Максим Романчук: кто реально может приобрести украинские банки с российским государственным капиталом? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Максим Романчук: кто реально может приобрести украинские банки с российским государственным капиталом?

Фондовый рынок
880
Украинские банки с российским государственным капиталом ведут переговоры о продаже. Об этом заявила заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова.
Кто же реально может приобрести эти банки? Сколько потребуется времени на продажу в таком случае? И как это может отразиться на банковском рынке Украины? (Как для самих эмитентов, так и для клиентов).
Ситуация с «дочками» государственных российских банков в Украине разворачивается достаточно стремительно. Как в последнее время часто бывает, что в угоду политике страдает в первую очередь экономика и, как следствие, обычные граждане.
14 марта Национальный банк Украины ввел против пяти банков с российским капиталом санкции, направленные на ограничение вывода капитала за пределы Украины.
Справедливости ради надо отметить, что решение, принятое НБУ, хоть и было продиктовано политическими соображениями и давлением определенных радикально настроенных сил, но оказалось достаточно взвешенным.
Совокупный объем активов «Сбербанка», «ВиЭс Банка», «Проминветсбанка», «БМ Банка» и «ВТБ» на 1 января 2017 года составлял 12,5% активов всего банковского сектора Украины. Если бы НБУ пошел на более жесткие шаги, которые были способны вызвать дефолт российских «дочек», то это могло бы спровоцировать кризис во всей банковской системе Украины.
Вероятно, руководство российских головных структур неоднократно задумывалось, каким образом можно избавиться от низкорентабельного бизнеса. Тем более, при сложившейся политической и экономической ситуации уровень рисков многократно возрос.
Возможно, введенные санкции послужили поводом для начала переговоров об уходе с украинского рынка. При этом для руководства российских банков с государственным участием такая ситуация является даже в какой-то степени выгодной. Ведь многие активы убыточны, скорее всего, их рано или поздно пришлось бы продавать, а теперь для этого появился весьма веский повод.
Надо отметить, что для российских банков уход с украинского рынка не приведет к сколько-нибудь значительным последствиям. Доля этого бизнеса в структуре головных компаний очень мала.
Так, например, совокупные активы по МСФО украинской «дочки» «Сбербанка» и «ВиЭс Банка» составляют в общей структуре активов группы «Сбербанка» 0,5%, в абсолютном выражении это равняется 52,3 млрд грн на 1 января 2017 года.
При этом указанная сумма очень близка к прибыли по РСБУ, полученной группой за январь и февраль текущего года.
Ко всему прочему, в виду постоянных убытков, украинский бизнес требовал постоянных допэмиссий.
Таким образом, введённые санкции не окажут сильного влияния на головные компании, а вот клиенты кредитных организаций могут пострадать.
Основной риск для клиентов будет заключаться в том, каким образом российские банки будут уходить с украинского рынка.
Если процесс продажи активов пойдет спокойно и найдутся покупатели, то риски будут сведены к минимуму. Однако большое количество факторов риска может повлечь ту или иную внештатную ситуацию.
С одной стороны, это может спровоцировать панику среди населения, что приведет к классической потере ликвидности за счет активного изъятия вкладов населением. С другой стороны, уже сейчас существует проблема возврата кредитов, выданных российскими банками, а с введением санкций эта ситуация может только обостриться.
Развитие подобного сценария чревато дефолтом кредитных организаций, при этом пострадают в первую очередь клиенты. Так, только структуры, подконтрольные «Сбербанку», обслуживают 1,07 млн физических лиц и 36 тыс. юридических лиц.
Остается надеяться, что продажи активов пройдут спокойно и не повлияют на клиентов кредитных организаций.
Что касается возможных покупателей, то пока о претендентах мало что известно. Из списка стоит сразу исключить западные банковские структуры, так как слишком велика степень рисков.
Хотя тут большую роль будет играть уровень дисконта, который предложат российские банковские структуры. А сомнений в том, что дисконт при продаже будет весьма значительный, сейчас практически не осталось.
Ситуация, в которую поставил НБУ «дочки» российских банковских структур, по сути, заставляет как можно скорее покинуть рынок Украины. Поэтому, вероятно, и сроки поиска покупателей будут сокращены до минимума.
Покупателями могут выступить украинские олигархические структуры, которые резонно расценят сложившуюся конъюнктуру как весьма положительную для масштабирования собственного бизнеса.
Мы очень скоро станем свидетелями дальнейшего развития этой банковской истории.
Максим Романчук, аналитик Альпари
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас