UMC может сменить собственника <br>Назвать причины и предсказать последствия пока не берется никто… — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

UMC может сменить собственника
Назвать причины и предсказать последствия пока не берется никто…

Фондовый рынок
296
9 июня без обьявления войны Генпрокуратура Украины подала в Высший хозяйственный суд иск о признании незаконной продажи ОАО “Укртелеком” принадлежавшего ему 51% акций СП “Украинская мобильная связь”. Попутно Генпрокуратура потребовала признать незаконными все соглашения и нормативные акты Кабмина и Фонда госимущества, касающиеся этой продажи… Первое судебное заседание состоится уже 12 июля в хозяйственном суде Киева.
Особенности “особенностей приватизации”
Как известно, изначально контрольный пакет акций СП UMC принадлежат государственному ОАО “Укртелеком” и его приватизация проходила по такой схеме. Сначала ФГИУ дал на это разрешение. Руководствуясь этим разрешением, топ-менеджеры “Укртелекома” в конце 2002 года заключили договор с российской компанией “Мобильные телесистемы” о продаже ей 25% акций UMC за $84,2 млн. А весной 2003 года оставшиеся 26% телекомовских акций UMC были проданы всем тем же МТС за $87,57 млн. Примечательно, что в это время уже вовсю действовал Закон “Об особенностях приватизации ОАО “Укртелеком”, принятый еще 16 ноября 2000 года. В соответствии с ним было запрещено отчуждать имущество компании, если его балансовая стоимость превышает сумму, эквивалентную 14 тыс. евро. Суммарная стоимость проданного контрольного пакета акций СП UMC тем не менее составила более $171 млн.
“Таким образом, - резюмировал начальник пресс-службы Генпрокуратуры Сергей Руденко, - мы требуем признания недействительными всех соглашений, распоряжений Фонда госимущества, которыми внедрено отчуждение акций совместного предприятия «Украинская мобильная связь», которые принадлежали «Укртелекому». Кстати, UMC давно уже не СП. «Мобильные телесистемы» выкупили 16, 3% акций у голландской компании KPN за $55 млн., 16, 3% - у немецкого Deutsche Telecom за $55 млн. и 16,3% - у датского TeleDenmark за $91,7 млн., и стали обладателями 100-процентной доли UMC.
Интересно, что в мае 2003 года Генпрокуратура уже возбудила одно уголовное дело по поводу продажи пакетов UMC «Укртелекомом». Дело было возбуждено по факту несвоевременного перечисления $ 84, 2 млн., полученных за 25-процентный пакет акций. Деньги от МТС поступили на счета «Укртелекома» 7 марта 2003 года, но, вместо того чтобы попасть в госбюджет, неожиданно ушли в один из зарубежных банков на срочный депозит. Из-за разгоревшегося скандала (а вернее – уголовного дела) председателю правления ОАО “Укртелеком” Олегу Гайдуку пришлось с поста уйти. Но это так, нюансы. По большому счету, ни сам факт продажи, ни цена пакетов никого в Украине особенно не смущали.
Однако сначала в апреле 2004 года на собрании акционеров ОАО “Укртелеком” прозвучало, что по вине предыдущих руководителей компании “продажи доли “Укртелекома” в СП UMC резко понизила инвестиционную привлекательность национального оператора перед планируемой продажей его 42,86% акций на открытых торгах”. А в конце мая Счетная палата Верховной Рады неожиданно обвинила Фонд госимущества в “завышении показателей поступлений от приватизации государственного имущества в 2003 году из-за отнесения на этот счет доходов от продажи 51-процентной доли в уставном фонде компании UMC, принадлежавшей “Укртелекому ”. Здесь впервые прозвучало, что сделка не являлась приватизацией и противоречила Закону «Об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком». После этого некоторые украинские эксперты заявили, что с продажей UMC «Укртелекомом», безусловно, стал куда менее привлекательным и симпатичным потенциальным покупателям и инвесторам. В частности, директор аналитического департамента ЗАО «Финкомпания «Сократ» Владислав Остапенко сказал, что «во время приватизации телекоммуникационных монополистов Европы в их составе практически всегда были подразделения, предоставлявшие услуги мобильной связи. В Украине ж будет приватизирован оператор, у которого нет мобильной связи, более того, ему запрещено заниматься предоставлением таких услуг». После этого (что не значит – в связи с этим) Генпрокуратура и подала свой иск.
Мобильный пасьянс
Первый интересный вопрос, который возникает в связи со сложившейся ситуацией: кому и зачем все это нужно? Политическая подоплека дела не выдерживает критики. Действительно, в свое время главному возмутителю спокойствия (ФГИУ, на который сейчас и валятся шишки) разрешил продать госпакеты UMC… Кабмин. Причем не просто, а спецразрешением №227 от 28 мая 2001 года «О мерах по улучшению инвестиционного развития отрасли связи» за подписью…одного из фаворитов предстоящей гонки – Виктором Ющенко. Однако этот документ был 28 марта и 7 июля 2003 года фактически дважды подтвержден правительством уже его потенциального визави – Виктора Януковича, которое корректировало порядок использования вырученных от трансакции средств. Правда, именно Кабмин Януковича распорядился, чтобы Госкомсвязь в двухдневный срок обеспечил перевод средств. Полученных за продажу первого из пакетов UMC, на валютные счета Госказначейства. То есть в госбюджет. И именно за игнорирование этого распоряжения и поплатился Гайдук.
Идея повышения таким образом привлекательности пакета акций «Укртелекома», который, по словам главы ФГИУ Михаила Чечетова, собираются приватизировать уже в июне, сомнительна. Безусловно, отмена сделки о покупке UMC, по мнению большинства экспертов, в принципе повысит привлекательность “Укртелекома”. Одно лишь известие о возможном возврате акций UMC “Укртелекому” подняло котировки его акций более чем на 5,3 процентных пункта на ПФТС и спровоцировало кое-где их локальную скупку. Однако, по мнению аналитиков компании «Ренессанс Капитал», потенциал роста акций «Укртелекома» сам по себе достаточно велик с учетом некоторой недооцененности его акций. Да и сама вероятность реального возврата акций UMC в госбюджет достаточно мала.
Одним из возможных вариантов происходящего является борьба конкурентов с нынешним владельцем UMC - МТС. С одной стороны, угроза потери МТС своей «украинской дочери» вызвала 5-процентное падение котировок акций компании на Нью-Йоркской фондовой бирже. Однако и это было временно. Кроме того, как полагает директор Dragon Capital Дмитрий Тарабакин, причиной сегодняшних проблем могут быть действия конкурентов, которые таким способом пытаются приостановить инвестирование МТС в UMC.
Если же допустить маловероятное, но возможное – украинские суды отменяют сделку по приватизации контрольного пакета UMC, - то в бюджете просто нет $171 млн., чтобы вернуть МТС. А сам процесс имеет смысл, если уже есть конкретный покупатель на UMC или «Укртелеком» вместе с UMC. Учитывая ценовые парадоксы при продаже, такое возможно. Но здесь много проблем. Во-первых, очевидно, что МТС опротестует возврат акций в международном апелляционном суде и, скорее всего, выиграют. Кроме того, совершенно не ясно, как учитывать добавленную стоимость, созданную за время владения UMC МТС. И, наконец, такой ход сильно подрывает доверие к Украине со стороны иностранных инвесторов. Возвращение блудного «телекома»?
Во всей этой крутой бизнес-кутерьме есть еще один нюанс, который не может не волновать рядового пользователя UMC: что будет с услугами и тарифами? Как известно из сопроводительной записки по купле-продаже акций, СП UMC на момент заключения соглашения с МТС находилось на грани банкротства из-за невозможности выполнить свои финансовые обязательства. Это означает, что тогдашние учредители компании – «Укртелеком» и европейские операторы – не могли дат нужный для роста компании приток капитала. У каждого из них на тот момент были свои проблемы. «Укртелеком» болел душой и финансами за весьма затратный перевод первичной сети на «цифру». Европейские инвесторы приходили в себя (в финансовом смысле) после покупки супердорогих лицензий на мобильную связь третьего поколения. Все это и привело к тому, что UMC начала постепенно терять свою долю на рынке мобильной связи. Необходимые компании немалые инвестиции согласились дать МТС. Во многом благодаря этому все и знают сегодняшнюю UMC. А если в случае реприватизации контрольный пакет акций снова окажется в руках «Укртелекома» или потенциальный инвестор окажется сродни тем европейским? Не приведет ли к это к тому же самому результату, от которого уходили, продавая UMC?
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас