Банки не нужны европейским компаниям для привлечения кредитов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Банки не нужны европейским компаниям для привлечения кредитов

Кредит&Депозит
69
Ведущие европейские компании все меньше прибегают к посредничеству крупных международных банков, которые обычно организуют синдицированные кредиты. Флагманы европейской экономики, такие как британская Vodafone, предпочитают самостоятельно договариваться о привлечении средств, тщательно выбирая кредиторов и экономя на комиссионных.
В классической схеме банк - организатор синдицированного займа после обсуждения условий кредитования с компанией-заемщиком договаривается об участии в сделке других финансовых учреждений. Комиссионные дополнительной группе кредиторов обычно составляют 0,1 - 0,2% от суммы кредита. Помимо комиссионных банки получают маржу, или дополнительный процент, который заемщик платит поверх базовой ставки комиссионных.
За последние несколько лет Vodafone, крупнейший оператор мобильной связи в мире, сама организовала шесть синдицированных кредитов, говорит ее финансовый директор Джерри Бэйкон. Хотя организация таких займов дело достаточно сложное, и им обычно занимаются крупные банки, Vodafone предпочитает "экономить на комиссионных и работать по собственному графику". Исходя из средних ставок банковских комиссионных, Vodafone сэкономила не менее $50 млн. При организации кредитов собственными силами ей удается добиваться от банков-кредиторов более выгодных условий и снижать издержки. Так, на кредитах до одного года можно сэкономить 0,075 процентного пункта, на пятилетних - 0,15 - 0,25. По расчетам Бэйкона, на пятилетнем кредите на 10 млрд евро ($12,45 млрд) можно сэкономить $25 млн.
Число и объемы самостоятельно организуемых кредитов постоянно растут. По данным аналитической компании Loan Pricing, в 2001 г. объем таких сделок в Европе составил $29 млрд, или 7,5% от объема синдикаций, организованных банками ($388 млрд). За первые три квартала 2003 г. этот показатель вырос до $82,8 млрд (28% от кредитов в $293,7 млрд, организованных банками). Эта тенденция наносит ощутимый удар по банкам, восстанавливающимся после экономического спада. Организуя синдицированные кредиты, они рассчитывают, что компании будут приобретать у них более дорогие услуги, например инвестиционно-банковские. Это важный источник доходов для банков.
Отсутствие посредников позволяет заемщикам отбирать кредиторов. Многие, как Vodafone, немецкая торговая фирма Metro, шведский промышленный концерн Trelleborg и British American Tobacco, уже образовали собственные группы кредиторов. Как правило, их меньше, чем в обыкновенной сделке. Например, Metro в этом году с помощью 13 банков привлекла 975 млн евро ($1,2 млрд) на пять лет. По мнению финдиректора Metro Уте Вольфа, в традиционной сделке участвовало бы около 20 банков. При этом выход из группы одного из кредиторов не означает срыва сделки. Так, после опубликования британской химической компанией ICI в марте неблагоприятной отчетности один из банков покинул синдикат. Но его место занял другой, и пятилетний кредит на $700 млн, как и планировалось, был выдан в мае. "Если бы у нас был стандартный синдицированный кредит, сделка бы провалилась", - полагает Дэвид Блэквуд, финдиректор ICI.
Меньшее число банков в синдикате, правда, порождает риск, что при ухудшении конъюнктуры компания не сможет привлекать средства у банков, которые уже превысили лимиты кредитования на нее. Но такая проблема вряд ли возникнет в Европе и Азии, где избыток банков позволяет крупным компаниям найти более дешевое финансирование. Напротив, в США где господствуют несколько крупных банков, компании проявляют меньшую самостоятельность в организации кредитов. По данным Loan Pricing, за первые три квартала этого года J.P. Morgan Chase, Bank of America и Citigroup открыли 61% всех кредитных линий крупным американским корпорациям. "Большинство синдицированных кредитов в США заключается с привлечением крупнейших банков, - утверждает Мередит Коффи, начальник аналитического отдела Loan Pricing в Нью-Йорке. - Компании не хотят портить с ними отношения".
Из-за конкуренции кредитование становится все менее выгодным бизнесом. Если компания с рейтингом AA привлекает в Западной Европе кредит более чем на один год, маржа банка составляет 0,3375% против 0,3656% в мае этого года. По словам Билла Фиша, руководителя отдела кредитования Dresdner Kleinwort Wasserstein в Лондоне, "организация кредита для компании с инвестиционным рейтингом не прибыльна" и делается ради "установления деловых отношений". Но если банки перестают быть организаторами синдицированных кредитов, они могут упасть в банковских рейтингах, и из-за этого компании могут отказаться покупать у них другие услуги.
По материалам:
Cbonds
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас