Анастасия Сварич, Олег Дерлюк: выход украинского бизнеса на рынок Европы. Основные барьеры — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Анастасия Сварич, Олег Дерлюк: выход украинского бизнеса на рынок Европы. Основные барьеры

Фондовый рынок
532
После подписания в 2014 году экономической части Соглашения об ассоциации с Евросоюзом (Украине были предоставлены торговые преференции), многие ожидали, что украинские производители буквально завалят европейский рынок своими товарами.
Но чуда не произошло, хотя Евросоюз со своей стороны воспользовался ассоциацией и увеличил экспорт в Украину. Напомним, что ассоциация предусматривает обоюдное открытие рынков.
Первая эйфория прошла и оказалось, что не все так просто и существует несколько преград при выходе на рынок Европы.
Конечно, украинские товары являются конкурентными по стоимости. Особенно после резкой девальвации гривны в 2014 году, но для того, чтобы иметь возможность выставить свой товар на полки магазинов в Европе, одной привлекательной цены недостаточно.
Что же является основным барьером, который необходимо преодолеть для того, чтобы экспортировать в Европу?
I. Европейский рынок является одним из самых требовательных по части соблюдения технических стандартов.
Производитель несет ответственность за безопасность своей продукции, если в судебном порядке будет доказано, что Ваш продукт нанес вред (жизни, здоровью, имуществу) потребителя, то производителю грозит штраф, величина которого может достигать нескольких миллионов евро.
Многие украинские производители столкнулись с тем, что их товары ориентированы на рынок СНГ. К несчастью, в Украине единицы предприятий, которые отвечают европейским стандартам.
Для того, чтобы соответствовать стандартам, для выхода на европейские рынки необходимо получить европейский сертификат соответствия. Данный сертификат подтверждает факт соответствия продукции директивам и регламентам ЕС.
Что же необходимо для того, чтобы получить необходимый документ? Время и деньги.
Мы стремимся в Европу, но в реальности национальные стандарты и европейские требование к качеству очень разнятся. Производителю необходимо вложить средства в модернизацию производства.
После подается заявка в Европейскую комиссию. И тут стоит запастись терпением, так как старушка Европа спешки не любит.
Получение сертификата может растянуться на несколько лет. Инспекций на предприятие может быть несколько. После первого посещения инспектора дают свои рекомендации касательно улучшения предприятия. Только после выполнения всех рекомендаций предприятие получает долгожданный сертификат.
II. И если в случае с получением сертификата соответствия все (или почти все) в руках производителя, то существуют проблемы, решить которые производители не в силах.
Имидж страны-экспортера играет не последнюю роль в приобретении товаров. Несмотря на наличие сертификации и соответствия продукции европейским нормам, покупатели могут просто не хотеть покупать продукцию, производимую в Украине.
Потому необходимо четко определиться со стратегией выхода на рынок, а также более четко определить рынок сбыта (более четко очертить географию), и целевую аудиторию.
Существует два вида стратегии при выходе предприятия на новые рынки сбыта:
  • Прямой экспорт
  • Косвенный экспорт
1. Стратегия прямого экспорта
При данной стратегии экспортер может продавать свою продукцию как конечному покупателю, так и импортеру.
Выделяют 2 направления данной стратегии:
1.1. Контрактное производство или субподряд используется в случае, когда компания заключает договор с другим предприятием для производства отдельных частей продукции, о выполнении отдельных стадий технологического процесса.
1.2. Дочерняя компания представляет собой регистрацию нового юр. лица на зарубежном рынке. Преимуществом является возможность создания структуры предприятия, которая сможет интегрироваться в структуру компании.
2. Стратегия косвенного экспорта
При реализации стратегии компания продает свою продукцию на зарубежные рынки через независимые организации, функционирующие на этих рынках.
2.1. Создание дочерней компании путем поглощения. Относительно небольшое время, которое может быть затрачено на реализацию данной стратегии, позволяет опередить своих конкурентов, но такая стратегия применима для крупных игроков для достижения глобального масштаба.
2.2. Создание совместного предприятия предполагает участие двух и более компаний при создании нового предприятия.
2.3. Лицензирование применяется в случае, когда иностранная компания (лицензиар) передает права на обладание объектом местной компании (лицензиату). Последняя обязуется выполнять определенные работы или производить.
2.4. Франчайзинг представляет собой особую форму лицензирования, где франчайзер продает нематериальный актив (как правило, это торговая марка) и обязует франчайзи соблюдать определенные правила ведения бизнеса.
2.5. Стратегические альянсы. Стратегические альянсы могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными (например, для разработки нового продукта) и представляют собой договор сотрудничества между потенциальными или фактическими конкурентами.
 
Правильный выбор стратегии и помощь компетентных специалистов помогут упростить процесс выхода на новый рынок, сэкономив при этом время и деньги.
Главное понимать, что это – дело не одного дня. Для тех, кто сделал выбор в пользу данного шага стоит знать, что несколько структур помогают предоставлять интересы украинских экспортёров в ЭС.
К примеру, при представительстве Украины в ЕС существует центр поддержки экспортеров (ukraine-eu.mfa.gov.ua), где можно получить консультацию.
Анастасия Сварич, юрист Maxpay,
Олег Дерлюк, директор юридического департамента Maxpay
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас