Даст ли Гута-банк старт общему банковскому кризису? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Даст ли Гута-банк старт общему банковскому кризису?

Кредит&Депозит
127
Во вторник из кома слухов под названием "банковский кризис" обозначился еще один конкретный - и немалых размеров по российским меркам - фигурант: Гута-банк. 6 июля офисы Гута-банка с раннего утра оказались закрыты. Вкладчики банка обнаружили на дверях объявление о том, что банк не работает "по техническим причинам". Является ли это началом масштабного банковского кризиса? Если да, то это станет, пожалуй, самым беспрецедентным банковским кризисом во всемирной истории кредитных учреждений. Потому что это будет кризис в условиях, когда буквально все макроэкономические показатели экономики страны хороши как никогда за последние лет 20. Или же речь идет просто о переделе собственности под прикрытием банковского кризиса?
Чем история Гута-банка отличается от истории Содбизнесбанка
Информация о том, что Гута-банк в числе других российских банков испытывает проблемы с ликвидностью, то есть задерживает платежи своих клиентов, появилась на рынке в начале июня. Тогда первый зампред Банка России и глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян призвали банковское сообщество не поддаваться панике и не превращать историю с отзывом лицензии у Содбизнесбанка в катастрофу. И если после отзыва лицензии у Содбизнесбанка финансовый рынок пристыженно молчал, но работал, то информация о решении акционеров банка "Кредиттраст" о добровольной ликвидации банка заставило банковское сообщество закрыть лимиты на рынке межбанковского кредитования друг на друга. И те банки, которые сильнее других зависели в начале июня от заемных денег, привлекаемых с рынка, попали в самое невыгодное положение. Началось все с кризиса неплатежей у банков среднего размера - "Диалог-оптим" и "Павелецкий" - в середине июня, а в начале июля к этому списку присоединился и крупный Гута-банк.
Весь июнь источники "Известий" в банке признавались, что у организации есть сложности, но клялись, что все они преодолимы. Первым свидетельством реальной нехватки денег стало то, что банк приостановил досрочное погашение и выкуп своих векселей, которые моментально на этой новости упали в цене. Но отказ от досрочного погашения векселей ненаказуем. В середине июня казалось даже, что дела нормализовались: по информации "Известий", в банке даже приостановился отток денег со счетов частных лиц. Но появившиеся новости о том, что Внешторгбанк собрался дать предприятиям, входящим в Гута-холдинг, многомиллионный кредит, только подстегнул опасения за будущее кредитной организации. А уж когда Внешторгбанк отказался этот кредит дать, заявив, что деньги предприятия получат лишь после того, как перейдут на обслуживание в ВТБ, паника стала неуправляемой.
5 июля вечером банкоматы Гута-банка еще выдавали наличные средства, 6 июля с утра деньгами были загружены только те из них, которые находились вне отделений банка. К 12 часам дня клиентам банка, использующим систему "Телебанк", пришли уведомления, что система оплаты товаров и услуг карточками Гута-банка не работает. Весь день 6 июля, по информации "Известий", крупные клиенты Гута-банка, входящие в структуру холдинга, спешно открывали счета в других банках. А частные клиенты пытались обналичить карточки. Примечательно, что коммерческие банки уже в середине вчерашнего дня отказывались выдавать деньги с карточек Гута-банка. Под 2% их обналичивал только Сбербанк. После 18.00 рейтинговое агентство НАУФОР отозвало рейтинг надежности Гута-банка в связи с неисполнением банком обязательств перед клиентами.
Официальные структуры в отношении Гута-банка пока хранят молчание. Первый зампред Банка России Андрей Козлов, который появлялся в Госдуме, не стал комментировать ситуацию вокруг Гута-банка. Между тем один из руководителей достаточно крупного коммерческого банка отметил, что многие проблемы банковского сектора можно было бы решить, если бы ЦБ выступил "кредитором последней инстанции", то есть рефинансировал банки. В частности, по словам банкира, можно было бы еще больше снизить ставку отчислений в фонд обязательных резервов, расширить перечень бумаг, принимаемых в обеспечение ломбардных кредитов, и наконец, возродить практику выдачи стабилизационных кредитов. Правда, в части последней меры ЦБ стойко хранит молчание.
Что же касается неофициальных комментариев, то высокопоставленный сотрудник Банка России подтвердил "Известиям" возможность предоставления помощи Гута-банку. Как считает источник, во многом его проблемы вызваны провокацией конкурентов: "Конечно, его многие не любят, потому что на рынке группа "Гута" ведет себя достаточно жестко, и у них много врагов". Фразу "много врагов" в данном случае можно, пожалуй, считать ключевой... И знаковой.
При чем тут Центробанк
Сегодня мало кто помнит, но нынешний период "треволнений", скажем так, на банковском рынке начался... с серии полосных и как-то уж нарочито пафосных статей, фигурантами которых были те или иные сотрудники Центробанка, ответственные за проведение того этапа банковской реформы, который называется "страхование вкладов". Собственно, проблемы Содбизнесбанка начались с того, что у него обнаружились (в ходе надлежащей в таких случаях проверки) серьезные финансовые нарушения. Далее снежный ком слухов стал нарастать, достигнув такой величины, что нынешнюю ситуацию стали даже сравнивать с дефолтом августа 1998 года. В качестве аргументов приводятся, как правило, два самых главных. Во-первых, возникли проблемы с ликвидностью у достаточно заметных на рынке банков, что привело к задержкам выплат наличных денег их вкладчикам, затруднило проведение платежей юрлиц, резко увеличило недоверие на межбанковском рынке.
Во-вторых, после завершения ЦБ приема заявок от банков на вступление в систему страхования вкладов высокопоставленные чиновники стали приводить данные о том, что от 100 до 300 банков из 1140, подавших заявки на вхождение в эту систему, не будут допущены к работе со средствами физлиц, следовательно, не смогут считаться полноценными кредитными организациями. Несмотря на все желание в этом самом месте пнуть ЦБ как "провокатора паники", это вряд ли будет оправданно. Во-первых, потому, что ЦБ действовал и продолжает действовать пока абсолютно оправданно. В том смысле, что в своем нынешнем виде банковская система страны не может переходить к принципу страхования вкладов и вообще считаться полностью здоровой. Во-вторых, цифры 100 и 300 - это даже мало, если судить российские банки не по "домотканым" меркам, а по, скажем, европейским: слишком многие российские банки полноценными банками ни в коей мере не являются.
Что касается сравнений с 1998 годом, то общего тут мало, если вообще есть. Тогдашний кризис - тоже доморощенный - банковской системы был составной частью общего экономического кризиса в стране. Тогда страна оказалась на грани суверенного дефолта. А проблемы банков были лишь малой составляющей того кризиса, спровоцированного конкретно крахом пирамиды ГКО. Цена на нефть тогда тоже была не 38-40 $/баррель, а в несколько раз ниже, золотовалютные резервы ЦБ - ниже в пять раз. Бюджет сегодня также имеет внушительный профицит.
Сегодня, в отличие от 1998 года, вряд ли стоит говорить и о кризисе ликвидности всей банковской системы. Речь скорее идет о кризисе недоверия некоторых банков (число которых все же невелико) друг к другу. То есть кое-кто явно оказался изгоем на рынке межбанковского кредитования. О причинах - чуть ниже. Пока речь идет (даже в слухах) лишь о трудностях в нескольких проблемных банках. К тому же теоретически сам ЦБ может вмешаться в ситуацию. Другое дело, что это вмешательство будет иметь обусловленный характер, и если состоится, коснется лишь тех банков, общее финансовое состояние которых не вызывает особых сомнений в своевременности возврата выданных им кредитов.
Российские банки сегодня вообще живут по двойным стандартам. Некоторые уже перешли на международную систему финансовой отчетности (МСФО), а другие пользуются российской системой (РСФО). Если на МСФО перейдет еще большее число банков, то это со всей очевидностью выявит и еще больше проблемных банков. По сведениям "Известий", по предварительным оценкам ЦБ, уже проверившего около 600 кредитных организаций, на сегодня у 137 уже обнаружены признаки фиктивного капитала. У части из них капитал может оказаться вообще отрицательным. Поэтому вариант "оставить все как есть, лишь бы не волновать рынок и вкладчиков" - это путь не в тупик, а к еще более масштабному кризису всей системы в будущем.
В деньгах всегда есть немножко политики
Но если действия ЦБ можно на сегодня признать грамотными и объективно направленными на оздоровление системы, то в нынешней ситуации, к сожалению, видимо, наличествует и некоторое "нездоровое" политическое начало. Если в ельцинскую эпоху одним из мощных средств передела собственности выступали "информационные войны", то теперь - иные времена. И войны ведутся в формах, этим временам более имманентных. Например, в виде запуска слухов, когда источник таковых слухов далеко не всегда вообще понятен. Итогом таких спецопераций вполне могут стать не только конкретные неприятности у тех или иных кредитных учреждений, но и перемена ими в конечном счете собственников. Кстати, отъем собственности (а в случае с банками - еще и конкретных финансовых потоков), как видно на примере, скажем, "ЮКОСа", весьма ловко можно осуществить как раз в виде банкротства. Речь может идти - в данном случае применительно к банкам - о новом этапе передела собственности в соответствии с уже произошедшими и происходящими перегруппировками внутри правящей элиты. В частности, такая мотивация может просматриваться в ситуации с тем же Гута-банком, а также с другим, еще более крупным "клиентским" банком, неприятности которого еще не всплыли на поверхность, но который многие тесно связывают с одной высокопоставленной, но как бы "обороняющейся" сегодня кремлевской группировкой. Надо полагать, и процедура спасения испытывающих неприятности банков может быть обусловлена не только сугубо параметрами финансовой дисциплины и стандартами МСФО, но и, скажем, более обтекаемым понятием "социальной ответственности банковского бизнеса".
P.S.
Как заявил "Известиям" представитель руководства Банка России, "в настоящее время проводятся активные консультации между руководством Гута-банка и заинтересованными российскими банками, которые могут способствовать решению проблемы Гута-банка при содействии Банка России". Это может означать реализацию того, чего добивались банки в лице Ассоциации региональных банков в одном из своих предложений, адресованном ЦБ, - то есть подключение к решению проблемы крупнейших государственных банков в лице Сбербанка и Внешторгбанка (так уже было в 1998 году). Вместе с тем как-то конкретизировать свое заявление представитель ЦБ не захотел.
По материалам:
Фінансовиє Ізвестія
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас