украине депозитов в порядке, действующем в странах-донорах.
7. С учетом положений «Б-2» установить для всех банков стандарты, периодичность и порядок раскрытия информации, необходимую степень агрегированности и восприятия данных бухгалтерского учета, счетов прибылей и убытков.
8. Организовать отчетность банков таким образом, чтобы она исключала фальсификацию и была бы наиболее полной.
9. Определить порядок и оптимальную регулярность публикации банками отчетности в удобной для широкой публики форме, чтобы потенциальные клиенты могли получить максимально полное представление о степени рисков, отражающих истинные размеры недействующих кредитов и, что еще более важно, о методах управления и контроля над рисками. Отчетность также должна содержать информацию о финансовом положении, финансовых результатах и об их изменениях.
10. Создать ликвидно-консорциумный банк для банкротства банков или их «плохих» клиентов и оказывать ему соответствующую поддержку.
11. Особое внимание уделить профессионализму менеджмента каждого банка, без либерализма.
Необходимо помнить, что помощь центрального банка, в том числе и финансовая, должна быть разумной и взвешенной. Мировая, да и украинская, практика свидетельствуют — вероятность ухудшения положения в банке высока, если его руководство надеется получить помощь со стороны на любых условиях и в любом случае.
Эти проблемы центральный банк также должен решать таким образом, чтобы «Б-2» в руках органов надзора не стал очередным догматическим жупелом. Они должны понимать характер принимаемых банками рисков и быть уверенными в надлежащем управлении и динамике этих рисков. Абсолютно понятна истина — эффективность банковской деятельности обратно пропорциональна степени вмешательства внешних юристов в абстрактные категории банкового дела. Банки теряют капитал от субъективных судебных решений, ибо у нас еще нет эффективной судебно-правовой системы защиты интересов банковского бизнеса в сфере кредитования и борьбы с преступными посягательствами на банковский капитал. В реальности же должен верховенствовать Закон, а не законники.
Риски и глобализация
Не понимая сути и роли денег и банков в обществе, политические деятели сводят проблемы совершенствования банковской системы к затратным организационным вопросам. И совершенно незамеченными остаются проблемы усовершенствования банковского права. Нет достаточной юридической четкости и закрепления тех основных норм, на которых должна строиться система банковского права. Один из основных путей решения этой проблемы — подготовка и принятие банкового кодекса. Кодекс создаст стабильность в правовом регулировании банковских отношений. Банковская система станет намного мощнее, надежнее и привлекательнее как для инвесторов, создающих банку собственный капитал, так и для круга вкладчиков, формирующих ссудный капитал. Все это, несомненно, принесет пользу общественному производству.
Мы обязаны решить эти задачи позитивно, ибо стремимся в ВТО, ЕС, а рост финансовой глобализации требует эффективного и достоверного обмена информацией между национальными системами, управляющими рисками. Поскольку в условиях глобализации экономических процессов банки полномасштабно вступают в прагматическую фазу своей деятельности, стремятся наработать надежные связи с мировой экономической системой и банковским сообществом, то им необходимо по сертификации соответствовать стандартам «Б-2». Наличие такой сертификации будет свидетельствовать о способности национальной банковской системы принимать и обрабатывать зарубежные инвестиции.
Вместе с тем интеграция предполагает необходимость и наличие развитого внутреннего рынка капитала, который мог бы предоставлять услуги и ресурсы необходимого уровня и в необходимых объемах реальному сектору экономики, не говоря уже о поддержке инновационной модели развития и, тем более, венчурных проектов. При таких условиях можно надеяться, что международные финансовые рынки могут взаимодействовать с нашими финансовыми институтами на основе доверия, взаимной выгоды, надежды.
Что ожидает нас, если банковская система будет не готова отвечать международным стандартам, т. е. «Б-2»? Ничего «страшного». В худшем случае между украинским рынком и финансовыми рынками других стран возникнет зеркало из бронированного стекла — мы их видим, а они нас нет. Вопрос будет заключаться в тех рейтингах, которые мы получим — суверенном, индивидуальных.
По мере перехода мировых финансовых институтов на стандарты «Б-2» и СМК перед нами один за другим закроются все внешние рынки, так как все кредитные учреждения должны быть сертифицированы на соответствие стандартам «Б-2». И произойти это может очень скоро — например, финансово-банковский комитет Швейцарии уже рекомендовал своим банкам работать с клиентами и заемщиками только на основе механизмов и технологий «Б-2». Весьма ощутимо мы это почувствуем после вступления в ВТО — все отечественные банки, не сумевшие освоить стандарты СМК и «Б-2», окажутся не конкурентоспособными.
Стандартов «Б-2» еще не утвердили, но уже разрабатывается система «Б-3», стандарты которой основаны на Global Cuctody. Они предусматривают создание единого общемирового финансового пространства, где активы будут продаваться и приобретаться, а все средства по обеспечению гарантий будут сосредоточены в системе «Инетрселт». Эта межбанковская система уже объединяет 26 ведущих банков мира, за которыми стоит множество вспомогательных кредитных учреждений. Система полностью отвечает за поставку приобретенных клиентами ценных бумаг. Например, ипотечные бумаги могут быть проданы на каком угодно банку рынке мира. Значит, резко возрастет количество потенциальных покупателей и возможность привлечения капитала в страну.
Особняком стоит проблема малых и средних банков. Необходимо понимать, что концентрация банкового капитала имеет объективную необходимость. Вместе с тем в недостаточно стабильной банковской системе при определенных условиях может увеличиться системный риск.
К таким банкам необходимо подходить с мерками, вытекающими из:
— Закона — сохраняют ли они платежеспособность и собственный капитал в требуемых объемах с учетом качества и рисков;
— условия — насколько «дорогими» они являются для общества, поскольку работают на капитале общества.
— условия — компенсируют ли они обществу затраты на содержание своей деятельности области денежного обращения (экономия денег) и кредита (развитие производства) или, по сути, они лишь кептивные банки.
Рекомендации и «меры воздействия» должны определяться исходя из превалирования указанных акцентов. Надо также понимать, что у таких банков основная проблема наращивания собственного капитала лежит в ограниченности ресурсов у их владельцев и собственных — из-за небольших объемов их деятельности.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас