Франция подрывает единство в Евросоюзе — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Франция подрывает единство в Евросоюзе

Кредит&Депозит
119
Франция под руководством президента Жака Ширака стремительно становится самым страшным кошмаром объединенной Европы. Достаточно неприятен уже тот факт, что господин Ширак привел к расколу в Европе, продвигая свою так называемую многополярную внешнюю политику. Нынешнее презрение Франции относительно Пакта о стабильности в Евросоюзе, согласно которому дефицит бюджета должен ограничиваться на уровне 3%, ведет Европу к той грани, за которой существует реальная угроза подрыва как европейского монетарного союза, так и самого евро.
В первую очередь, малые страны Евросоюза недовольны упрямым отказом Франции вести игру по правилам ЕС в отношении дефицита государственного бюджета. Они усматривают в неповиновении Франции нечто большее, чем узкая проблема, касающаяся только бюджетных показателей. «Имеет немалое значение, способны ли большие страны пожертвовать в какой-то мере национальным суверенитетом на благо Европы», — сказал один чиновник Европейского Центрального Банка (EЦБ). «Немцы, по крайней мере, пытаются как-то воздействовать на свой дефицит», — продолжил этот чиновник. — «Но Франция вообще игнорирует этот вопрос». Нынешний кризис был спровоцирован решением Франции уменьшить подоходный налог (Ширак пообещал сделать это во время своей предвыборной кампании в прошлом году). Снижение налога приведет к тому, что дефицит бюджета Франции будет превышать 3-процентный лимит на протяжении последующих трех лет (по оценкам — 4,5% ВВП в 2004), поскольку снижение налога не будет финансироваться за счет компенсирующего снижения государственных расходов.
Конечно, кое-кто полагает, что снижение подоходного налога — это именно то, что необходимо французской экономике. Возможно, это так. Но, несмотря на то, каким привлекательным снижение подоходного налога может выглядеть с узко националистических позиций, при этом все-таки необходимо учитывать нечто большее, чем просто национальные интересы Франции. Если Франции сойдет с рук явное нарушение правил Пакта о стабильности, то ее примеру последуют другие. Подобный подход к бюджетной политике может привести в какой-то степени к «вакханалии» в экономиках стран еврозоны: влиятельные группы в государствах ЕС могут воспользоваться нарушением существовавших до сих пор ограничений. В свою очередь, это заставит многих пересмотреть отношение к европейскому монетарному союзу. В конце концов, кому нужен монетарный союз, который выгоден большим государствам и является двигателем инфляции?
Более того, поскольку ограничения на дефицитные расходы будут сняты, произойдет нивелирование основного стимула так необходимых для Европы структурных реформ. У европейских политиков появится соблазн просто увеличить бюджетный дефицит для ускорения роста внутренних доходов, вместо того чтобы провести политически болезненную, но столь необходимую рационализацию. За этим неизбежно последует структурная стагфляция — сочетание высокой инфляции и низких темпов экономического роста. Европейская Комиссия должна реагировать уже сейчас — иначе ей придется иметь дело с настоящим бунтом, который поднимут меньшие страны. Отказ Швеции войти в зону евро уже был первым тревожным звонком.
Ударить по Франции большим штрафом — наказание, предусмотренное Пактом о стабильности — не очень хорошая идея. При существующих сейчас правилах, три большие страны (Франция, Германия и Италия) могут заблокировать такую санкцию, и, возможно, сделают это. Даже если предположить, что такое наказание применят, то Франция, скорее всего, не станет платить. Оккупация Францией Нидерландов во время так называемого французского периода в конце XIX столетия предлагает лучшую альтернативу. Франция тогда ввела штрафную ставку налога для провинции Зеландия за то, что та допустила значительный дефицит бюджета. Когда жители Зеландии отказались платить, Франция ответила на это централизацией фискальной системы Голландии, до того момента весьма децентрализованной.
То, что сработало тогда, может сработать и сейчас. Централизация государственных финансов стран-участниц, хотя это и будет радикальным шагом, возможно, будет единственным ответом проблеме стран-бунтарей типа Франции, которые отказываются играть по бюджетным правилам. В конце концов, Пакт о стабильности существует, в первую очередь, потому, что у Европы нет общей фискальной политики. Проблема двойных стандартов в Евросоюзе обострилась благодаря явному пренебрежению президентом Шираком правил, налагаемых Пактом о стабильности. Своим неприятием евро Швеция, которая сама является небольшой страной, дала понять, что она не желает быть частью Европы, в которой существует дискриминация в отношении малых стран. Интересно, что в ответ на это предпримет Евросоюз, прежде чем другие малые страны последуют такому примеру?
Мелвин КРАУСС, старший научный сотрудник института Гувера при Стэндфордском университете.
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас