«Беcтранш» и «терпеливый» Фонд — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

«Беcтранш» и «терпеливый» Фонд

Казна и Политика
1910
На недавних переговорах в Вашингтоне правительство Украины предложило МВФ новый вариант определения цены газа, используемого населением нашей страны. Но, как пишет «Украинская правда», МВФ занял принципиальную позицию — никаких ретроактивных изменений. Этот спор, а также невыполнение Украиной еще ряда условий, делает практически невозможным дальнейшее кредитование нашей страны как минимум до весны 2018 года, отмечают в УП.
ВСЕГО ТРИ ШАГА
Между тем министр финансов Александр Данилюк, назвал всего три шага, которые нам необходимо сделать для продолжения в ближайшее время финансирования Международного валютного фонда, и констатировал, что Украина приблизилась к выполнению его рекомендаций. Но при этом почему-то опустил «газовую» причину возможного «бестранша». Во время дискуссии в Вашингтоне он напомнил о реализованной уже пенсионной реформе и готовом к внесению в парламент законе о приватизации, упрощающем этот процесс, а также объяснил ожиданием выводов Венецианской комиссии задержку с созданием антикоррупционного суда. И главное — Данилюк категорически опроверг появившуюся в украинской прессе информацию о желании Киева прервать сотрудничество с МВФ. «МВФ — это сильный сигнал для привлечения инвестиций: как прямых, так и долговых», — добавил он.
Тем не менее, дыма без огня, как говорится, не бывает, хотя наоборот — иногда случается. В любом случае, по итогам хождения Данилюка за море и за траншем МВФ, в Украине в очередной раз возникла дискуссия о том, в чем заключается опасность такой ситуации для нашей страны, и может ли она прожить без поддержки Фонда.
КОРРУПЦИЯ ЦЕНОЙ В $1,5 — $2 ТРИЛЛИОНА
«Этот вопрос относится больше к политике, — говорит экономист Андрей Вигиринский и объясняет свою позицию, обращаясь к выступлению того же Данилюка: — первый же вопрос, на котором он (Данилюк) акцентировал внимание — это коррупция. От 1,5 до 2 триллионов долларов, там звучали такие цифры, это сумма средств, которые теряет наша страна вследствие коррупции». Он также обращает внимание на последние события под стенами украинского парламента, которые также во многом касаются борьбы с коррупцией.
По словам эксперта, ситуация, когда МВФ мог авансом выделять Украине деньги, руководствуясь доверием к обещаниям, что программа сотрудничества с ним будет выполнена, уже в прошлом. «Программа МВФ по своим срокам близка к завершению, — констатирует Вигиринский. — А ключевые моменты по борьбе с коррупцией до сих пор не реализованы. В результате экономика страны не развивается как хотелось бы или как планировалось. Другой вопрос относится к приватизации. После Революции Достоинства пошел уже четвертый год, а мы до сих пор не слышим о предприятиях, куда зашли инвестиции и генерировали бы дополнительный доход. Только 17 сентября правительство внесло доработанный проект о приватизации, который делает безальтернативной продажу выставленного на приватизацию предприятия».
ПОЛИТИКА VS ТРАНШ
Эксперт обращается также к вопросу газа и предлагает представить ситуацию, когда Украина находится под геополитическим давлением, связанным с разработкой законопроектов о деоккупации неконтролируемых сейчас территорий, и сталкивается с акциями общественного сопротивления, направленным на борьбу с коррупцией. В дополнение к этому, отмечает он, принимается решение о повышение тарифа на природный газ. «Какой будет реакция на это людей, находящихся сегодня под стенами парламента?», — спрашивает Вигиринский и отмечает, что, с одной стороны, логическая и последовательная формула цены газа должна быть принята, и мы должны ее придерживаться. С другой стороны, он ссылается на слова премьер-министра Гройсмана, который обещал, что цена газа повышаться не будет. И все же, по его словам, глава правительства и Президент страны понимают, что это требование МВФ важное, и тариф все же придется поднимать. «Так что политика становится фактором, который тормозит момент предоставления очередных траншей помощи», — уверяет экономист.
«То, что МВФ в очередной раз отложил выделение кредитного транша Украине, — это не неожиданность, — отмечает коллега Вигиринского по цеху Виктор Скаршевский, — Это обычная ситуация. Было бы новостью, если бы он по расписанию выдал Украине очередной транш. Вот тогда надо было бы думать: что же такое случилось? Но чуда нет и не будет. До сих пор было так: Украина делала вид, что она выполняет свои обязательства. А МВФ делал вид, что соглашается с этим. А если МВФ считал, что давать Украине кредит нельзя, то среди большого количества своих требований и обязательств нашей страны он выделял те, которые еще не выполнены, и кредит не давал. Сейчас не повышение цены газа и стало основанием не давать кредит». Скаршевский считает это скорее «политической игрой», чем желанием проводить реформы в нашей стране.
НУЛЕВОЙ БАЛАНС
«С сентября 2015 года по этот день Украина получила всего два транша по миллиарду долларов. Для нашей страны это вообще ничего, особенно по сравнению с тем, сколько Украина должна бы за это время получить, а это в соответствии с программой — 8 миллиардов долларов, — говорит экономист, — отставание в 6 миллиардов, а выполнена программа всего на 25%».
«Сотрудничество совершенно не эффективное, — делает вывод Скаршевский, — и в таком виде никому и, прежде всего Украине, не нужное. Если бы наша страна полностью выполняла свои обязательства перед МВФ, то малого и среднего бизнеса у нас бы уже не было. Ведь Украина обязалась ужесточить налоговый режим для малого бизнеса. В переводе это означает просто ликвидировать его».
Экономист считает, что отсутствие транша никак не повлияет ни на курс национальной валюты, ни на общую экономическую ситуацию. Внутренних резервов в Украине, по его мнению, вполне достаточно. Чистые международные резервы составляют почти 6 миллиардов долларов, так что в этом году Украина вообще не нуждалась в кредите. «А тот, который они дали в апреле, мы тут же, ровно миллиард, и отдадим МВФ. То есть, баланс у нас нулевой», — уверен Скаршевский.
КОГДА ЗОВУТ МВФ
Член Экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников считает МВФ обычным международным институтом, являющимся частью системы глобальной экономики. Подтверждением этого он считает хотя бы то, что Китай долго боролся и таки добился включения юаня в валютную корзину МВФ. Большинство стран мира, по словам эксперта, понимают его значение и стараются принять участие в его работе. МВФ никогда не зовут, когда в стране все хорошо, убежден Олейников. Тогда Фонд приходит и начинает переформатировать страну таким образом, чтобы она вписывалась в его представление о месте и роли этой страны в глобальной экономике.
«Фондом управляют не враги Украины, которые хотят нас уничтожить, и не друзья нашей страны, желающие сделать нам хорошо даже в ущерб себе, — констатирует эксперт. — Им руководят прагматичные люди, которые видят территорией, которой управляют, весь земной шар. Планета для них как единая экономическая система, где есть какое-то деление: кто-то играет на бирже, а кто-то добывает уголь в шахте. И каждому такому кластеру отводится своя роль, в том числе и нашей стране. И первое, что делает Фонд, старается снизить издержки в экономике, чтобы поддержать государство и его функции. Но социальную он старается обрезать по максимуму. Тогда в страну заходят глобальные игроки, которым ни к чему затраты на поддержание социальной системы. Объяснение этому такое: если ваша экономика эффективна, то граждане и сами на себя заработают — не надо делать их иждивенцами других налогоплательщиков».
«СЛУШАЙТЕ, ЧТО МЫ ГОВОРИМ»
«С Фондом можно разговаривать, — уверен эксперт. — У него можно клянчить. Типа: а можно, мы не будем проводить земельную реформу — земельные отношения у нас идеально отрегулированы. Но на самом-то деле эти отношения у нас жуткие. Это какая-то гремучая смесь остатков крепостного строя и каких-то современных рыночных отношений. У нас до сих пор ставки платы за аренду земли у владельцев земельных паев регулируются указом Президента от 2001 года. И до сих пор парламент не смог принять закон, который бы, наконец, урегулировал этот вопрос». «Надо ли реформировать нашу систему земельных отношений? — спрашивает Олейников и без колебаний отвечает: — Надо! Вопрос только в том, как это сделать. Вот Фонд и говорит нам: либо представьте свое реальное видение этого, либо слушайте, что говорим мы».
«Вот это — форма наилучшего общения с МВФ, — подчеркивает экономист и отмечает: — У нас настолько не реформированная система управления и экономических отношений, что любые грамотные комплексные реформы автоматически приведут к сокращению издержек». «К сожалению, у нас их нет, — добавляет он. — И в этом кроется ключевая проблема. У нас нет своего комплексного видения того, какую страну мы вообще хотим строить. Если не считать таким видением набор общих фраз».
ВОПРОС ВРЕМЕНИ
Олейников сравнивает постсоветские результаты Украины и Польши. По его словам, в тот момент, когда Украина обретала независимость, она была в четыре раза богаче Польши. Прошло 20 лет, и теперь мы ездим на заработки в Польшу, а она отказывается от ненужного ей транша МВФ в размере 9,2 миллиарда долларов по причине «хорошего состояния экономики». «Дело в то, что мы пошли разными путями, — объясняет эксперт. — Они избрали путь глобального изменения системы — понимали, какую Польшу хотят получить. Мы запихнули в свою Конституцию такой объем социальных функций, которые даже Советский Союз не мог потянуть… Пока они развивались, мы варились в этом котле. Но экономику обмануть невозможно. За это мы расплачиваемся».
«Мы действительно можем сейчас гордо сказать МВФу свое «нет» и какое-то время прожить без него, — подытоживает Олейников, — но дыра в нашей внешней торговле никуда не пропала. Отрицательное сальдо торгового баланса сохраняется. А в силу приватизации нашей экономики уровень потребления импортной продукции продолжает расти, и только вопрос времени, когда нас в очередной раз догонят пустые ямы со всеми вытекающими последствиями. Если мы не примем мер, чтобы начать системно менять собственную страну, то опять-таки, только вопрос времени, когда МВФ к нам опять вернется с очередными требованиями. Вопрос цены на газ он поднимал еще с начала 2000-х годов. Сейчас опять торгуемся. Но фонд терпеливый. Он своего добьется».
Виталий Княжанский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас