Почему "Укртелеком" Ахметова может вернуться в госсобственность — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему "Укртелеком" Ахметова может вернуться в госсобственность

Казна и Политика
568
В четверг 19 октября Хозсуд Киева по иску Фонда госимущества (далее Фонд) постановил расторгнуть приватизационный договор по “Укртелекому” 2011 года и национализировать компанию. Владельцы обещают оспорить это решение.
Что случилось
В мае прошлого года Фонд начал очередную ревизию в приватизированном “Укртелекоме”. Проверяли выполнение частным владельцем компании ОООЕСУ” (сейчас принадлежит Ринату Ахметову) инвестиционных обязательств, прописанных в договоре купли-продажи. Спустя три месяца после проверки (а она длилась вплоть до февраля 2017 года) Фонд подал иск о национализации крупнейшего в Украине оператора фиксированной связи.
Ревизоры выявили два инвестиционных нарушения. Во-первых, компания не внесла предусмотренные договором инвестиции в «Укртелеком» на сумму не менее $ 450 млн (на это отводилось пять лет – срок уже вышел). Во-вторых, компания не передала новые телекоммуникационные сети специального назначения (ТМСН) на баланс государства.
Как результат, Фонд требует расторжения договора, возращения пакета акций “Укртелекома” в госсобственность, а помимо этого – взыскания с “ЕСУ” пени в размере 81,9 млн долларов. Для внесения предельной ясности в этот процесс руководитель Фонда Виталий Трубаров отмечает: в случае национализации экс-владелец не получает никакой компенсации за приобретенный ранее пакет акций. Эта норма была изъята из закона о приватизации еще в 2012 году.
“Истории с возвращением пакетов и объектов нам не по душе, и мы четко придерживаемся закона: если условия не выполняются и исчерпаны все законные возможности для “мирного” урегулирования вопроса, подаем в суд”, – пишет пресс-служба Фонда на странице в Facebook.
Как продавали “Укртелеком” в 2011 году
Конкурс на приватизацию “Укртелекома” был объявлен в 2011 году при президенте Викторе Януковиче. Фонд госимущества выставил на продажу 92,79% акций, начальная цена которых была установлена в 10,5 млрд гривен. Единственным участником торгов тогда оказалась компания “ЕСУ” – украинское дочернее подразделение австрийской компании EPIC. Приобрести пакет акций ей удалось практически по стартовой цене – 10,575 млрд грн.
Спустя два года в июне 2013-го компания Рината Ахметова SCM перекупила у австрийской EPIC компанию UА Тelecominvest Limited, которой, в свою очередь, принадлежали корпоративные права украинского “ЕСУ”. Во сколько украинскому бизнесмену обошелся “Укртелеком”, до сих пор неизвестно.
Собственно, эта опосредованная покупка и была впоследствии использована компанией Ахметова в качестве контраргумента на обвинения. В SCM считают, что пакет акций “Укртелекома” достался им через два года после приватизации, а договор, содержащий инвестобязательства, заключал предыдущий владелец “ЕСУ”.
В компании “ЕСУ” о готовности защищать свою позицию заявляли еще до того, как Фонд начал с ними судиться. Свою защиту владельцы “Укртелекома” изначально строили на следующем: телекоммуникационная компания демонстрирует стабильные финансовые результаты, проводит техническую модернизацию и ежегодно выплачивает в госбюджет почти 2 млрд гривен.
Этой риторики они придерживаются и сейчас и уже готовят апелляцию. В компании говорят, что необходимо достичь разумного компромисса по выполнению приватизационных обязательств. И успокаивают бизнес-партнеров и клиентов тем, что решение суда первой инстанции не повлияет на текущую работу “Укртелекома”. Намерены спокойно продолжить и модернизацию оператора при партнерстве с China Development Bankрас, для которых этот проект обошелся в 4,9 млрд гривен. Модернизация запланирована на период с 2016 по 2019 год. И, видимо, нарушать договор с китайцами компания Рината Ахметова не настроена. Во всяком случае, в SCM, как пишет LIGA.net, рассчитывают, что спор затянется и решится не раньше третьей судебной инстанции.
Другие проблемы “Укртелекома”
В марте 2016 года специальная контрольная комиссия Верховной Рады по вопросам приватизации сочла приватизацию “Укртелекома” незаконной и обратилась в Генпрокуратуру. ГПУ не оставалось ничего другого, как включиться в это дело.
Какие преступления заметила комиссия Рады? Во-первых, незаконное финансирование компании из госбюджета в 2012-2013 гг. уже после приватизации и создание за госсчет ТМСН (той самой сети спецсвязи, которая так и не была передана государству). На это потратили 220 млн бюджетных гривен. Во-вторых, Генпрокуратура намерена доказать, что “Укртелеком” был приватизирован по заниженной цене. Реальную стоимость пакета акций в ГПУ оценивают на 1,6 млрд гривен больше той, что была в своей время предложена компанией “ЕСУ”.
Пик активности Генпрокуратуры пришелся на весну этого года. В апреле Печерский райсуд наложил арест на акции оператора в рамках досудебного разбирательства (со временем их сняли). В мае Генпрокуратура выдвинула подозрение по делу “Укртелекома” экс-президенту Украины Виктору Януковичу, экс-премьеру Николаю Азарову, экс-министру финансов Юрию Колобову и бывшему первому вице-премьер-министру Сергею Арбузову. Тогда же прокуратура получила разрешение на заочное осуждение первой троицы, в августе к этому списку беглых “заочников” присоединился и Арбузов.
Другие желающие заполучить акции
Проблемы в “Укртелекоме” стали очевидны 15 марта 2017 года, когда его владелец – компания “ЕСУ” – не рассчиталась по корпоративным долговым бумагам на сумму 4,6 млрд гривен. Основными держателями облигаций были Ощадбанк и Укрэксимбанк. Сейчас они судятся с компанией, причем суды постановили наложить арест на акции “Укртелекома”. И теперь госбанки могут получить акции компании в счет долга по облигациям. Для сравнения, чистая прибыль компании за прошлый год составила всего 244 млн гривен.
Чтобы рассчитаться с держателями облигаций, “Укртелеком” планировал продать оператора c 3G-лицензией “Тримоб” одному из крупных игроков рынка и рассчитаться с госбанками. Но переговоры затянулись, и крупные игроки успели развернуть собственные 3G-сети. А позже Генпрокуратура помешала продаже “Тримоба”, заподозрив в этом попытку отчуждения имущества.
При этом “Укртелеком” еще в 2011 году взял крупный кредит в “Сбербанке России” и оставил в залоге “все ликвидное имущество”. Так что желающих поживиться “Укртелекомом” много, и Фонд – только один из списка.
Диана Манучарян, Андрей Яницкий
По материалам:
lb.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас