Нацбанк на переправе — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нацбанк на переправе

Казна и Политика
433
Спустя почти три года работы в Нацбанке его глава Валерия Гонтарева покидает свой пост – она ожидает, что президент с парламентом отпустят ее в мае. Оценки противоположные: банкиры запомнили борьбу с кэптивным и олигархическим банкингом, клиенты банков – потерянные вклады и девальвацию гривны. Банкиры ожидают от нового главы НБУ валютной либерализации, защиты кредиторов и реформирования небанковского финансового сектора.
Месяц до дембеля
«Моя миссия выполнена – реформы проведены», – заявила вчера глава Национального банка Валерия Гонтарева на пресс-конференции, посвященной ее добровольной отставке. Она хочет уйти 10 мая или даже раньше. В течение почти трех лет руководства центробанком слухи о скором уходе Валерии Гонтаревой возникали неоднократно. Чаще всего – после очередного витка девальвации или банкротства банка одного из олигархов или политиков. Последняя волна слухов прокатилась в конце февраля. Уже в начале марта Валерия Гонтарева косвенно их подтвердила.
Вчера госпожа Гонтарева сообщила, что больше трех месяцев вела с президентом Петром Порошенко переговоры о своем уходе. «Я надеюсь, что он удовлетворит мое заявление об отставке, поскольку я уже все сделала. И как человек я имею право по собственному желанию уйти с этой должности», – заявила она журналистам. Валерия Гонтарева предложила главе государства несколько кандидатур на выбор и надеется, что он не будет долго тянуть с выдвижением нового главы. «Наш президент – гарант Конституции. В Конституции есть статья 43, которая говорит о том, что использование принудительного труда запрещено», – сказала она. После ухода из НБУ она планирует отдохнуть и даже не думает о том, где будет работать дальше.
Болезненные реформы
Валерия Гонтарева была назначена главой Нацбанка 19 июня 2014 года: ее кандидатуру поддержали 349 депутатов парламента VII созыва. Тогда она сменила на этом посту Степана Кубива, который сейчас трудится первым вице-премьером – министром экономического развития и торговли в правительстве Владимира Гройсмана. «Сначала я предложила Петру Порошенко включить меня в Совет НБУ, что позволило бы мне сохранить свой бизнес. Но это нашего президента не устроило, поэтому я здесь. Обратного пути уже нет, так что – только вперед и только к победе!» – сказала Валерия Гонтарева после своего назначения. Ей пришлось продать долю в инвесткомпании ICU своим бизнес-партнерам – оплату она получает траншами ежегодно.
Представители выживших банков, властной команды и международных кредиторов в унисон называют Валерию Гонтареву «драйвером реформ». «Валерия Гонтарева – настоящий change-maker. Она собрала сильную команду, которая превратила Нацбанк в действительно эффективного регулятора и движущую силу реформ во всем финансовом секторе», – заявил министр финансов Александр Данилюк. Слова поддержки прозвучали из уст послов США, Канады, Великобритании. Представитель президента в парламенте Ирина Луценко сообщила, что «Петр Порошенко высоко оценил работу Валерии Гонтаревой», но заявление об отставке с ней еще якобы не обсуждал.
О каких реформах идет речь? Во-первых, в 2015 году парламент усилил институциональную независимость Нацбанка. Он стал настолько «независимым» от внешнего влияния, что депутаты заблокировали передачу НБУ контроля над страховщиками и другими сегментами небанковского финансового рынка. Во-вторых, НБУ в разы сократил штат, в основном за счет оптимизации региональной сети, пересмотрел свою функциональную структуру и механизм принятия решений.
Третья реформа – вычищение рынка от неплатежеспособных банков и «пылесосов», которые использовались олигархами для финансирования кэптивного бизнеса. По сравнению с кризисом 2008-2009 годов, когда обанкротилось с десяток банков, за последние три года количество банков сократилось вдвое – до 91. «Мы закрыли банки-мойки, которые не занимались нормальным бизнесом. Теперь рынок чистый и готов возобновить кредитование», – считает Валерия Гонтарева.
Госбюджету эта реформа обошлась «в копеечку»: через Фонд гарантирования вкладов физлиц налогоплательщики уже заплатили пострадавшим вкладчикам 82,2 млрд грн. На спасение ПриватБанка потрачено еще 117 млрд грн бюджетных денег, и эти цифры – не финальные траты. Свыше 45 млрд грн рефинансирования банков-банкротов НБУ не может получить обратно. Состоятельные вкладчики, а также бизнес потеряли в банках-банкротах сотни миллиардов гривен.
Четвертая реформа – отказ от фиксированного курса гривны. Результат этой реформы ощутили на себе все украинцы: за время пребывания Валерии Гонтаревой в НБУ доллар подорожал более чем вдвое (с 12 грн до 27 грн). «Желание политиков удержать курс любой ценой сдерживало развитие экономики. Сейчас умеренные колебания курса уже не провоцируют панику», – утверждает она. Теперь Нацбанк фиксируется не на валютном курсе, а на ценах. Инфляционное таргетирование – это пятая реформа. В минувшем году инфляция снизилась до 12,4%, среднесрочная цель – 5%.
В НБУ считают, что этот список можно продолжать: и диагностика банков, и проведенная докапитализация, и ужесточение требований к кредитам инсайдеров, и введение международных стандартов финансовой отчетности, и повышение прозрачности структуры собственности банков.
«Среди наиболее важных реформ прежде всего следует отметить очищение банковской системы: закрытие мелких банков, закрытие обанкротившихся крупных банков и докапитализация остальных участников рынка, создание банковского регулятора европейского образца, внедрение новой денежно-кредитной политики и стабилизация курса», – считает глава правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач. «Обычно изменения на финансовом рынке хорошо понимают только его игроки и профессиональные специалисты, однако они касаются каждого. Уверена, что общество со временем больше поймет важность той стратегии, которой придерживался НБУ в последние годы. Надеюсь, что НБУ сможет и в дальнейшем сохранять преемственность реформ и развивать полученные достижения», – говорит председатель правления Альфа-Банка Виктория Михайле.
Несостоявшаяся валютная либерализация – среди провалов НБУ. Последние два года регулятор лишь смягчал валютные ограничения, введенные в 2014-2015 годах. «Я не рад, что мало было сделано для увеличения экономической свободы в финансовой системе. Можно и нужно было привлекать капитал, делать рынок конкурентнее. Жаль, что ничего не было сделано в движении к свободноконвертируемой гривне», – говорит экс-глава совета Нацдепозитария Роман Сульжик.
Спорной оказалась работа кураторов, НБУ не смог предотвратить лопание финансовой пирамиды банка «Михайловского», а также оказался замешан в коррупционных скандалах. Национальное антикоррупционное бюро проверяет причастность руководства НБУ к схемам хищения денег.
Список ожидания
Месяц назад собеседники в НБУ говорили, что Валерия Гонтарева подала президенту список из четырех кандидатур. Она искала замену среди технократов. Публично ни в Администрации президента, ни в Верховной Раде их фамилии не звучат. «Обычно после выбора кандидатуры президент подает ее накануне самого голосования. Учитывая, что эта пленарная неделя последняя перед майскими праздниками, а в следующий раз парламент соберется только 16 мая, то либо это произойдет в ближайшие дни, либо уже во второй половине мая», – пояснил глава комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка. Если назначение затянется, с 10 мая и. о. главы НБУ станет первый заместитель Яков Смолий. Он сообщил, что готов временно занять этот пост, а постоянную должность главы ему не предлагали.
По мнению Сергея Рыбалки, новый руководитель НБУ должен иметь план развития финансового сектора: «У него должно быть четкое понимание не только того, как оздоровить банковскую систему, но и как она должна стимулировать экономическое развитие и обеспечивать доступным кредитованием новые высокотехнологичные производства и важные инфраструктурные проекты».
Банкиры хотят аполитичного руководителя регулятора. «Мы не отдаем предпочтение конкретной личности, но верим и рассчитываем, что преемник продолжит реализацию начатого курса реформ банковского сектора, и это будет независимая и политически неангажированная фигура», – говорит Виктория Михайле. «Это должен быть независимый человек, который не является представителем любой партии. Думаю, независимого кандидата коалиция поддержит. Это может быть представитель бизнеса или профильных ассоциаций, который должен понимать, как работает государственная машина. Считаю, что именно банковская среда должна «родить» кандидата», – размышляет генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.
Пока нет ни одного гарантированного кандидата. «Вполне можно рассматривать кандидатуру нынешнего руководителя ПриватБанка Александра Шлапака. По ряду признаков можно сказать, что в Приват он пришел ненадолго. К тому же он уже был на госслужбе, знает, как работает наша бюрократическая машина. Этого как раз иногда не хватало Валерии Алексеевне. Если его поддержали в качестве главы ПриватБанка, то должны быть голоса и на главу НБУ. Еще одна возможная политически компромиссная фигура – Виктор Ющенко. Другой вопрос – нужен ли человек с таким «багажом» на должности главы НБУ?» – говорит топ-менеджер одного из банков. Среди кандидатов также называют председателя правления Райффайзен Банка Аваль Владимира Лавренчука (в правлении НБУ есть экс-авалевцы Дмитрий Сологуб и Яков Смолий), а также главу совета Независимой ассоциации банков, советника Альфа-Банка Романа Шпека.
Глава Совета НБУ Богдан Данилишин считает, что новым главой НБУ должен быть макроэкономист. «Я не верю в практикующих экономистов во главе центробанка в ситуации, похожей на нашу. Это должен быть банкир из тех, кто сталкивался с проблемами, очень похожими на те, которые стоят перед банковской системой (необходимость запуска кредитования экономики в условиях дефицита капитала, отвратительно работающей судебной системы и высокой доли госсектора в экономике). То есть, фактически, успешный банкир родом из начала девяностых (и в этой ипостаси никого, кроме бывших акционеров/топ-менеджеров «Аваля» и, может быть, Сергея Тигипко, я, к сожалению, не вижу), или успешный действующий банкир из банка с украинским капиталом (никто, кроме Сергея Черненко из ПУМБ, сразу на ум не приходит), или пенсионер-бывший глава центробанка из Восточной Европы – такой как Бальцерович», – считает управляющий партнер компании FinPoint Investment Advisors Сергей Будкин.
Новые задачи
Украине важно назначить главой центрального банка независимого профессионала, способного продолжить реформы после ухода с поста Валерии Гонтаревой, считает постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше. Перед новым руководителем НБУ будет стоять задача преемственности политики. «Плавающий валютный курс, инфляционное таргетирование, современный Национальный банк – все то, за что я и вся моя команда боролись – остаются неизменными. Сейчас мы уже обсуждаем процесс построения cashless economy, говорим о дальнейшей транформации Нацбанка, о том, какие операции через пять лет будут проводить роботы, а какие – люди», – сказала Валерия Гонтарева.
Острой проблемой для рынка остаются жесткие правила работы с валютой, в частности, запрет на репатриацию дивидендов 2016 года, а также за период до 2013-го. «Дорожная карта» валютной либерализации согласована с МВФ, но шаги по ее реализации НБУ делать не спешит. «Риски и военная ситуация в стране в 2014-2015 годах не позволили нам начать либерализацию, и мы были вынуждены внедрять непопулярные ограничения. Но около года мы постепенно снимаем их. Модель валютного регулирования будет внедрена при помощи нового законодательства, которое сменит устаревший декрет 1993 года и около 120 подзаконных актов», – сообщила глава НБУ.
Банкиры ожидают от нового главы регулятора поддержки в усилении защиты прав кредиторов. «Главная задача – не растерять то, что было сделано. Оставаться независимым институтом, вне политического влияния. Необходимо довести до логического завершения ряд инициатив, в том числе закон о защите прав кредиторов, без которого полноценного кредитования не будет. Также нужно провести деконцентрацию доли рынка госбанков», – считает глава правления Пиреус Банка Сергей Наумов. «Нужно помочь банкам уменьшить уровень проблемных кредитов и угрозы их возникновения в будущем. Это упростит возобновление кредитования», – отмечает Сергей Рыбалка.
НБУ должен будет продолжать требовать от акционеров поддерживать свои банки. «Перед новым главой Национального банка стоят две базовые взаимосвязанные задачи: продолжение программы реальной капитализации банков до необходимого уровня и, как следствие, рост доверия всех участников рынка к банковской системе», – говорит глава правления Альтбанка Игорь Волох. Еще одной важной задачей станет возврат проблемных кредитов ПриватБанка на сумму 150 млрд грн. «И выработка давно назревшей и перезревшей политики в отношении будущего госбанков», – считает Сергей Будкин.
Не банками едиными
Представители небанковского финансового сектора считают, что Нацбанк должен отвечать не только за банки и инфляции. «Первоочередные задачи, которые я бы ставил, – интеграция в европейскую регуляторную систему, может, даже разрешение крупным банкам использовать европейский паспорт для работы в Украине. Сейчас немецкие банки могут работать, например, в Испании. Ну и, конечно, движение к полной конвертации гривны и свободе движения капитала – необходимое условие для ухода от сырьевой экономики», – считает Роман Сульжик. Новый глава НБУ должен будет провести «сплит» Нацкомфинуслуг. «Реформа финансового сектора включена в перечень приоритетных действий Кабмина до 2020 года», – напомнила Галина Третьякова.
Новому руководителю будет нелегко противостоять внешнему давлению. И ключевые функции НБУ пересмотрят. «Под изменения попадет монетарная политика и надзор. Какими уже будут эти изменения, сказать сложно, это зависит от выбора президента: кого он представит в Раду на главу НБУ», – отмечает главный финансовый аналитик агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.
Несмотря на трансформацию Нацбанка, роль личности на посту главы регулятора по-прежнему велика. «Любую структуру при желании можно перестроить за считаные дни. Нынешняя структура выстраивалась для определенных целей. Сохранится ли она, будет зависеть лишь от того, какие задачи будут поставлены перед новым руководителем», – говорит глава одного из крупнейших банков. Эксперты надеются на преемственность политики. «Сейчас все реформы Нацбанка находят поддержку в экспертной среде и правительстве», – считает Галина Третьякова.
Виктория Руденко, Елена Губарь
По материалам:
Фінансовий клуб
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас