Газовое "одеяло" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Газовое "одеяло"

Фондовый рынок
231
О плюсах и минусах повышения цен на газ для промышленности
НАК "Нефтегаз Украины" все-таки повышает цены на природный газ для промышленности, правда на меньшую величину, чем планировалось ранее. С одной стороны, повышение газовых расценок действительно видится необходимым для успешного развития отечественного газового комплекса. С другой же стороны, рост цен на ключевой для энергоемкой украинской экономики ресурс может увеличить краткосрочные риски развития этой экономики. Первые признаки грядущего повышения цен стали известны широкой общественности в декабре прошлого года, когда было обнародованы планы газового монополиста по увеличению цен для промышленных предприятий на 19-42,6%. Окончательно решение, принятое на днях, предусматривает рост цен на 7-25% в конечном итоге, что ниже предварительно обнародованных цифр.
Непосредственно процесс роста цен стартовал в январе текущего года, когда цена на природный газ, реализуемый промышленной категории потребителей, возросла на 3-4%.
При этом стоимость газа для промышленных потребителей, не являющихся плательщиками НДС, с 1 января 2004 года была увеличена с 276,25 грн. до 284,55 грн. за 1 тыс. куб.м. (+3%), для предприятий - плательщиков НДС с 328,4 грн. до 341,46 грн. за тыс. куб.м. (без учета НДС) (+4%). С февраля цены должны достигнуть уровня, соответственно, до 293,1 грн. (+6%) и 351,72 грн. (+7,1%). Финальным же итогом кампании, развернутой НАК, должно стать июньское повышение цен для предприятий - неплательщиков НДС до уровня 345 грн. за тыс. куб. м. (24,8% от начального уровня).
Pro...
Представители "Нафтогаза", считают, что существующие цены находятся значительно ниже экономически обоснованного уровня. Что касается обоснованности повышения цен, то "Нафтогаз Украины" аргументирует свое решение ростом отчислений компании в бюджет в результате повышения рентных платежей и платы за пользование недрами. Так, если в 1999 году рентная плата в госбюджет за 1000 куб. м. добытого газа составляла $5, то на 2004 год она зафиксирована на уровне $5,74. Возросли и отчисления в бюджет за транзит газа - с $0.29 за 1000 куб. м. в 1999 до $0.31 в 2004. Наконец, плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за 5 последних лет выросла более чем в три раза - с 0,67 грн за тыс. куб. м. до 2 грн. в году текущем.
Глава правления НАК Юрий Бойко объяснил необходимость повышения цен также намерением компании профинансировать неотложные ремонтные работы, равно как и ряд инвестиционных проектов "Нафтогаза".
По данным представителей НАК, в прошедшем году 36 млрд. куб. газа Украина закупила в Туркмении, 24 млрд. куб. м. было получено в качестве оплаты за услуги по транзиту газа в Европу, а в самой Украине за тот же период было добыто порядка 19 млрд. куб. м. сырья. Примечательно, что себестоимость газа для НАК по всем вышеназванным группам в последнее время претерпевала изменения лишь в сторону увеличения.
Не лучшим образом на финансовых показателях газовой деятельности НАК сказались, с одной стороны, привязка цены реализации к гривне, и необходимость осуществления платежей туркменской стороне в валюте - с другой. Прошедшая с момента девальвация гривни оказала позитивное влияние на экспортоориентрованные отрасли экономики, но для газовой отрасли ситуация выглядела диаметрально противоположной.
С другой стороны, отпускная цена реализации природного газа для потребителей промышленной группы не изменялась НАКом с сентября 2000 года, а ее величина базировалась во многом на показателях 1998 и 1999 годов.
Возросла, по информации НАК, за последние годы, и цена туркменского газа. Так, если в 2000 году стоимость туркменского топлива находилась на уровне $38 за тыс. куб. м., то в 2003-2004 годах она выросла уже до $44 за куб. м. Несколько изменены и условия расчета с поставщиками - доля валюты в оплате газа теперь выросла с 40% до 50%.
По информации "Нафтогаза", уже в 2003 году НАК недополучит от реализации природного газа населению, бюджетным учреждениям и ТЭК порядка 3,8 млрд. грн., а при неизменном уровне цен на газ в 2004 году - 4,2 млрд. грн.
Выходом из этого клинча, по мнению специалистов "Нафтогаза", могла стать лишь одна мера - увеличение расценки на газ для потребителей. И если для населения тарифы пока не повышаются, в соответствии с распоряжением Национальной комиссией по регулированию электроэнергетики (НКРЭ), то промышленность уже расплачивается по новым счетам. Что, впрочем, неудивительно - по данным компании "Газ Украины", в 2003 году промышленность оплатила 98,2% потребленного газа (в 2002 году - 88,2%), в то время как предприятия теплокоммунэнерго - 67% (77% в 2002). Таким образом, увеличение тарифов для населения вряд ли принесло бы "Нафтогазу" желанный эффект в виде немедленного повышения доходов компании.
... et contrа
Аргументы специалистов "Нафтогаза" кажутся вполне обоснованными в контексте финансовых потерь компании. Тем не менее, любая медаль, как известно, имеет две стороны. Не секрет, что газ является одним из главных ресурсов для базовых украинских отраслей - химической и металлургической, не говоря уже о тепловой энергетики. И в этом плане нелишним было бы попытаться взглянуть на проблемы увеличения не только с позиций "Нафтогаза", но и упомянуть о возможных рисках, связанных с ростом "газовых тарифов". А предпосылок для опасений видится немало.
Первый из возможных рисков лежит в сфере наполнения государственного бюджета. Так, в оценке грядущих выгод для бюджета стоит учитывать не только преимущества грядущих прямых финансовых вливаний со стороны нефтегазового комплекса, но и непрямой обратный эффект, состоящий в уменьшении доходности промышленных компаний в связи с повышением себестоимости продукции. Плюс ко всему, такие действия "Нафтогаза" могут инициировать еще и снижение объемов промышленного производства. Соответственно, увеличение цен на газ грозит бюджету недополучением средств уже от этого, не менее важного, чем нефтегазовый, сектора экономики.
Другим негативным моментом повышения "газовых" тарифов является опасность появления в экономике инфляционных ожиданий. А, как известно, данный фактор способен спровоцировать инфляцию самостоятельно. Тем более, что последние события дают реальный повод для таких опасений. Так, в декабре, после анонсирования "Нафтогазом" своих планов, корпорация "Интерпайп", один из ведущих производителей труб в Украине, объявила о повышении цен на собственную продукцию на 30-35%. Причина удорожания труб, по словам замдиректора Трубной дирекции "Интерпайпа" Андрея Слюсарева, состоит в планах по увеличению меткомбинатами цен на трубную заготовку в 2004 году на 32-34%. Эти планы в свою очередь, являются прямым следствием ожидания металлургами-"сырьевиками" грядущего повышения цен на энергоносители.
Вместе с тем, отметил тогда же г-н Слюсарев, январское повышение цен на газ и электроэнергию отразится на себестоимости труб и может спровоцировать очередной виток цен на продукцию металлургических комбинатов. "С учетом этих обстоятельств, уже в феврале неизбежно новое повышение цен на нашу продукцию", - резюмировал руководитель.
Как и следовало ожидать, не остались в стороне и другие отрасли. Относительно недавней реакцией на планы "Нафтогаза" стали заявления о повышении на 13,5% цены аммиачной селитры отечественного производителя минеральных удобрений - компании "Ривнеазот". Несомненно, его примеру последуют и другие производители азотных удобрений, поскольку энергоносители занимают около 50% в себестоимости продукции. Таким образом, инфляция из промышленного сектора вполне способна "перекочевать" и в сектор аграрный, а затем и в пищевой ....
Более того, возможная инфляция способна в не столь отдаленном будущем вызвать и ответную реакцию в плане оценки грядущих финансовых поступлений для нефтегазового монополиста. Так, если "Нафтогаз" по понятным причинам не всегда имеет возможность свободного пересмотра действующих расценок на собственную продукцию, то этого нельзя сказать о большинстве предприятий других отраслей промышленности. А возникшая вследствие повышения промышленных цен инфляция вполне способна "съесть" определенную часть ожидаемых "Нафтогазом" прибылей.
Наконец, неясным пока остается влияние на конкурентоспособность отечественных экспортоориентированных отраслей на мировых рынках. Невзирая на наличие существенных темпов роста в машиностроении и пищевой промышленности, локомотивом экономического подъема, продолжающегося в стране, традиционно остается экспорт металлургической и химической отрасли. Не изменило "раскладов" в структуре экономики и снижение относительных темпов роста в метпромышленности: абсолютная величина средств, полученных предприятиями ГМК от проводимой в прошлом году деятельности, значительно превысила аналогичный прирост в остальных отраслях. Между тем, повышение газовых расценок наиболее сильно ударит именно по металлургии, точнее, по ее позициям на мировых рынках. Сильные позиции черной металлургии стали возможными во многом благодаря не только наличию сырьевой базы и дешевой рабочей силы, но достаточно низкой энергетической составляющей в себестоимости экспортируемой продукции. Теперь же данные выгоды, похоже, будут нивелированы в долгосрочном периоде, а ценовая конкуренция для отечественных металлургов станет более проблематичной. Пример трубного экспортера - "Интерпайпа" - уже повысившего цены на трубы, во многом показателен. Причем конкурируют на внешних рынках украинские предприятия в основном с российскими компаниями, для которых стоимость газа в разы ниже.
Praemonitus praemunitus*
Представители крупных компаний предпочитают воздерживаться от комментариев и оценок возможных финансовых потерь. Однако своего рода конфликт вполне способен возникнуть в другой сфере. Инициативы "Нафтогаза" по самостоятельному повышению расценок без согласования с НКРЭ могут спровоцировать противостояние между "Нафтогазом" и комиссией. Так, на днях сомнение в законности и обоснованности повышения тарифов "Нафтогазом" выразил член НКРЭ Василий Котко. По крайней мере, напоминание Котко о том, что с начала 2003 года право установления цен на газ (в том числе и для промышленности) передано НКРЭ, явно свидетельствует о недовольстве регулирующего органа несогласованностью действий НКРЭ и НАК.
Реакция "Нафтогаза" последовала незамедлительно - "решение компании является правомочным, поскольку по состоянию на 20 января 2004 года в Украине не было осуществлено государственное регулирование цен на природный газ, который поставляется НАК "Нафтогаз Украины" для промышленных потребителей", - подчеркивается в сообщении, распространенном пресс-центром НАКа.
Впрочем, проблемы в отношениях "Нафтогаза" с комиссией могут разрешиться в ближайшее время. По сообщению "Интерфакс-Украина", "Нафтогаз" уже предоставил в распоряжение НКРЭ документы с аргументацией необходимости повышения цены на реализуемый промышленности газ. Комиссия в течение 10 дней рассмотрит представленные НАКом документы и проведет открытое для общественности заседание, на котором, по всей видимости, и будет принято окончательное решение.
Характерно, что аргументы "за" и "против" на самом деле лежат в разных плоскостях - интересы нефтегазового комплекса не всегда совпадают с интересами как других отраслей, так и экономики в целом и наоборот. А преимущества получения дополнительных финансовых ресурсов в краткосрочном периоде в украинских условиях способны "сойти на нет" в периоде долгосрочном. Главное в данной ситуации, чтобы нынешние споры о цене на энергоносители не превратились в конце концов в банальное "перетягивание" финансового "одеяла" Украины между представителями разных секторов экономики.
*Предупрежденный - вооружен.
По материалам:
Контекст
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас