Фондовый рынок — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фондовый рынок

Кредит&Депозит
123
27-31 октября 2003 года
C 1 января 2004 года вступают в силу сразу несколько законодательных актов, способных самым коренным образом изменить судьбу фондового рынка Украины. В данном случае речь идет о Законах Украины «Об ипотеке», «Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах», «О негосударственном пенсионном обеспечении» и пр. Наконец-то финансовая общественность страны дождалась начала проведения пенсионной реформы, а также законодательного закрепления операций с недвижимостью. Коммерческие банки, например, теперь получают не только возможность улучшить качество своей ресурсной базы самым радикальным образом (как по срокам привлечения ресурсов, так и по ценам), но и новые альтернативные объекты приложения капитала в виде кредитов по залог недвижимости. Обязательства по ипотечным кредитам в свою очередь могут быть оформлены в виде ипотечных ценных бумаг, которые будут находиться в свободном обращении на вторичном рынке ценных бумаг. В развитых экономиках мира удельный вес операций с ценными бумагами, обеспеченными ипотекой, составляет до 70% объема фондового рынка. Исходя из практики функционирования рынка ипотечных ценных бумаг в других странах, можно смело рассчитывать на то, что рынок будет ликвидным и новый фондовый актив надежным. В общем, следующий год обещает стать самым знаменательным в судьбе финансового рынка страны и фондового в частности.
Тем не менее, стоит обратить внимание на некоторые коллизии в законодательном поле Украины, которое касается функционирования ипотечного рынка.
Первое главное, что бросается в глаза – это возможности для, мягко говоря, неэффективной приватизации государственной собственности. Статья 5 закона Украины «Про ипотеку» гласит, что «предметом ипотеки могут быть один или несколько объектов недвижимого имущества при следующих условиях: недвижимое имущество принадлежит ипотекодателю на правах собственности или хозяйственного управления, если ипотекодателем есть государственное или коммунальное предприятие, учреждение или организация». Поскольку в той же статье указано, что стоимость предмета ипотеки определяется по соглашению сторон (и только если стороны не пришли к консенсусу насчет стоимости недвижимости, только тогда оценивать имущество будет субъект оценочной деятельности), поэтому, чисто теоретически, можно предположить, что стоимость недвижимости, находящейся в государственной собственности может быть существенно занижена. Поле деятельности, для коррупционеров, непаханое. Одни получают кредиты, которые могут смело транжирить, другие – за бесценок движимое и недвижимое государственное имущество. Движимое государственное имущество можно продать за бесценок в том числе, поскольку украинский законодатель не в состоянии отличить движимое имущество от недвижимого. В статье 1 данного закона, где даны определения терминов, под недвижимостью подразумевают также «воздушные и морские судна, судна внутреннего плавания, космические объекты». Это, следуя логике отечественного законодателя, означает примерно следующее. Если Вы сможете нотариально оформить право собственности на спутник Земли – Луну или на ее часть (кстати, в Киеве есть организация, которая продает земельные участки на Луне совершенно недорого), а также предоставить в органы государственной регистрации (ведомости про ипотекодателя и держателя, описание предмета ипотеки (есть в любом школьном учебнике по астрономии), определить размер стоимости данного «космического объекта»), в таком случае Вы можете получить ипотечный кредит! Таких глюков в законе «Про ипотеку» пруд пруди. Поэтому-то и готовимся к инвестиционному буму!
По материалам: Швабій Костянтин
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас