Олег Пахомов: топ-3 вызовов для банковской системы страны. Чего стоит опасаться? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Олег Пахомов: топ-3 вызовов для банковской системы страны. Чего стоит опасаться?

Кредит&Депозит
850
Сегодня уже достаточно уверенно можно говорить о том, что кризис украинской финансовой системы позади. Но, думаю, все понимают, что борьба с его первопричинами вовсе не закончена, даже после самой серьезной, на мой взгляд, реформы банковской системы – настоящей шоковой терапии для многих участников рынка.
Снизилось количество существующих проблем, начало восстанавливаться розничное и корпоративное кредитование, оставшиеся на рынке банки стали сильнее и прозрачнее, стабилизировался и стал более прогнозированным валютный рынок.
Количество реальных угроз в наши дни намного меньше, чем это было полтора-два года назад. Но вместе с тем не стоит недооценивать те вызовы, которые все еще есть и с которыми нам – украинским банкам – предстоит работать. На сегодняшний день я обозначил бы топ-3 основных трудностей, которые в перспективе способны оказать влияние на финсектор.
1. Слабая защищенность кредиторов и как следствие – невозможность в полной мере восстановить доступное кредитование бизнеса
Уровень проблемных активов в украинской банковской системе, по итогам первого квартала 2017 года с учетом ситуации с ПриватБанком, составлял порядка 33%, но существуют факторы, которые вполне могут свидетельствовать о более существенной доле.
При этом активы, которых банки лишились вследствие оккупации Крыма и Донбасса, – далеко не основная часть. Финучреждения-кредиторы в нашей стране защищены довольно слабо. Из-за пробелов в законодательстве и нехватки голосов в парламенте за принятие соответствующих законопроектов (за последние год-полтора попытки принять необходимые законодательные инициативы, разработанные банковским сообществом, проваливались несколько раз), активы в систему вернуть крайне тяжело. Крупные недобросовестные заемщики пользуются таким положением дел, и банки, вместо того чтобы направлять ресурсы на восстановление доступного кредитования и наращивать инвестиции в экономику страны, продолжают формировать резервы.
Ни в коем случае не следует обижать всех крупных заемщиков, столкнувшихся с финансовым кризисом и действительно утративших возможность на первоначальных условиях выполнять свои обязательства. Мы ведем активную работу с добропорядочными заемщиками, находя компромиссные индивидуальные варианты реструктуризации их кредитов в зависимости от потребностей и возможностей. Но с теми, кто намеренно уходит от ответственности, не желает идти на диалог с банком и даже прибегает к неправомерным действиям, устраивая информационные атаки, мы вынуждены вести работу в судах.
Думаю, все понимают, что по большей мере речь идет о крупных заемщиках с долгами в миллионы долларов. Исходя из опыта нашего банка могу сказать, что часть таких недобропорядочных клиентов – депутаты Верховной Рады Украины. Собственно, это и объясняет нежелание наших парламентариев совершенствовать законодательную базу.
2. Недореформированные суды и коррупция
Тривиальные проблемы характерны практически для всех сфер жизни в Украине. Для банков же эта проблема является логическим продолжением вышеуказанной. Мы по несколько лет ведем судебные процессы с недобросовестными крупными должниками и из-за все еще существующей коррупции, используемого заемщиками админресурса все эти процессы просто бесконечны. Например, по одному из таких проблемных клиентов – многомиллионному должнику – мы даже были вынуждены обращаться в международные судебные инстанции.
В целом же, с уверенностью могу сказать, что пока не будет политической воли реально реформировать судебную систему, пока мы не увидим здесь результатов очищения, как в финансовом секторе, не стоит ожидать столь массового оживления рынка кредитования, а следовательно, и стремительного роста прибыльности банковской системы.
3. Макроэкономические вызовы
Снижение промышленного производства из-за торговой блокады как в первом, так и во втором квартале продолжает оставаться одним из главных негативных факторов для украинской экономики.
Так, например, в апреле текущего года выплавка стали упала на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но основные негативные последствия для платежного баланса и валютного рынка из-за снижения производства и роста импорта энергоресурсов могут проявиться осенью с началом отопительного сезона. А среди факторов, продолжающих поддерживать экономику, – это хоть и умеренный, но все же рост потребления, капитальных инвестиций и экспорта.
Также среди важнейших макроэкономических рисков, кроме слабого продвижения в реализации необходимых реформ, – начало обслуживания Украиной реструктуризированного долга.
В течение 2017-2020 годов наша страна должна выплатить порядка 20 млрд долл. США в счет погашения госдолга, и если на ближайшие пару лет эти суммы для нашей экономики вполне подъемные (2,6 млрд долл. в 2017 г. и 3,9 млрд долл. – в 2018 г.) – Украина накопила достаточные объемы международных резервов, – то полное выполнение взятых на себя обязательств нашей страной будет во многом зависеть от темпов проведения экономических реформ, определенных программой МВФ, а также динамики всех экономических показателей, социально-политических обстоятельств и ситуации в зоне АТО, так как риск военной угрозы по-прежнему остается для Украины ключевым.
Олег Пахомов, директор по рискам Банка Кредит Днепр
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас