Отразится ли банковский кризис в России на Украине? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Отразится ли банковский кризис в России на Украине?

Кредит&Депозит
261
Известно, что банковские системы Украины и России во многом схожи между собой, поскольку формировались практически в одинаковых постсоветских условиях. Поэтому "кашель" в Москве иногда может означать серьезное заболевание финансовых учреждений в Киеве. И первые признаки того, что в российской банковской системе далеко не все хорошо, появились в минувшем месяце. Чтобы понять, насколько вероятен банковский кризис в России и, как следствие, у нас и какими последствиями он угрожает, проанализируем специфику формирования активов и пассивов украинских и российских банков на современном уровне.
Начнем с пассивов. После того как были преодолены последствия печально известного августовского кризиса 1998 года и в странах СНГ возобновился экономический рост, российские и украинские граждане понесли свои деньги в банки. Причем в России процесс этот пошел гораздо раньше и быстрее. Поэтому доля срочных депозитов физлиц в общих банковских пассивах у многих российских банков выше, чем у украинских. Однако для российских банкиров, как и для их украинских коллег, проблему представляет "удлинение" сроков депозитов — граждане не хотят доверять деньги банкам больше чем на полгода-год.
Не спешат надолго доверять депозиты банкам и юрлица. Тому тоже есть объективные причины — ведь во времена экономического роста оборот денежных средств ускоряется, и "держать мертвым грузом" деньги на банковских счетах (пусть даже ради получения процентов) предприятия не хотят.
Правда, пока проблема "краткосрочности" депозитов стоит не так остро — стабильный экономический рост в Украине и России приводит к тому, что, образно выражаясь, вместо одного забравшего свой депозит вкладчика приходят два новых. Однако уже сейчас у некоторых банков начинаются проблемы, вызванные тем, что, когда один вкладчик забрал деньги из банка, а двое других не пришли (поскольку соседний банк "соблазнил" их либо рекламой, либо более выгодными условиями размещения вкладов), возникает дисбаланс активов и пассивов. Слухи о возможных проблемах банка распространяются мгновенно, увеличивая количество "напуганных". И такого "напуганного" потенциального клиента уже не соблазнишь никакими двузначными процентами: после того как один из мелких банков попадает в "проблемные" или, еще хуже, у него отзывают лицензию — клиенты начинают с недоверием относиться ко всем его "братьям по классу", как бы красиво ни выглядели их балансовые показатели.
И если у нас в стране пока особо не слышно о проблемах даже мелких банков, то в соседней России вкладчики многих мелких и не очень банков стали нервничать. И тому были вполне объективные предпосылки. Дело в том, что в последнее время Центробанк России отозвал лицензии у "Содбизнесбанка" и "Кредиттраста". Банки маленькие, и их ликвидация ни у кого бы не вызвала возражений, пройди она "тихо". Но не тут-то было: "Содбизнесбанк" около двух недель удерживал свой головной офис от вторжения назначенной Центробанком (ЦБ) России временной администрации. К поднятому шуму ЦБ был явно не готов — и дело стало принимать кризисные черты.
Как это часто бывает у предприимчивых россиян, на бедах одних банкиров решили заработать себе имидж другие. Один из российских "банков-малышей" с показательной ликвидностью — "Академхимбанк" —предложил клиентам новую услугу: "калькулятор надежности банков". Теперь каждый желающий сможет проверить любой банк на соответствие нормативам ЦБ, воспользовавшись специальной программой-калькулятором на сайте "Академхимбанка", размещенной под тревожным слоганом: "А вдруг именно мой банк станет следующим?". Естественно, "итоговые выкладки" таких программ, демонстрирующих надежность банка-разработчика, не вселяют особого оптимизма во вкладчиков других финансовых учреждений.
Более того, конкурентная борьба заставляет забыть о "цеховой солидарности". Кроме индикаторов надежности в СМИ и на сайтах аналитических структур распространяются так называемые "черные списки" проблемных банков, существование которых до последнего момента опровергали в Центробанке и Комитете по финансовому мониторингу. Российская "Независимая газета", в распоряжение которой попал такой список, утверждает, что у многих мелких банков проблемы возникают именно из-за их присутствия в подобных корпоративных "черных списках". Названий банков газета не приводит, указывая, впрочем, что среди 27 перечисленных банков есть те, чьи проблемы уже стали достоянием общественности, — "Содбизнесбанк", "Кредиттраст", "Павелецкий".
В итоге вкладчики мелких и средних банков в Москве и других городах России заволновались, а из-за массового изъятия вкладов у некоторых банков начали возникать проблемы с текущей ликвидностью. Пока Центробанк и аналитики ведущих банков успокаивают общественность, утверждая, что предпосылок для банковского кризиса нет. При этом чиновники российского Центробанка стали перед дилеммой: если продолжать "зачистку" мелких банков для оздоровления банковской системы страны, то небольшие финансовые учреждения поднимут "вопль", начнется цепь скандалов и судебных разбирательств и дело обернется кризисом доверия к банковской системе вообще. Если же спустить дело на тормозах и позволить дальше банкам-авантюристам "безобразничать" с ликвидностью, ситуация в банковской сфере станет критической — некоторые "копилки" превратятся в "трасты-2", а их обвал похоронит под собой так долго лелеемую финансовую стабильность.
И здесь мы сталкиваемся с главной проблемой как российских, так и украинских банков — значительной долей потенциально проблемных кредитов в их активах. Если к этому добавить еще и "ненадлежащие активы" и отсутствие прозрачности коммерческих банков для Центробанка — дело может окончиться весьма печально. Особенно это касается такой относительно новой и для российских, и для украинских банков сферы, как ипотечное кредитование.
"Высоколобые" московские аналитики, правда, нашли свое обоснование необходимости "зачистки" мелких банков российским Центробанком. Оказывается, это фактически составная часть начатой Центробанком банковской реформы, целью которой является подготовка финансовой системы России ко вступлению в ВТО. Тезис, конечно, интересный, но сомнительный. Насколько помнится, ни Киргизии, ни Монголии, ни Непалу, ни Чаду с Зимбабве наличие "мелких банков" не помешало вступить в ВТО. Совершенно очевидно, что Россию не принимают в ВТО не потому, что у нее банковская система нестабильна, а наоборот, из-за того, что она пока чересчур дееспособна и на российском рынке банковских услуг мало места филиалам и дочерним структурам западных банков, которые тоже не прочь "снять сливки" с бурно развивающегося рынка наших соседей. А вот это уже — момент объективный.
Но есть еще и субъективные. Нельзя недооценивать риск превращения нынешних российских и украинских банков в "пирамиды" и "пирамидки" в связи с их увлечением кредитованием недвижимости. Особенно это касается России, где соответствующее ипотечное законодательство было принято раньше, чем в Украине, и поэтому банки стали раньше кредитовать строительство и приобретение недвижимости. Соответственно, по многим ипотечным кредитам начинают подходить сроки выплат. До недавнего времени положение спасали растущие цены на недвижимость. Но и они, судя по всему, начинают достигать потолка, причем "потолок" обвалится достаточно быстро, если упадут цены на наши с Россией основные экспортные товары — нефть и металлы.
При этом для рынка недвижимости и рынка кредитования падение цен на металлы будет очень болезненным. Дело в том, что одной из причин дороговизны жилья в новостройках был не только высокий спрос на недвижимость, но и дороговизна металлов на внутреннем рынке. Если цены на металлы упадут, то компании, строящие и продающие жилье, смогут безболезненно для себя "демпинговать", продавая вновь построенную недвижимость практически по ценам "вторички". Как только потребитель поймет, что цены на недвижимость развернулись вспять, а заемщики по ипотечным кредитам перестанут возвращать банкам долги (в том числе из-за снижения своих доходов), ипотечные пирамиды посыплются одна за другой. При этом реализация банками "заложенных" и "перезаложенных" квартир еще ускорит этот процесс.
Кроме того, как мы помним, пассивы у банков в основном "короткие", а ипотечные кредиты на срок менее 3 лет обычно не выдаются — "разрыв" в сроках пассивов и активов у многих банков весьма существенный. Понимая это, Центробанк России начал "превентивную чистку" мелких банков. Сразу же выяснилось, что ситуация зашла слишком далеко и безболезненно провести эту операцию не удастся. Что же касается украинского Нацбанка, то каких-либо его решительных действий по борьбе с "ненадежными банками" вряд ли стоит ожидать. А значит, к осени ситуация может стать критической — хотя, судя по сообщениям из России, банковский кризис там может разразиться и гораздо раньше. И поэтому вкладчики украинских банков тоже могут получить "предвыборный сюрприз" — поскольку диагнозы у банковских систем двух стран одни и те же, то и обострение болезни обещает быть похожим.
Пока же ситуация на межбанковском рынке кредитования в России не меняется. Банки ждут балансов и действий Центробанка, надеясь и рассчитывая, что Центробанк продолжит политику расширения доступа к ликвидности. Налицо — апофеоз кризиса доверия, вызванного упомянутыми "черными списками", в результате которого на межбанковском рынке практически прекратилось кредитование банков второго и третьего эшелона. На вексельном рынке ситуация также остается трудной.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас