Нацбанк обещает девальвацию — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нацбанк обещает девальвацию

Валюта
222
Денис ЛЕБЕДЕВ
В мире обострилась дискуссия о том, правильно ли поступают некоторые страны, пытаясь извлечь конкурентные преимущества на мировых рынках путем удержания заниженного уровня курса национальной валюты. В частности, на завершившемся ежегодном собрании управляющих МВФ и ВБ особенно сильно в данном контексте критиковались Китай и Япония.
Украина, будучи экспортоориентированной страной, в последние годы воздерживалась от использования девальвационного инструментария для стимулирования своего развития. Между тем, не исключено, что уже в скором времени политика НБУ в этом направлении может измениться. Во всяком случае, такой вывод можно сделать, анализируя Основные направления денежно-кредитной политики на 2004 год, а также изменения в аналогичном документе на год текущий, принятые Советом Нацбанка в сентябре. Данные решения предусматривают отказ от проведения политики, ориентированной на фактическую фиксацию курса гривни, и переход к проведению умеренной девальвационной политики. Впрочем, аналогичные идеи НБУ декларировал и при принятии Основных направлений в предыдущие годы, однако каждый впоследствии корректировал свои планы. Сегодня также нет гарантий, что Институтская сможет позволить себе девальвационную роскошь. Согласно принятым Советом НБУ решениям, среднегодовое значение курса гривни к доллару по итогам текущего года должно составить 5,34 UAH/USD, в 2004-м — 5,38 — 5,42 UAH/USD. На фоне последних лет указанные темпы девальвации выглядят весьма существенными. Даже несмотря на то, что только в текущем году Совет НБУ трижды корректировал курсовой ориентир в сторону укрепления гривни (в первоначальной редакции Основных направлений ориентир по среднегодовому курсу гривни был установлен на уровне 5,59 UAH/USD, затем — 5,39 UAH/USD и, наконец, 5,36 UAH/USD). Следует иметь ввиду, что до конца текущего года осталось относительно немного времени. И для того, чтобы среднегодовой курс вышел на 5,34 UAH/USD необходимо создать ситуацию, в которой его номинальное значение весь период до конца года превышало указанную отметку, так как до сих пор курс был ниже 5,34 UAH/USD. Что касается 2004 года, то достижение установленного среднегодового значения курса гривни предусматривает, что в последнем квартале года среднее значение курса должно составить порядка 5,43—5,47 UAH/USD. Желание Нацбанка подсобить экспортерам — налицо. Да и как может быть иначе, когда доля экспорта в структуре ВВП уже превышает 60%. А учитывая, что радикальных структурных реформ в ближайшее время в экономике не предвидится (в год президентских выборов это будет весьма проблематично), курсовое стимулирование экспортеров остается чуть ли не единственным более-менее действенным средством поддержки динамики роста ВВП.
Впрочем, стоит отметить, что желание НБУ девальвировать гривню вновь может не совпасть с его возможностями. Для этого есть как внешние, так и внутренние факторы. К внешним следует отнести продолжающуюся волынку с учреждением новой программы сотрудничества с МВФ. Фонд и до этого не единожды рекомендовал Украине усилить гибкость курса, под чем в первую очередь подразумевалось повышения курса гривни в условиях ревальвационного давления на нее. Пока Нацбанку удавалось уклоняться от выполнения данных наставлений. Однако в свете наметившейся в мире дискуссии, не исключено, что подобные рекомендации могут зазвучать более настойчиво. Помимо этого, следует учитывать, что экономика Украины зависима от импорта энергоносителей. Девальвация гривни делает товары критического импорта более дорогими. И тут уже серьезный вопрос: что даст девальвация — пользу (от создания более благоприятных условий для экспортеров), либо вред (от увеличения общих издержек в экономике из-за высокой цены на энергоносители). Наверное, в значительной мере ответ на этот вопрос зависит от того, какой будет зима — долгой и холодной (что обусловит увеличение потребления газа), либо теплой и короткой.
Что касается внутренних факторов, то не секрет: курсовая динамика имеет тесную корреляцию со стабильностью цен. И в этой связи девальвационные намерения НБУ могут вступить в некоторое противоречие с целями по обеспечению низких уровней инфляции (которые в текущем году должны составить порядка 6,0—7,2%, а в будущем — 5,8—6,3%).
Следует отметить, что полной уверенности в реальности удержания ценовой динамики в желаемых пределах нет. Связано это в первую очередь с большими объемами расширения предложения денег. Так, Совет НБУ увеличил ориентиры темпов роста денежной базы в 2003 году с 17—20% до 38—42%, денежной массы (агрегат М3) — с 22—27% до 43—48%. Это уже само по себе создаст значительный навес денежной массы. Кроме того, и на следующий год темпы роста денежных агрегатов (23—32% по денежной базе и 32—39% по массе) являются внушительными. Во всяком случае, первоначальные ориентиры расширения денежных агрегатов, устанавливаемые Советом НБУ в Основных направлениях на предыдущие годы, были намного меньше, хотя впоследствии и корректировались в сторону увеличения.
Безусловно, опыт последних лет показал: большие темпы роста монетарных показателей вовсе не обязательно сопровождаются большей инфляцией. В прошлом году вообще зафиксирована дефляция. Между тем опасность как раз и состоит в том, что никто до сих пор не объяснил причины такой неординарной ситуации. Представители НБУ отмечают, что экономика Украины находится на подъеме, и относительно легко абсорбирует дополнительные монетарные вливания за счет роста монетизации. Между тем, эксперты отмечают, что рано или поздно рост монетизации прекратится, после чего быстрые темпы эмиссии реализуются в инфляционные последствия. И поворот в тенденциях среди прочего может произойти из-за роста инфляционных ожиданий. Последние же могут быть вызваны даже незначительным снижением курса гривни, что еще больше осложняет задачу НБУ в части реализации своих курсовых планов.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас