Мария Грабчак: эстонская модель налога на прибыль и ее перспективы в Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Мария Грабчак: эстонская модель налога на прибыль и ее перспективы в Украине

Фондовый рынок
1299
Эффективное налогообложение имеет важное значение для развития предпринимательства в силу своего существенного влияния на материальное положение налогоплательщика.
Именно поэтому каждое современное государство стремится сформировать такие условия, при которых налоговая система не будет создавать бремени: будет справедливой и соразмерной прибыли субъектов хозяйственной деятельности. Ключевыми факторами для надлежащего налогообложения тоже следует признать стабильность и постоянство.
Суть стабильности заключается в том, что в обычных условиях законодательство изменяется только на основании крайней необходимости, а не с целью проведения экспериментальных опытов над теми, к кому оно применяется.
Постоянность данной системы предусматривает, что налоговые поступления в бюджет должны быть регулярными, поскольку только так они могут выполнить свои функции.
Тем не менее, невзирая на свою важность, вышеназванные основные свойства налога уже давно деформировались и обесценились в силу многих обстоятельств.
Правительства государств не устают каждый раз удивлять бизнес налоговыми нововведениями «с начала нового календарного года». Хотя, с другой стороны, позитивным аспектом таких частых изменений является то, что реформаторам порой удается приблизить систему налогообложения к стандартам, которым она должна соответствовать.
Например, на сегодняшний день одной из наиболее прогрессивных систем налогообложения в Европе считается cash flow taxation model (ее еще называют эстонской моделью — авт.), несмотря на критику многих экспертов относительно своей чрезмерной примитивности.
Эстония
Сash flow taxation model была введена правительством Эстонии путем реформирования налога на прибыль в 2000 году. Основной ее особенностью является то, что нераспределенная прибыль не входит в базу налогообложения.
В случае, если прибыль все-таки распределяется, сумма, предназначенная к распределению, подлежит налогообложению по ставке в соотношении 20/80 состоянием на 2017 год.
Стоит отметить, что Парламентом Эстонии 19 июля 2017 года были утверждены изменения по части взыскания налога на распределенную прибыль. Так, с 1 января 2018 года ставка будет снижена с 20% до 14% для регулярной распределенной прибыли.
Регулярной прибылью принято считать такую, сумма которой не превышает средней распределенной прибыли компании за три последних года. Если база налогообложения превысит такую сумму, то уплате будет подлежать 20% налога.
Параллельно предусматривается, что акционеры таких компаний будут уплачивать налог на пассивный доход в размере 7%. Таким образом, изменения в сторону уменьшения размера взыскания налога на предприятие направленны на поощрение к реинвестированию полученной прибыли.
Немало экономистов и бизнесменов одобряют налогообложения только распределённой прибыли, поскольку такой подход дает возможность вкладывать денежные ресурсы в развитие собственного дела: увеличивать мощности и качество товаров или услуг.
Именно поэтому, решение законодателя относительно введения подобных изменений в налогообложении является абсолютно оправданным и выгодным с точки зрения формирования крепкой экономики государства и развития среднего бизнеса.
Грузия
На сегодняшний день пример Эстонии уже переняла Грузия, которая ввела налог на распределенную прибыль с начала 2017 года.
В соответствии с грузинским налоговым законодательством новый режим не распространяется на прибыль, полученную коммерческими банками, кредитными объединениями, страховыми организациями и ломбардами до 1 января 2019 года (по истечении данного периода, налогообложение вышеназванных юридических лиц будет осуществляться на общих основаниях).
Дивиденды, выплаченные одним юридическим лицом-резидентом другому юридическому лицу-резиденту, не подлежат налогообложению, более того: дивиденды, уплаченные нерезидентом в пользу резидента Грузии, тоже не входят в базу налогообложения.
Правительство Грузии после введения реформы предоставило статистику, в соответствии с которой только за счет отмены налога на прибыль в бизнесе, для реинвестиции к концу текущего года накопится остаток в 1,5 миллиарда лари (около 625 млн долларов).
Что касается дальнейших перспектив, то, учитывая результаты 2017 года, на протяжении 4 лет, при условии дополнительного реинвестирования в размере минимум 2 миллиарда лари (около 835 млн долларов), будет создано примерно 40 тысяч новых рабочих мест, что позволит уменьшить уровень безработицы.
В соответствии с данными социального опроса на одном из рекомендованных правительственных сайтов Грузии businessombudsman.ge на вопрос «Нравится ли Вам новая (эстонская) модель налога на прибыль» 28% респондентов ответило «да», 50% – «нет» и 22% – «не знаю».
Такие общественные настрои служат наглядным примером того, насколько важным является согласование действующего законодательства с новой системой налогообложения для цели их общего эффективного функционирования.
Латвия
Недавно стало известно, что Латвия на законодательном уровне приняла решение реформировать свою систему налогообложения, приблизив ее к системе соседней Эстонии.
Так, 28 июля 2017 Парламентом был принят закон, который, начиная с 1 января 2018 года, предусматривает отсутствие налога на реинвестированную прибыль. Ставка налога на распределенную прибыль будет составлять 20%, но база налогообложения должна быть разделена на коэффициент 0,8 в обязательном порядке, что приведет к 25% размера фактической эффективной ставки.
К распределенной прибыли, кроме выплаты дивидендов, будут приравниваться расходы, не связанные с экономической деятельностью, уступка права долговых обязательств, предоставление кредитов связанному лицу и другое.
Тем не менее, важно учесть, что процедуры кредитования связанных лиц могут быть освобождены от налогообложения в случае:
  • если сумма выданных кредитов не превышает суммы полученных такой компанией кредитов от несвязанных лиц;
  • кредит будет предоставлен дочерней компании;
  • кредит будет предоставляться на срок до 12 месяцев.
На протяжении периода налогообложения компании разрешается уменьшать базу налогообложения налогом на распределённую прибыль пропорционально сумме погашения кредита.
В соответствии с новым законодательством, распределенная прибыль на корпоративном уровне налогооблагается по ставке 20%, тогда как физические лица больше не будут уплачивать НДФЛ (налог на доходы физических лиц) за полученные ими средства.
Тем не менее, с целью адаптации предприятий к новым условиям, на протяжении двух следующих лет, пассивные доходы физических лиц все же будут налогооблагаться НДФЛ по ставке 10%.
В случаях, если распределенная прибыль компаний не будет подлежать налогообложению, бремя планируется возлагать на акционеров, которые будут обязаны уплатить 20% налога на доходы.
В каждом государстве, которое ввело эстонскую модель налога на прибыль, в начале ее функционирования налоговые поступления в государственный бюджет сокращались до критического уровня.
Но, как показывает опыт, такое явление имеет временный характер. Таким образом, через несколько лет финансовые возможности предприятий вырастут, что даст возможность для выведения бизнеса из тени.
В данном контексте реформа во время вышеуказанного переходного периода создает риск обострения социального неравенства за счет увеличения налоговой нагрузки на физических лиц.
Таким образом, латвийцы должны быть готовыми к повышению акциза, в частности речь идет о алкогольных и табачных изделиях, горючем и др. Цель увеличения этого налога – перекрыть разрыв в бюджете, который создастся вследствие отмены обычного налога на прибыль предприятий.
Тем не менее, подобная реформа несет в себе много прогрессивных положений, в частности:
1) она будет стимулировать развитие производства путем расширения возможностей для реинвестирования поступлений – как было указанно раньше, основной целью эстонской модели является развитие предприятий, формирование благоприятного климата для накопления денежных средств внутри предприятия;
2) за счет ее функционирования произойдет привлечение иностранных инвестиций;
3) соблюдение новых стандартов позволит стабилизировать экономику – укрепить промышленный сектор и сектор предоставления услуг.
Украина
Европейская волна постоянных изменений в системе налогообложения не прошла мимо Украины. На сегодняшний день не прекращаются дискуссии по поводу инициативы законодателя ввести эстонскую модель налогообложения предприятий.
Предпосылкой для разработки Законопроекта об изменениях к Налоговому кодексу в части налога на выведенный капитал стал Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.2016, в соответствии с п.5 раздела ІІ «Заключительные и переходные положения» на Кабинет Министров возложено обязательство к 1 июля 2017 года разработать и внести в Верховный Совет Украины проект закона о введении налога на выведенный капитал.
В основном, этот проект полностью дублирует эстонскую модель и содержит в себе решение многих актуальных для сферы украинского предпринимательства вопросов.
Правда, существуют некоторые очень важные пункты, которые им не урегулированы, в частности: отсутствует четкая процедура контроля за деятельностью лиц, которые не будут уплачивать налог, их правоотношениями с лицами-налогоплательщиками и порядком подачи отчетности в контролирующие органы. Если эти недостатки не будут ликвидированы – это может привести к неэффективности налога и безрезультатности реформы.
Следует отметить, что любые изменения должны быть обусловлены готовностью к их введению, только тогда они смогут быть принятыми и принести ожидаемые результаты.
Учитывая это, верным решением со стороны правительства было инициирование обсуждения положений проекта закона с лицами, к которым они будут применяться.
Более того, опыт согласования изменений в налоговом законодательстве с налогоплательщиками является довольно-таки полезным и нужным в современных условиях. Именно поэтому его применение в дальнейшем несомненно окажет решающее влияние на качество и действенность нормативных предписаний.
Конечно, в условиях украинской экономики новый вариант налогообложения на перспективу является многообещающим, но не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что на данном этапе экономическая ситуация оставляет желать лучшего, она стремительно ухудшается в силу многих факторов. Такая реформа может быть посильным грузом как для предпринимательства, так и для населения, только в случае существования стабильного дохода, чего на сегодняшний день в Украине не наблюдается.
Именно по этой причине, в ходе проведения встречи Президента Украины с представителями бизнеса 14 сентября 2017, было сообщено о том, что введение налога на выведенный капитал в 2018 году отменяется, и налоговая система в течение следующего года будет сохранять старый формат.
Возвращаясь к Латвии и анализируя законотворческие процессы в Украине, стоит отметить, что на органы государственной власти обеих стран возложено сверхсложное задание – согласовать нынешнее законодательство с будущими изменениями.
Таким образом, если законодателям удастся достичь верного соотношения налоговой нагрузки на юридических и физических лиц после введения налога на распределенную прибыль, то можно с уверенностью утверждать, что новая система будет работать в соответствии с самыми позитивными прогнозами.
Мария Грабчак, юрист ICF Legal Service
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас