1:1 в пользу МВФ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

1:1 в пользу МВФ

Фондовый рынок
148
Близится срок, когда Минфин вновь начнет занимать на внешнем рынке: еврооблигации на $600 млн. будут выпущены в первом квартале, на днях были выбраны лид-менеджеры (MerrillLynch и DresdnerBank). Однако для "полноты счастья" правительству не помешало бы иметь в своем активе возобновление сотрудничества с МВФ - это могло бы повысить кредитные рейтинги и, тем самым, снизить стоимость займов. Этому пока мешает не совсем полное воплощение в жизнь требований Фонда. Хотя, некоторые условия уже получилось выполнить - правда, только после того, как МВФ предельно четко определил их.
Например, МВФ требовал сокращения просроченной части задолженности государства по возмещению НДС экспортерам. Требование начало выполняться только тогда, когда Фонд попросту конкретизировал, до какой суммы должна быть сокращена эта просроченная часть (2,4 млрд. грн.). Задолженность по возмещению экспортерам из бюджета налога на добавленную стоимость составляет около семи миллиардов гривен, более трети из которой (около 2,3 млрд. грн.) - просроченная. Эти цифры озвучила начальник управления НДС Государственной налоговой администрации Украины Людмила Космина. "Значительная часть просроченной задолженности - это заявки плательщиков, не подтвержденные документальными проверками и требующие рассмотрения в судебных органах", - отметила она. Правда, по некоторой информации, эта часть не такая уж значительная: порядка 100-150 млн. грн.
Второе требование МВФ к Киеву связано с тем, как с этой просроченной задолженностью поступить дальше. Напомним, вместе с бюджетом-2004 правительство провело через парламент схему реструктуризации этого долга путем выпуска облигаций. Оказывается, схема уже активно применяется, и выглядит она следующим образом. Согласно сформированному ГНАУ реестру компаний, Минфин подает список Нацбанку. По идее, сам реестр должен был быть сформирован до 10 января, однако Минфин пока что не озвучивал, завершена ли работа в данном направлении. По некоторым данным, реестр не просто сформирован, но уже используется.
Депозитарий НБУ, в свою очередь, зачисляет на счета обслуживающих этих налогоплательщиков банков ценные бумаги на соответствующие суммы. Далее клиенты могут либо принять предложение (и тогда на баланс вместо дебиторской задолженности по НДС попадут облигации), либо отказаться. Каково в основной своей массе отношение налогоплательщиков к этим бумагам, пока неизвестно. Напомним, параметры самих ценных бумаг таковы: срок 5 лет, ежегодное погашение по 20%, доходность на уровне 120% учетной ставки Нацбанка (что сейчас составляет 8,4%). Ставка, по мнению банкиров, несколько недостаточна для возбуждения интереса у банков. Иначе, продав эти облигации, предприятия могли получить свой НДС уже сейчас, а не в течение пяти лет, а банки заработать на процентах.
Кстати, облигации, согласно закону о бюджете на этот год, предполагалось выпустить на сумму только 1926 млн. грн. Поскольку размер просроченной части задолженности, напомним, сейчас составляет 2,3 млрд. грн., видимо, предполагается, что еще примерно 400 млн. грн. будет выплачена экспортерам "так", не прибегая к ценным бумагам. Судя по всему, эти 1,9 млрд. грн. также появились после обсуждений с Международным валютным фондом. За последнее время, благодаря бюджетному профициту и напоминаниям МВФ, эта задолженность уже была сокращена с ноябрьских 3,2 млрд. грн. до 2,8 млрд. грн. ближе к концу декабря, и 2,3 млрд. грн. сейчас.
Однако если с возмещением дела обстоят не то чтобы идеально, но, по крайней мере, имеют место положительные сдвиги, то со льготами по НДС - полная неразбериха. Напомним, налоговый сателлит бюджета-2004, законопроект N4000-1, в ноябре не прошел через голосование в Раде. После успешного голосования по самому бюджету, прохождение налогового проекта поначалу казалось вопросом времени, однако не деле обернулось "про-льготными" движениями. В последнее время можно было наблюдать попытки вернуть льготы, совсем недавно отмененные - например, что касается жилья или медикаментов. Впрочем, возврата к уже ликвидированным крупным льготам, скорее всего, не будет, полагает эксперт Международного центра перспективных исследований Наталья Мартыненко. Ожидается разве что их мучительная смерть.
Правда, эти "мучения" могут затянуть принятия документа N4000-1 настолько, что правительство не уложится в отведенные Международным валютным фондом сроки. Напомним, предполагалось, что совет директоров Фонда рассмотрит "украинский вопрос" в конце февраля - начале марта. Формально, парламент начинает работу 3 февраля, т.е. на принятие законопроекта у депутатов примерно месяц - успеть вполне можно. Однако не факт, что после голосования документ N4000-1 выйдет из стен Рады в виде, который удовлетворит экспертов МВФ. Пока что неизвестно, как в таком случае поступит правительство: отложит ли эмиссию еврооблигаций до "лучших времен", или, забыв о своих намерениях снизить ставку, сдержит обещания по срокам выхода на внешний рынок заимствований.
По материалам:
Контекст
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас