Курс на BREXIT: как Британия может стать мостом между сильными мира сего и что это даст Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Курс на BREXIT: как Британия может стать мостом между сильными мира сего и что это даст Украине

Мир
475
В первых числах апреля на очередном саммите ЕС в Брюсселе премьер Британии Тереза Мэй может официально объявить о начале выхода Соединенного Королевства из ЕС. Процесс займет два года и должен завершиться в 2019 году. Изначально о своем решении Мэй планировала объявить на неформальном саммите ЕС на Мальте, который прошел в первых числах марта. Что было бы символично, поскольку в 1964 году Мальта получила независимость от Британии и там до сих пор проживает около 12 тысяч англичан. Но британский парламент не успел согласовать все законодательные процедуры по запуску 50 статьи Лиссабонского договора, поэтому сроки сдвигаются больше чем на месяц.
По словам Терезы Мэй, Британия намерена выйти из ЕС на лучших для себя условиях. В топ-приоритете – миграционный контроль и выход из единого рынка ЕС, чтобы, по словам Мэй, “восстановить роль великой глобальной торговой державы”.
За это, по информации некоторых европейских чиновников, Брюссель может потребовать от Лондона 57 млрд евро отступных – именно столько Британия обещала вложить в разные проекты Евросоюза до 2020 года. Только после этого, по словам европейских чиновников, они приступят к переговорам о выходе Британии из зоны свободной торговли.
Для Украины BREXIT принесет только выгоды. Во-первых, Лондон станет более самостоятельным от Берлина в принятии решений. Во-вторых, именно Британия вместе с Польшей недавно выступила за создание альтернативного “нормандскому” формата переговоров с Россией.
Британцы – не пассажиры, они – водители
Спустя 44 года членства Великобритания решает выйти из Евросоюза. На референдуме 23 июня 2016 года 51,9% британцев проголосовали за выход из ЕС (против – 48%). Во многом, по словам Дэвида Кэмерона, который ушел с поста премьер-министра сразу после BREXIT, британцы проголосовали против миграционной политики ЕС, одновалютности и усиления евроинтеграции. Но, пожалуй, одна из главных причин такого решения – Британия никогда не испытывала иллюзий от членства в ЕС, являясь скорее скептиком проекта Европейского союза.
Когда-то 35-й премьер Великобритании Генри Джон Темпл сказал: “У нас нет неизменных союзников, у нас нет вечных врагов. Лишь наши интересы неизменны и вечны, и наш долг – следовать им”. Великобритания, которая постоянно тяготела к дружбе со Штатами, скорее хотела быть похожей на США, нежели на объединенный Европейский союз с главным “фюрером” во главе – Германией. Поэтому в риторике Дэвида Кэмерона, несмотря на всю его приверженность членству Британии в ЕС, всегда присутствовали нотки премьера имперского государства: “Я знаю британцев. Они – не пассажиры. Они – водители. У нас характер островной нации: мы независимы, прямолинейны и страстно защищаем нашу суверенность. Наше отношение к Европейскому союзу основано на практическом интересе, а не на эмоциях”.
Хотя ярые противники BREXIT, такие, как 72-й премьер Джон Мейджор, называют референдум исторической ошибкой, а европейские лидеры шепотом напоминают Лондону времена создания ЕС. Великобритания присоединилась к тогда еще Европейскому экономическому союзу в 1961 году, переживая острый экономический кризис. Причем войти в ЕЭС Лондону удалось со второй попытки: первую заблокировал президент Франции Шарль де Голль. А сейчас получается, что Британия, получив все выгоды от членства, покидает ряды Евросоюза, переживающего острый миграционный и кризис доверия.
Без сомнения, результаты волеизъявления граждан Соединенного Королевства стали настоящим шоком для всего мира. Во-первых, это пошатнуло доверие к единству ЕС. Ведь, по словам норвежского экономиста Эрика Райнерта, “следующей страной на выход из ЕС может стать Голландия”.
Во-вторых, еще никто и никогда не приводил в действие статью 50 Лиссабонского договора, где прописаны условия и сроки выхода страны из Евросоюза. В частности, в статье 50 идет речь о том, что “государство, которое принимает решение выйти из состава ЕС, уведомляет об этом Совет ЕС”. Тереза Мэй обещала официально уведомить ЕС о выходе Британии до 31 марта. Это можно сделать в устной форме на саммите ЕС или в письменной, повторив свое намерение опять-таки на саммите.
Жизнь после BREXIT: процедуры, сроки и последствия
Еще в январе издание The Times сообщало, что на неформальном саммите ЕС на Мальте, который планировали провести 9 марта, премьер Британии Тереза Мэй может официально объявить о начале выхода из ЕС. Но согласование соответствующих законодательных процедур в Соединенном Королевстве сильно затянулось. Парламент Британии в третьем чтении одобрил законопроект правительства о выходе страны из ЕС лишь 9 февраля. Теперь в Евросоюзе ждут официального обращения Британии о задействовании статьи 50 Лиссабонского договора, которая предусматривает двухлетнюю процедуру выхода. Плюс в самом Брюсселе всячески оттягивают момент начала BREXIT, выдвигая Лондону все новые и новые требования.
По данным Sky News, в середине февраля Германия и Франция согласовали сумму репараций для Британии. Речь идет о 70 млрд евро, хотя ранее, по словам главного переговорщика ЕС по BREXIT Мишеля Барнье, речь шла о 57 млрд евро. “Мы фиксируем счета ЕС на момент выхода Британии, сделаем аудит и договоримся, как рассчитать долю британских счетов. Если мы договоримся об этом, то итоговая сумма получится после аудита: мы заложим все данные в формулу, которую мы все согласуем, и эта формула в конечном итоге выдаст окончательную сумму”, – приводит Reuters слова одного из еврочиновников, который присутствовал на закрытом для прессы семинаре, где обсуждали вопрос отступных.
Это деньги, которые Лондон обязался выделить в рамках многомиллиардных проектов ЕС до 2020 года, а также на пенсии чиновников. И, как неофициально говорят в Брюсселе, любые переговоры о выходе Британии из зоны свободной торговли можно вести только после выплаты соответствующей суммы репараций. Да и сама торговля Великобритании ЕС в рамках зоны свободной торговли затрагивает 12,6% ВВП. Правительственные эксперты в своем отчете отмечают, что в случае успешного выхода Британии из ЕС, торговля с ЕС будет осуществляться по правилам ВТО, а это – многомиллиардные убытки на пошлинах. К примеру, только на алкоголь и табак, ввозные пошлины в ЕС превышают 20%, а виски Англия ежегодно экспортирует на $6 млрд.
В целом, по оценкам института OBR (Office for Budget Responsibility), прогноз экономического роста Британии из-за BREXIT снижен с 2,2% до 1,4%. Также аналитики прогнозируют дальнейшую девальвацию фунта и как следствие рост инфляции и долгов. А 72-й премьер Джон Мейджор считает, что выход Британии из ЕС больше всего ударит по незащищенным слоям населения. В то же время эксперты и аналитики, которые ратуют за BREXIT, не ожидают сильного спада экономики и скачка инфляции.
В последствиях BREXIT есть еще и очень интересная геополитическая составляющая. Первую свою встречу с иностранными лидерами президент США Дональд Трамп провел именно с британским премьером Терезой Мэй. “Сегодня” уже упоминал о давних теплых отношениях Лондона и Вашингтона. Но нюанс в том, что, по словам старшего научного сотрудника Центра исследований безопасности (Цюрих) Дэниэла Кеохана, Трамп неоднократно восхищался BREXIT и заявлял, что не будет беспокоиться, если ЕС распадется.
Ранее в январе в одном из интервью Трамп действительно заявил, что ЕС существует преимущественно в пользу Германии. “Вы посмотрите на ЕС и на Германию. Преимущественно ЕС – в пользу Германии. Вот почему я думаю, что Британия очень умно поступила, проголосовав за выход. Я считаю, что другие покинут ЕС. Думаю, что держать все это вместе будет не так просто, как многие думают”.
По мнению Дэниэла Кеохана, некоторые в Лондоне ожидают, что США усилят позицию Великобритании на предстоящих переговорах в ЕС по BREXIT. “Но поддержка США может расколоть НАТО на агло-сферу и евро-сферу. То есть, с Великобританией с одной стороны, и Францией, Германией, Италией и Испанией, – с другой. Альтернативный и более оптимистический сценарий предусматривает, что Великобритания может стать мостом между Европой и США”, – считает Кеохан.
SCEXIT – Scotland EXIT” как бомба замедленного действия
Более того, по мнению аналитиков Chatham House, Британия может быть мостом не только между США и ЕС, но и между США и Китаем. А вот внутри Соединенного Королевства ситуация не такая радужная, как на внешнеполитическом фронте. Так, во время проведения BREXIT 62% избирателей Шотландии проголосовали за то, чтобы Британия осталась в ЕС, а 7 февраля парламент Шотландии проголосовал против запуска процедуры BREXIT.
Плюс ко всему, по словам первого министра Шотландии Никола Старджен, осенью 2018 года будет “самое здравое время” для проведения нового референдума об отделении Шотландии от Британии. К этому периоду, считает Старджен, правительство Британии определится с условиями договора с ЕС, что даст аргументы “за” или “против” для шотландцев. При этом министр не называет никаких конкретных дат проведения голосования, так как референдум должен быть утвержден правительством государства в Лондоне. Однако Старджен ожидает, что центральная власть пойдет на компромисс с Шотландией. Напомним, на прошлогоднем референдуме против независимости Шотландии проголосовали 55% граждан.
В свою очередь Тереза Мэй обещает учесть позицию Шотландии в вопросе имплементации BREXIT, однако не сможет ветировать процесс в целом. “Правительство будет прислушиваться к беспокойству Шотландии и других частей Соединенного Королевства. Но мы будем слушать и принимать во внимание особые интересы Шотландии и других частей Великобритании, и мы хотим, чтобы преимущества, которых мы стремимся добиться, распространялись на всю страну”, – заявляла Мэй.
Эксперты Chatham House полагают, что совсем игнорировать позицию Шотландии и, к примеру, Ирландии Лондону вряд ли удастся. Именно поэтому план правительства по переговорам о выходе страны из ЕС, который в январе представила Тереза Мэй, посвящен в большинстве единству Соединенного Королевства. “Выход из Европейского Союза будет означать, что мы будем руководствоваться нашими законами в Вестминстере, Эдинбурге, Кардиффе и Белфасте. Укрепление Британии требует, чтобы мы укрепляли драгоценный союз между четырьмя странами Соединенного Королевства”, – идет речь в плане по переговорам.
Перспективы для Украины
Тереза Мэй неоднократно заявляла, что позиция официального Лондона по санкциям против России и отношению к Украине не изменится.
“Обязательства Британии по гарантии безопасности Европы остаются незыблемыми, как это было со времен Второй мировой войны. Поэтому мой сигнал простой: мы не собираемся забывать об Украине. Мы поддерживаем наших друзей, как в добрые, так и в сложные времена”, – заявил министр обороны Великобритании Майкл Феллон.
С другой стороны, в Европе вырисовывается еще один самостоятельный игрок. Во времена президентства Барака Обамы США общались и решали все вопросы преимущественно с Германией. Сейчас после избрания Дональда Трампа и BREXIT, Вашингтон начал больше тяготеть к Лондону, отдаляясь от Берлина. Украине стоит использовать этот момент для налаживания отношений и с “новой” Британией, и с США напоминая, что они гаранты нашего суверенитета по Будапештскому меморандуму. Ведь не зря же во время совместного брифинга с главой украинского МИД Павлом Климкиным и британского Борисом Джонсоном, министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский намекнул на существование альтернативы “нормандскому формату”.
“Мы обсудили и пытались дать оценку “нормандскому формату” и “минскому формату”. Мы пришли к выводу, что оба этих формата принесли немного положительных изменений. “Минский” и “нормандский” формат остановили полномасштабную войну и полномасштабный конфликт между Украиной и Россией, но оба эти формата не решили проблему, не принесли мир между двумя странами. Мы готовы к тому, что Европа должна предоставить расширенный формат, чтобы помочь Украине выбраться из проблем, созданных российской агрессией. Мы надеемся на возможность открытия дискуссии о новом формате и новых решениях, но, конечно, решение (относительно нового формата) будет приниматься Павлом (Климкиным) и президентом Порошенко”, – заявил Ващиковский.
Стороны не уточнили, что это будет за формат переговоров и какие страны он будет включать. Но именно Британия и Польша в свое время выступили инициаторами запуска программы Восточного партнерства. Другое дело, что запускать новый формат переговоров по Крыму и Донбассу нужно с уверенностью, что Россия будет в нем участвовать. Ведь, как уже писал “Сегодня”, в марте 2014 года в посольстве США во Франции Украина, Америка и Британия созвали консультации по выполнению Будапештского меморандума. “И там был пустой стул – российская сторона в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова не захотела принимать участия в консультациях. Но США и Британия пытаются и продолжат пытаться выполнить Будапештский меморандум”, – объясняла посол Британии в Украине Джудит Гоф.
Зеленюк Кристина
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас