Фондовый обзор России от Файненшл Бридж — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фондовый обзор России от Файненшл Бридж

Фондовый рынок
61
ЛУКОЙЛ: Наступление на московский рынок
Проекты ЛУКОЙЛа, связанные с экспансией на московский рынок, заслужили повышенное внимание участников рынка. На повестке расширение сети АЗС и строительство НПЗ в Подмосковье.
ЛУКОЙЛ изучает возможность строительства крупного НПЗ в Московской области. Предположительная мощность завода стоимостью $1,1 млрд. составит 9 млн. т нефти в год. НПЗ планируется встроить в единую технологическую цепочку с НПЗ "НОРСИ" в Нижегородской обл. Компания планирует также расширить сеть принадлежащих ей АЗС за счет строительства 300 автозаправочных станций в Подмосковье в течение ближайших трех лет. Т.о. компания рассчитывает занять от 15 до 20% розничного рынка нефтепродуктов в данном регионе. Уже в 2004 году ЛУКОЙЛ направит $60 млн. на строительство 50 АЗС в Московской области.
Данные новости многие расценивают как свидетельство перемен, происходящих в компании. Между тем, на наш взгляд, не стоит переоценивать достижения менеджмента ЛУКОЙЛа, а экономическая и стратегическая обоснованность данных проектов сомнительна.
Прежде всего, рынок нефтепродуктов в Москве и Московской области в достаточной степени освоен. Кроме того, прогнозные темпы роста рынка недостаточны для того, чтобы обеспечить спрос на возрастающий объем поставок со стороны нефтяных компаний. Потребление нефтепродуктов в московском регионе в 2002 г. составило 7 млн. т, из которых 3 млн. т - в Москве. При этом среднегодовые темпы роста потребления в столице и области крайне незначительны – 2-3% в год, что обусловлено в основном обновлением автопарка с заменой машин на более современные и экономичные.
В то же время в Москве и Московской области реализуется 10% всего продаваемого в России топлива, рентабельность операций по продаже нефтепродуктов в Москве выше среднего по России и достигает 15-20%. Это привлекает на столичный рынок значительное число участников, все большую долю среди которых занимают крупные вертикально-интегрированные НК.
Сегодня в Московском регионе функционируют около 2000 АЗС, из которых 800 находятся в пределах Москвы. Большинство АЗС контролируются компаниями ЛУКОЙЛ, Славнефть, ЮКОС, ТНК и Татнефть. Также на данном рынке действует Московская топливная ассоциация, представляющая собой картельное соглашение крупных владельцев столичных бензоколонок. Московская топливная компания, ПАРКойл и Моснефтепродукт владеют в общей сложности около 15% автозаправочных станций в Москве и области. Остальные АЗС находятся в собственности небольших частных фирм. По различным оценкам, в Москве и области сегодня действует около 300 АЗС, принадлежащих мелким (1-5 станций) фирмам.
Большое число участников и высокая привлекательность приводят к ужесточению конкуренции на московском рынке, которая приобретает все более накаленный характер. О своих планах по увеличению поставок в Москву и область уже заявили Сибнефть, ЮКОС, ТНК, Славнефть. Сибнефть собирается увеличить свою долю на московском топливном рынке с 4% до 10%, что вместе с АЗС ЮКОСа позволит объединенной компании выйти на одно из первых мест по объему поставок нефтепродуктов в данном регионе. Широкомасштабное наступление на Московский рынок начали также Славнефть и ТНК. Обе компании успешно развивают свою дилерскую сеть. ТНК рассчитывает захватить не менее 20% столичного рынка. Возможно, в скором времени на рынке нефтепродуктов появится и еще один игрок. Им станет одна из крупнейших международных нефтяных компаний — англо-голландская Shell. Ее конкурент – ВР - уже активно работает на московском рынке и контролирует здесь 32 АЗС. В течение ближайших 5 лет ВР планирует довести количество АЗС в Москве и области до 90-120 единиц.
Вместе с тем, согласно прогнозам, количество АЗС в Москве возрастет к 2010 г. до 1100, что всего на 300 выше текущего показателя. Для Подмосковья данный показатель составляет 1400-1500 единиц при потенциальном росте на 200-300 АЗС. Очевидно, подобные прогнозы ставят под сомнение планы ЛУКОЙЛа, связанные со строительством 300 АЗС в Подмосковье. В борьбе за розничные продажи в области НК придется ввязаться в агрессивную и дорогостоящую борьбу.
В то же время если строительство АЗС в Подмосковье еще как-то оправдано с точки зрения диверсификации сбытовой структуры и, отчасти, с точки зрения перспектив рынка, то проект строительства НПЗ в Московском регионе представляется менее целесообразным. На данный момент московский рынок насыщен с точки зрения нефтеперерабатывающих мощностей. Основным поставщиком бензина на рынок Москвы и Московской области является Московский НПЗ. Завод контролирует 50-60% рынка нефтепродуктов столицы. Другими крупными поставщиками являются принадлежащий ТНК Рязанский НПЗ, Ярославнефтеоргсинтез, входящий в структуру Славнефти, и контролируемый ЛУКОЙЛом НОРСИ (Нижегородская обл.).
Потребности Московского региона в топливе возрастут в ближайшие несколько лет на 0,7-1 млн. т. Возросшие потребности в продуктах нефтепереработки вполне могут быть реализованы за счет увеличения поставок с Рязанского НПЗ или Ярославнефтеоргсинтеза. С этой целью ТНК и Славнефть уже начали модернизацию своих НПЗ. Владельцы Московского НПЗ также намерены приступить к реконструкции завода, что повысит его мощности по нефтепереработке. Все это говорит о нецелесообразности строительства еще одного НПЗ в московском регионе. С другой стороны, планы по строительству НПЗ ЛУКОЙЛа, по-видимому, связаны с желанием московского правительства приобрести рычаги влияния на ценовую конъюнктуру столичного рынка нефтепродуктов. В частности, избежать последствий влияния на рынок конфликтов, подобных прошлогоднему на МНПЗ. И в лице ЛУКОЙЛа мэрия рассчитывает найти союзника по данному вопросу. Но, несмотря на то, что поддержка планов компании правительством Москвы делает их более реалистичными, это не прибавляет им экономической целесообразности.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, на наш взгляд, проекты ЛУКОЙЛа, связанные с экспансией на московский рынок, довольно сомнительны. Данные новости не могут являться причиной возросшего интереса к компании со стороны инвесторов. Рост акций компании в последнее время следует относить на счет сокращения отставания от конкурентов. Действительно, ЛУКОЙЛ не подвержен политическим рискам, подобным ситуации с ЮКОСом, не испытывает недостатка перерабатывающих мощностей, как Татнефть, не страдает отсутствием динамики развития, как Сургутнефтегаз. Однако стоит отдавать себе отчет в нефундаментальной природе подобных изменений и повышенных рисках, связанных с сохраняющимся отставанием ЛУКОЙЛа от лидеров отрасли по большинству показателей.
По материалам:
Файненшл Брідж
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас