Транш "в блокаде", или Почему МВФ решил взять тайм-аут — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Транш "в блокаде", или Почему МВФ решил взять тайм-аут

Казна и Политика
871
Таких прецедентов еще не было в истории сотрудничества Украины с МВФ: украинский вопрос исчез из повестки дня в последний момент. Почему так и произошло, и какие расчеты для Фонда приготовили в Кабмине.
МВФ неожиданно отложил решение о выделении Украине транша в 1 миллиарда долларов.
Буквально в канун заседания совета директоров МВФ украинский вопрос исчез с повестки дня кредитора. Его рассмотрение было запланировано на 20 марта.
Как правило, информация о дате заседании держится в строгом секрете. Когда МВФ официально оглашает дату и ставит страну в график, это означает только одно: все решено и кредитор настроен на положительное решение по траншу.
Официальная версия от Минфина: Фонд перенес рассмотрение украинского вопроса из-за решения СНБО о транспортной блокаде с оккупированными территориями.
Блокада скажется на макропрогнозе, а по словам министра финансов Александра Данылюка, уточнение расчетов важно “для максимальной эффективности программы”.
Представитель Украины в МВФ Владислав Рашкован рассчитывает, что НБУ с Минфином смогут в течение нескольких дней предоставить необходимые макрорасчеты, и уже вскоре Фонд вернется к рассмотрению вопроса выделения средств Украине.
Впрочем, блокада может оказаться не единственной причиной такого поведения МВФ. Собеседники издания в Кабмине допускают, что МВФ решил взять тайм-аут в ожидании очередного витка политической турбулентности.
Блокадная смута
Транспортная блокада железнодорожных путей с зоной АТО началась еще в декабре прошлого года. В связи с этим правительство ввело чрезвычайные меры в энергетике, но все это время воздерживалось от оценок влияния блокады на экономику страны.
В конце февраля Нацбанк заявил о том, что Украина потеряет 2 млрд долларов валютной выручки.
В начале марта премьер-министр Владимир Гройсман озвучил более устрашающую цифру.
“Убытки украинского горно-металлургического комплекса в результате блокады составят около 3,5 млрд долларов, что приведет к сокращению до 75 тысяч рабочих мест в отрасли”, — заявил премьер в эфире телеканала “Интер”.
Еще позже, 15 марта, после заявлений главарей боевиков в ОРДЛО о “национализации” украинских предприятий СНБО запретил перемещение грузов авто- и ж/д путями с оккупированными территориями. С этого момента блокада стала уже позицией государства.
Несмотря на это, в последующих заявлениях первых лиц страны не было единства.
Так, президент Петр Порошенко блокаду поддержал, а премьер Владимир Гройсман продолжал настаивать на том, что блокада сдерживает экономический рост страны, и наносит экономике огромные убытки.
Министерство экономики от какой-либо конкретики все эти дни воздерживалось.
Министр финансов Александр Данылюк в свою очередь сказал, что правительство рассчитывает два макроэкономических сценария в связи с блокадой: оптимистический и пессимистический.
По информации издания, первый, оптимистический, сценарий предполагает, что темпы развития экономики в этом году замедлятся на 1,2%, номинальный ВВП сократится на 25,8 млрд грн, а инфляция ускорится на 1,8 п.п.
К тому же, блокада окажет давление на гривну и к концу года нацвалюта может ослабеть еще на 3 грн по отношению к доллару.
Согласно второму, пессимистическому, сценарию, ВВП упадет на 2,5%. Влияние на номинальный ВВП составит — минус 39 млрд грн. Инфляция прибавит 8,5 п.п. В таком случае гривня на конец года потеряет 5,6 грн за доллар.
Транш "в блокаде", или Почему МВФ решил взять тайм-аут
Национальный банк, в свою очередь, также планирует обновить макроэкономические прогнозы с учетом эффекта торговой блокады ОРДЛО. Заседание центробанка состоится в понедельник.
Курс — главное неизвестное
Блокада скажется на доходах так и на расходах бюджета. Точное влияние просчитать сложно, так как это будет зависеть от курса гривни.
Если говорить о налоговых поступлениях, то ЕСВ может уменьшиться на 1,4-2 млрд грн, налога на прибыль — на 0,7-1,2 млрд грн, налог на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров уменьшится на 0,7-1,1 млрд грн.
Сокращение импорта товаров и услуг ожидается в диапазоне от 0,63 млрд долларов до 0,95 млрд долларов и повлечет за собой сокращение поступлений от импортного НДС на 2,4-3,6 млрд грн.
Но в случае с НДС сыграет роль и другой фактор.
Импортный НДС — один из максимально чувствительных к девальвации налогов. Блокада может оказать давление на курс гривни, в результате чего поступления от импортного НДС перекроют ожидаемый недобор налога от сокращения импорта. Аналогичная метаморфоза может произойти и с ввозной пошлиной.
Ожидается, что падение гривны будет основным бюджетным компенсатором.
Без учета курсовых колебаний, бюджет потеряет от/до 10 млрд грн. Но если гривна упадет, согласно расчетам правительства, то казна соберет от/до 14,8 млрд грн. В итоге бюджет по доходам окажется в плюсе на сумму от 3,9 до 4,7 млрд грн.
Каждый виток девальвации также влечет за собой увеличение расходов. В первую очередь, растут затраты государства на обслуживание и погашение госдолга. Увеличиваются также расходы на содержание дипломатических ведомств.
В целом, разрыв баланса казны в зависимости от курса гривны может составить от 0,4 до 21 млрд грн.
Что дальше
Дальше возможны два сценария развития событий.
Первый — сотрудничество Украины с МВФ будет зависеть исключительно от пересчета макропрогноза и бюджета в привязке к фактору блокады.
В этом случае есть шанс, что Фонд рассмотрит украинский вопрос достаточно быстро. При этом НБУ и Минфин оперативно передадут расчеты в МВФ.
“Приезд миссии МВФ не планируется. Все хотим согласовать в телефонно-электронном режиме”, — сообщил источник в правительстве.
По его словам, МВФ не может не считаться с блокадой как с государственной позицией.
“Поэтому он должен посмотреть расчеты и сказать, что они или не влияют на макропрогноз, или же сказать, что влияют, и если это влияние выходит за рамки программы, то как его компенсировать”, — отмечает собеседник.
Второй вариантМВФ воспользовался блокадой как поводом для приостановки сотрудничества с Украиной, чтобы посмотреть, как в Украине дальше будут развиваться политические события, и выполняться требования программы.
Фонд всегда уделял особое внимание тому, как Украина выполняет антикоррупционные пункты программы. Сейчас же один из них под угрозой — парламент не может определиться с кандидатурой независимого аудитора НАБУ, как того требует закон.
Так, в четверг, 16 марта, часть членов комитета по вопросам противодействия и предотвращения коррупции от БПП, НФ и “Возрождения” рекомендовали на рассмотрение парламента две кандидатуры на должность аудитора НАБУ — Найджела Брауна, которого считают человеком президента, и Роберта Сторча.
“А кто сказал, что МВФ перенес рассмотрение украинского вопроса через Донбасс? Возможно, это из-за ситуации вокруг НАБУ? У нас сейчас нет проблем с бюджетом. А вот если НАБУ “вжух” и уже не НАБУ, то это уже угроза одному из ключевых требований по антикоррупции”, — считает исполнительный директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук.
Есть еще один фактор. 14 апреля исполнится год правительству Владимира Гройсмана. Чем ближе к этой дате, тем больше разговоров на уровне политических фракций о возможных кадровых перестановках в Кабмине.
К тому же, один из подписантов меморандума — глава НБУ Валерия Гонтарева — в краткосрочной перспективе также может покинуть свой пост.
МВФ не может не учитывать все эти факторы. Для Фонда важно понимать, с кем ему предстоит иметь дело в будущем”, — говорит собеседник издания в правительстве.
Галина Калачова
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас