Вера Платонова: Есть некоторые отличия в управлении мужчин и женщин — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Вера Платонова: Есть некоторые отличия в управлении мужчин и женщин

Личные финансы
1173
Finance.UA в рамках небольшого проекта решил побеседовать с успешными бизнес-леди, чтобы узнать, как женщинам, которые занимают руководящие должности, удается устоять в бизнесе, у которого преимущество в управлении остается за мужчинам? Существуют ли равные права при контролировании деловых вопросов? Как женщина справляется с конкурентами, и каким в глазах женщин выступает бизнес внутри Украины?
Однако, главный вопрос проекта – в состоянии ли женщины управлять не только внутри компаний, но и экономикой страны?
Первой героиней серии интервью стала Вера Платонова, генеральный директор представительства Mastercard Europe в Украине, Молдове, Грузии, Туркменистане, Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане.
– Вы много лет успешно работаете на руководящих должностях, исходя из вашего опыта, чем же отличается управление мужчин и женщин в бизнесе?
В.П.: Стили управления очень индивидуальны, но все же есть некоторые отличия в управлении мужчин и женщин. Мне кажется, женщины более мультизадачны, они умеют слушать и находить компромисс. У женщин более развит эмоциональный интеллект, как руководители – они более чувствительны, что позволяет им хорошо чувствовать людей: мотивирован человек или нет. Мужчина в этом плане более аскетичен.
– Бизнес внутри Украины довольно неустойчивый. Тяжело ли занимать руководящую должность, при этом быть женщиной, у которой эмоциональный фон и амбиции выше, чем у мужчин?
В.П.: Украина — динамичный рынок. Процесс изменений в стране непрерывен. Школа, которую прошли менеджеры в Украине, несравнима с европейской. Именно поэтому опыт украинских менеджеров очень ценится в международных командах: за последний год несколько сотрудников из украинского офиса Masterсard перешли в глобальные команды в рамках компании.
Что касается женщин, несмотря на эмоциональность, они со всей ответственностью подходят к решению задач, в том числе управленских. Проблемой для женщины может стать ее перфекционизм и некоторая неуверенность в себе. Стоит отметить, что до топ-позиций доходят те, кто четко знает, чего хочет и по-настоящему готов следовать этому пути. С точки зрения ведения бизнеса, женщины — идеальные менеджеры, которые привыкли работать не на пять баллов, а на десять.
– Недавно Masterсard провел исследование на тему: лучшие и худшие страны для женщин-предпринимателей. Назову топ-3 лучших стран — Новая Зеландия, Канада и США. Главный финансовый директор Masterсard Менди Хунд-Межан прокомментировала данное исследование такими словами: “Амбициозные, инициативные женщины — это сила, которая будет способствовать развитию бизнеса… мы видим свою роль в том, чтобы создать условия и укрепить основу для их личного и экономического роста”. Но большинство женщин, достигая определенного уровня, боятся двигаться дальше. Почему? Проблема в обществе или в развитии женщин?
В.П.: Производительность женщин очень высока — и бизнес, и правительства заинтересованы в том, чтобы ее развивать. Например, в Японии даже действует программа “Womenomics”, инициированная премьер-министром страны. Она призвана увеличить количество женщин, возвращающихся на работу после рождения первого ребенка. Согласно подсчетам, если около 55% женщин выйдут на работу к 2020 году, это добавит 15% к ВВП Японии.
Мне кажется, существует две причины того, почему женщины могут остерегаться двигаться дальше. Первая — в том, что несмотря на прогресс в становлении равных возможностей для мужчин и женщин, общество еще находится на пути к такому балансу. Есть и другая причина. Необходимо иметь большую смелость, чтобы перейти на позицию топ-менеджера, ведь часто это предполагает выбор карьеры, а не семьи в качестве приоритета.
– Выходит, что с гендерным неравенством сталкивается не только мелкий и средний бизнес, но и крупный. Если посмотреть по вакансиям, то на руководящие должности ищут в основном мужчин, им же предлагают более высокую оплату труда. Что нужно сделать для того, чтобы женская половина зарабатывала больше и получала равные возможности? С учетом вышеуказанной статистики женщина может не только хорошо развивать бизнес, но и экономику стран.
В.П.: Здесь очень важен внутренний фактор, некая смелость заявлять о себе. Вот, например, согласно последнему исследованию McKinsey, более 90% компаний утверждают, что придерживаются объективных критериев при найме и повышении сотрудников, однако только 50% женщин верят в то, что имеют равные с мужчинами возможности для роста. Иногда это приводит к тому, что женщины соглашаются на меньшую зарплату.
Что касается поиска исключительно мужчин на руководящие должности, то это лишь дань стереотипам. Когда нам в команду нужен очень внимательный, ответственный человек, мы чаще всего принимаем решение в пользу женщины. В целом, в киевском офисе Mastercard, как и везде в мире, мы стремимся к гендерному балансу. И в Киеве нам это удалось: соотношение сотрудников мужчин и женщин — 50х50. Есть направления, где женщины более эффективны, например, в продажах, работе с клиентами. В некоторых незаменимы мужчины: в том, что касается инноваций, технологических нюансов, диджитала. Но самые лучшие идеи рождаются, когда мужчины и женщины работают в синергии.
– Предлагаю остановиться на вашем личном примере карьерного роста, чтобы более предметно понимать психологию ведения бизнеса по-женски. И насколько это возможно в нынешних реалиях. На сегодняшний день Masterсard является доминирующей платежной системой в стране. Если не ошибаюсь, доля на рынке перевалила за 60%. Но 6 лет назад дела в компании шли не так уж и хорошо. Поэтому 2010 году компания решила перейти на иную, более ожесточенную политику ведения бизнеса, и именно в 2010 году Masterсard пригласил вас на должность директора по развитию бизнеса. До этого вы работали в компании Visa. Какие действия были предприняты вами, дабы улучшить состояния дел в Masterсard, были ли решения жесткие, без каких-либо противоречий?
В.П.: Отмечу, что из другой платежной системы я перешла в Masterсard на позицию менеджера по работе с клиентами. Я видела, что решения, которые на то время создавались в Masterсard, давали очень большие возможности для развития на рынке. Необходимо было лишь стратегически их направить — и я чувствовала, что могу это сделать.
Платежная система — это прежде всего IT- компания, основной бизнес которой — процессинг и инновационные решения. Для успеха недостаточно иметь штат просто хороших продавцов. Ее портфель должен быть наполнен хорошими продуктами, которые вызывают интерес банков и картодержателей. В тот момент я увидела, что у Masterсard он есть.
– Он был наполнен?
В.П.: В нем были уникальные продукты, в которых нуждался рынок. Первое, что нам удалось запустить как команде, были карты Debit Masterсard, которые позволяют снимать наличные в любом банкомате без комиссии.
Простая идея, которая лежит в основе этого продукта, фактически изменила рынок, стимулировав рост безналичных расчетов. Это удалось во многом и благодаря свободе самостоятельно внедрять локальную стратегию для Украины: мы не только привносим глобальные решения, но и создаем уникальные локальные продукты и платформы – программы лояльности, сервисы денежных переводов, интеграции цифровых кошельков и прочее. Думаю, во многом такой подход определяет успех.
Часто проблема глобальных корпораций в том, что они очень централизованы, и я рада, что этого нельзя сказать про Mastercard. Мы еще раз убедились в правильности glocal-подхода (global + local), когда начали руководить работой Mastercard в Молдове, Грузии и Центральной Азии. Оказалось, что большая часть решений, которые сработали в Украине, будут успешными там только в адаптированном виде. В частности, из-за другой ментальности и пути развития банковской системы.
– А приходилось ли в момент принятия тех самых важных продуктов во время, скажем так, перезапуска Masterсard, уступать своим принципам. В частности, идти на компромисс с мужчинами?
В.П.: В основном все решения принимаются коллективно. Я — не тоталитарный менеджер, который всех послушал и сделал по-своему. Если хочу, чтобы моя команда шла в одном направлении, продвигала какой-то продукт или проект, все должны в него верить.
– Можно сказать, что вы работаете по принципу: вижу цель, не вижу препятствий?
В.П.: Да. Это правда (смеется, — ред.). Когда кто-то ко мне приходит и говорит: «Вот это нельзя сделать, потому что нам не разрешает Лондон» или «…потому что банк не хочет» или «…потому что так не может быть», я помогаю понять, что ситуацию можно изменить. Как говорится, когда одна дверь закрывается, открывается другая. Выход из ситуации всегда можно найти.
– Какую методологию работы с конкурентами вы как руководящая женщина для себя определили?
В.П.: В отношении конкурентов есть прекрасная фраза: “Желаю вам хороших, сильных конкурентов”. Мы и себе желаем таких. Наш главный конкурент – наличные. Если говорить о других платежных системах, то мы на них не ориентируемся. Если каждый раз я буду оглядываться, а что нового придумали конкуренты, то тем самым буду тормозить движение своей компании вперед. Не скрою — быть первыми тяжело, поскольку каждый раз приходится изобретать что-то новое.
– Думали ли вы создать свой бизнес? Построить его в Украине, заниматься все теми же карточными технологиями, но при этом быть big boss?
В.П.: Сейчас карточный рынок в Украине развивается с невероятной скоростью, и это очень интересное время для экспериментов. В то же время, возглавлять Masterсard в Украине – это как руководить своим стартапом. Мы сами придумываем, что привнести на рынок, от нас зависит локальный бюджет. Компания Mastercard в Украине, ее продукты и успехи – это общее детище нашей команды, к которому я отношусь очень трепетно и не намерена оставлять.
Беседовала Юлия Кузнецова
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас