Охота на доллары — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Охота на доллары

Валюта
455
Вячеслав ДАРПИНЯНЦ
Счетная палата изучает деятельность Минфина и Госказначейства. Наиболее пикантные вопросы связаны с управлением внешним госдолгом. Первые официальные результаты проверки появятся в феврале-марте, аккурат к очередному этапу переговоров украинского правительства с МВФ и Всемирным банком.
Растем и занимаем
По состоянию на 31 октября 2003-го, объемы прямого и гарантированного внешнего госдолга составляли 44,928 млрд и 11,050 млрд грн соответственно. В целом за десять месяцев прошлого года обязательства государства перед зарубежными кредиторами выросли на 1,637 млрд грн. Таким образом, растет у украинской экономики не только ВВП. А сама Украина вполне вписывается в тенденцию увеличения внешних долгов молодых государств и государств с переходной экономикой (общая задолженность развивающихся стран в период с 1955 по 2003 годы выросла с $37,1 млрд до $2,44 трлн).
Целый год, пока экономический рост достигал второго пика в 8% годового прироста ВВП (первый был «взят» в 2001-м, когда ВВП вырос на 9,1%), Минфин осваивал системные и инвестиционные кредитные проекты международных финансовых организаций (на общую сумму 1,43 млрд грн). И более того — счел возможным увеличить выпуск еврооблигаций с $800 млн до $1 млрд. В Багдаде, объяснили в Минфине, все спокойно: темпы роста ВВП, по словам первого вице-премьера и министра финансов Николая Азарова, превышают темпы роста внешнего долга, а отношение ВД к ВВП доказывает, что лезть в долговую яму для Украины экономически безопасно и выгодно.
Экономически опасаться Украине, действительно, нечего: последние несколько лет отношение прямого ВД к ВВП последовательно уменьшается (в 1999-м — 37,1%, в 2000-м — 25,5%, в 2001-м — 20,7%, в 2002-м — 19,5%). Аналогичная тенденция и в соотношении гарантированного ВД и ВВП: уменьшение с 12,8% (в 1999-м) до 5,1% (в 2002-м). Безопасный рубеж отношения общего ВД к ВВП — 50-60%, и Украина его явно не пересекает.
Тем не менее, взвешивание ВД по ВВП — не единственный (и не самый корректный) показатель экономической безопасности. Согласно методологии Всемирного банка, более важно соотносить дисконтированные параметры выплат и обслуживания ВД с соответственными показателями экспорта (основного источника поступлений валюты в страну). И по этому параметру — учитывая, что отток валюты с января по ноябрь 2003-го по одним только энергоносителям составил $6,45 млрд — позиции экономической безопасности Украины достаточно шаткие. Кроме того, правительство предпочитает не афишировать удельный вес ВД в структуре расходов госбюджета. Между тем, в случае с Украиной этот показатель на уровне 10-15% во многом предопределяет инвестиционную пассивность государства в период экономического роста. Словом, Кабмин вполне доволен тем, что Украина — не Аргентина, где отношение ВД к ВВП превышает 400%.
Алогично только, что правительство не использовало прошлогодний экспортный бум (прирост за январь—сентябрь — 27,8%) для снижения внешней долговой нагрузки на экономический рост. Поскольку вслед за ростом неизбежно следует рецессия роста, стагнация и, в конечном счете, спад, когда возвращать долги гораздо сложнее. Легче, как мы убедились, занимать и «выполнять бюджет-03 с профицитом».
Деньги на кое-что
Теперь о выгоде. В прошлом году правительство модно объясняло свою активность на рынках внешних заимствований нуждой растущего реального сектора в абсолютной ликвидности. Цену за привлеченные деньги, из-за того, что ВБ «заморозил» кредит в рамках программы ПСЗ-2 ($250 млн), пришлось заплатить большую, нежели рассчитывали. Наверстывая упущенное допэмиссией еврооблигаций, Кабмин предпочел быть обязанным под 6,75% годовых, чем не иметь обязательств, ориентированных на процентную ставку Libor. Насколько выиграл от этого реальный сектор — покажут результаты проверки Счетной палаты.
В то же время определенные выводы насчет «щадящих» госбюджет кредитных проектов можно сделать уже сейчас. Мало кому известно, к примеру, что в прошлом году под «модернизацию государственной налоговой службы» от имени Украины у Международного банка реконструкции и развития одолжили $3,5 млн. Чем не налоговая реформа? По иронии судьбы, «экспериментальный проект финансирования развития села» ($19 млн от МБРР) не спас отечественный АПК от прошлогоднего одиннадцатипроцентного сокращения объемов производства.
«Проект развития частного сектора» ($5,47 млн) и «фонд социальных инвестиций» ($11,1 млн) не удержали темпов роста реальных доходов граждан, снизившихся в прошлом году с 20 до 3,7%. Допустим, что инвестпроекты по «модернизации водоснабжения» Львова и «расширению теплоснабжения» Севастополя (соответственно — $6,71 млн и 1,89 млн от ВБРР в 2003-м) вполне могли улучшить качество жизни некоторых граждан. А вот оценить «преодоление эпидемии туберкулеза и СПИДа» за $16,6 млн затруднительно, равно как и запрограммированное улучшение в «муниципальном развитии» ($15 млн от МБРР).
Напомним, что системные и инвестиционные кредиты в рамках сотрудничества с МБРР рассчитаны не на один год и рано или поздно экономически оправданный результат обязательно будет. Хочется верить, что не такой как в позапрошлом году от $76,4 млн, предоставленных МБРР на развитие украинского рынка электроэнергетики. В последнем отчете Счетной палаты эффект от займа зафиксирован: «Кабмин с самого начала реализации проекта не выполнял провозглашенных мер... Уже через четыре с половиной месяца это привело к аннулированию остальной части займа ($241 млн). Фактически единственным результатом проекта стала переброска долговых обязательств предприятий-участников на государство».
Товарищ МВФ
В год Обезьяны и президентских выборов Кабинет Виктора Януковича намерен увеличить внешний долг, как минимум, еще на 6,43 млрд грн, тогда как погашение ранее взятых обязательств составит всего 5,59 млрд.
Опровергая прогнозы скептиков, МВФ воспринял переоформление части задолженности государства перед плательщиками НДС в ОВГЗ и уже в феврале-марте вполне может утвердить программу «упреждающий stand by». Во всяком случае, об этом говорил директор Европейского департамента МВФ Майкл Депплер на последней встрече с Леонидом Кучмой. Не факт, конечно, что за подписанием программы stand by последует конкретное вливание средств МВФ в Украину. Поскольку такое развитие событий явно не вяжется ни с готовностью председателя НБУ Сергея Тигипко увеличивать в 2004-м международные резервы до $9,4 млрд, ни с его раскритикованным желанием досрочно погашать обязательства перед МВФ (в размере $1,8 млрд). А просить у МВФ стабилизационный (не в реальный сектор, а для поддержания платежного баланса) кредит, декларируя балансовую идиллию, было бы цинично и бессмысленно.
Минфин, тем не менее, может получить вполне реальные выгоды из виртуального сотрудничества с МВФ. Две основные — улучшение котировок государственных еврооблигаций и укрепление позиций правительства на переговорах с Всемирным банком. Напомним, что 9 декабря Совет директоров ВБ утвердил таки второй транш ПСЗ-2 для Украины в размере $250 млн. Деньги правительству предложили оприходовать частями: $75 млн сразу, а остальное — после выполнения заранее невыполнимых условий (урегулирование ситуации на энергорынке, возобновления приватизации в отрасли и так далее).
Так вот, дружба с МВФ, как говорят в НБУ и думают в Кабмине, может помочь размораживанию второй и большей части транша ВБ. Без этого «реальные шаги по внедрению правительственной программы структурных реформ» (под это дело берут в долг в рамках ПСЗ-2) Кабмином были бы сделаны лишь на треть. И $32 млн Госкомстату от ВБ на реализацию пятилетнего «развития государственной статистики для мониторинга социально-экономических преобразований» (кредит может быть утвержден в феврале-марте) были бы потрачены впустую. Нужен же объект мониторинга! И не только для Счетной палаты.
Кому и сколько должна Украина*
*По данным Минфина на 31.10.2003 года
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас