Фондовый обзор России от Файненшл Бридж


ЛУКОЙЛ: Наступление на московский рынок

  • Проекты ЛУКОЙЛа, связанные с экспансией на московский рынок, заслужили повышенное внимание участников рынка.
    Данные новости многие расценивают как свидетельство перемен, происходящих в компании. Между тем, на наш взгляд, не стоит переоценивать достижения менеджмента ЛУКОЙЛа, а экономическая и стратегическая обоснованность данных проектов сомнительна.
    Несмотря на то, что поддержка планов компании правительством Москвы делает их более реалистичными, это не прибавляет им экономической целесообразности.
    Данные новости не могут являться причиной возросшего интереса к компании со стороны инвесторов. Рост акций компании в последнее время следует относить на счет сокращения отставания от конкурентов.
  • Проекты ЛУКОЙЛа, связанные с экспансией на московский рынок, заслужили повышенное внимание участников рынка. На повестке расширение сети АЗС и строительство НПЗ в Подмосковье.

    ЛУКОЙЛ изучает возможность строительства крупного НПЗ в Московской области. Предположительная мощность завода стоимостью $1,1 млрд. составит 9 млн. т нефти в год. НПЗ планируется встроить в единую технологическую цепочку с НПЗ "НОРСИ" в Нижегородской обл. Компания планирует также расширить сеть принадлежащих ей АЗС за счет строительства 300 автозаправочных станций в Подмосковье в течение ближайших трех лет. Т.о. компания рассчитывает занять от 15 до 20% розничного рынка нефтепродуктов в данном регионе. Уже в 2004 году ЛУКОЙЛ направит $60 млн. на строительство 50 АЗС в Московской области.

    Данные новости многие расценивают как свидетельство перемен, происходящих в компании. Между тем, на наш взгляд, не стоит переоценивать достижения менеджмента ЛУКОЙЛа, а экономическая и стратегическая обоснованность данных проектов сомнительна.

    Прежде всего, рынок нефтепродуктов в Москве и Московской области в достаточной степени освоен. Кроме того, прогнозные темпы роста рынка недостаточны для того, чтобы обеспечить спрос на возрастающий объем поставок со стороны нефтяных компаний. Потребление нефтепродуктов в московском регионе в 2002 г. составило 7 млн. т, из которых 3 млн. т - в Москве. При этом среднегодовые темпы роста потребления в столице и области крайне незначительны – 2-3% в год, что обусловлено в основном обновлением автопарка с заменой машин на более современные и экономичные.

    В то же время в Москве и Московской области реализуется 10% всего продаваемого в России топлива, рентабельность операций по продаже нефтепродуктов в Москве выше среднего по России и достигает 15-20%. Это привлекает на столичный рынок значительное число участников, все большую долю среди которых занимают крупные вертикально-интегрированные НК.

    Сегодня в Московском регионе функционируют около 2000 АЗС, из которых 800 находятся в пределах Москвы. Большинство АЗС контролируются компаниями ЛУКОЙЛ, Славнефть, ЮКОС, ТНК и Татнефть. Также на данном рынке действует Московская топливная ассоциация, представляющая собой картельное соглашение крупных владельцев столичных бензоколонок. Московская топливная компания, ПАРКойл и Моснефтепродукт владеют в общей сложности около 15% автозаправочных станций в Москве и области. Остальные АЗС находятся в собственности небольших частных фирм. По различным оценкам, в Москве и области сегодня действует около 300 АЗС, принадлежащих мелким (1-5 станций) фирмам.

    Большое число участников и высокая привлекательность приводят к ужесточению конкуренции на московском рынке, которая приобретает все более накаленный характер. О своих планах по увеличению поставок в Москву и область уже заявили Сибнефть, ЮКОС, ТНК, Славнефть. Сибнефть собирается увеличить свою долю на московском топливном рынке с 4% до 10%, что вместе с АЗС ЮКОСа позволит объединенной компании выйти на одно из первых мест по объему поставок нефтепродуктов в данном регионе. Широкомасштабное наступление на Московский рынок начали также Славнефть и ТНК. Обе компании успешно развивают свою дилерскую сеть. ТНК рассчитывает захватить не менее 20% столичного рынка. Возможно, в скором времени на рынке нефтепродуктов появится и еще один игрок. Им станет одна из крупнейших международных нефтяных компаний — англо-голландская Shell. Ее конкурент – ВР - уже активно работает на московском рынке и контролирует здесь 32 АЗС. В течение ближайших 5 лет ВР планирует довести количество АЗС в Москве и области до 90-120 единиц.

    Вместе с тем, согласно прогнозам, количество АЗС в Москве возрастет к 2010 г. до 1100, что всего на 300 выше текущего показателя. Для Подмосковья данный показатель составляет 1400-1500 единиц при потенциальном росте на 200-300 АЗС. Очевидно, подобные прогнозы ставят под сомнение планы ЛУКОЙЛа, связанные со строительством 300 АЗС в Подмосковье. В борьбе за розничные продажи в области НК придется ввязаться в агрессивную и дорогостоящую борьбу.

    В то же время если строительство АЗС в Подмосковье еще как-то оправдано с точки зрения диверсификации сбытовой структуры и, отчасти, с точки зрения перспектив рынка, то проект строительства НПЗ в Московском регионе представляется менее целесообразным. На данный момент московский рынок насыщен с точки зрения нефтеперерабатывающих мощностей. Основным поставщиком бензина на рынок Москвы и Московской области является Московский НПЗ. Завод контролирует 50-60% рынка нефтепродуктов столицы. Другими крупными поставщиками являются принадлежащий ТНК Рязанский НПЗ, Ярославнефтеоргсинтез, входящий в структуру Славнефти, и контролируемый ЛУКОЙЛом НОРСИ (Нижегородская обл.).

    Потребности Московского региона в топливе возрастут в ближайшие несколько лет на 0,7-1 млн. т. Возросшие потребности в продуктах нефтепереработки вполне могут быть реализованы за счет увеличения поставок с Рязанского НПЗ или Ярославнефтеоргсинтеза. С этой целью ТНК и Славнефть уже начали модернизацию своих НПЗ. Владельцы Московского НПЗ также намерены приступить к реконструкции завода, что повысит его мощности по нефтепереработке. Все это говорит о нецелесообразности строительства еще одного НПЗ в московском регионе. С другой стороны, планы по строительству НПЗ ЛУКОЙЛа, по-видимому, связаны с желанием московского правительства приобрести рычаги влияния на ценовую конъюнктуру столичного рынка нефтепродуктов. В частности, избежать последствий влияния на рынок конфликтов, подобных прошлогоднему на МНПЗ. И в лице ЛУКОЙЛа мэрия рассчитывает найти союзника по данному вопросу. Но, несмотря на то, что поддержка планов компании правительством Москвы делает их более реалистичными, это не прибавляет им экономической целесообразности.

    В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, на наш взгляд, проекты ЛУКОЙЛа, связанные с экспансией на московский рынок, довольно сомнительны. Данные новости не могут являться причиной возросшего интереса к компании со стороны инвесторов. Рост акций компании в последнее время следует относить на счет сокращения отставания от конкурентов. Действительно, ЛУКОЙЛ не подвержен политическим рискам, подобным ситуации с ЮКОСом, не испытывает недостатка перерабатывающих мощностей, как Татнефть, не страдает отсутствием динамики развития, как Сургутнефтегаз. Однако стоит отдавать себе отчет в нефундаментальной природе подобных изменений и повышенных рисках, связанных с сохраняющимся отставанием ЛУКОЙЛа от лидеров отрасли по большинству показателей.

    • i

      Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

    Также по этой теме: Фондовый рынок
    Смотри также
    Сервис подбора кредитов
    • Отправьте заявку
    • Узнайте решение банка
    • Подтвердите заявку и получите деньги
    грн
    Заказать кредит онлайн
    В Контексте Finance.ua