Кристина Гикавец: валютный контроль в Украине как барьер для развития инвестирования — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кристина Гикавец: валютный контроль в Украине как барьер для развития инвестирования

Казна и Политика
1646
По истечении каждого финансового года украинские аналитики начинают активно обсуждать, насколько страна улучшила свои позиции в международном рейтинге Doing Business. В опубликованном исследовании за 2017-й год Украина действительно поднялась на целых 3 пункта – с 83-го на 80-е место. Группа Всемирного Банка учитывала такие факторы, как проведение реформ в государстве, ВВП страны и общую политическую ситуацию.
Но, как показывает практика ведения бизнеса, реального инвестора в Украину зачастую больше интересует проблематика валютного контроля и валютного регулирования, защита прав собственности и прозрачность судебной системы, нежели вооруженный конфликт, на который так часто ссылаются наши власти.
Похвастаться инвестиционной привлекательностью своего валютного законодательства Украина, к сожалению, не может. По мнению Американской торговой палаты и Европейской бизнес-ассоциации, для того, чтобы улучшить инвестиционный климат в Украине, необходимо провести фундаментальные реформы – в первую очередь в части администрирования налогов и валютного контроля, что приведет к репозиционированию имиджа Украины в глазах крупных мировых инвесторов.
Кто он – сегодняшний инвестор в Украину?
Несмотря на устаревшее по всем мировым стандартам валютное законодательство, в последние несколько лет некоторые крупные инвесторы все же осмелились вложить средства в экономику нашего государства.
Например, инвестиционным фондом Джорджа Сороса была совершена самая крупная инвестиция со времен революционных событий 2013-2014 гг. – фонд приобрел часть IT-компании Ciklum.
Всемирно известная корпорация «Макдональдз» в 2016 году увеличила размер своих инвестиций в развитие украинской сети ресторанов на 23%.
В 2017 году прогнозируется приток иностранных инвестиций в сектор недвижимости, ведь при правильном выборе объектов инвестирования, инвесторы могут зарабатывать в 2-3 раза больше, чем, например, в странах Западной Европы.
Список успешных инвестиционных проектов в Украине не исчерпывающий, но просматривается интересная тенденция: инвесторами в экономику Украины зачастую являются либо крупные фонды и корпорации, либо представленные на внутреннем рынке инвесторы, сумевшие подстроиться под существующую систему государственного регулирования.
Ярким примером непривлекательности Украины в качестве объекта инвестирования является неготовность таких гигантов как IKEA или Starbucks заходить на наш рынок. Представители компаний аргументируют свою позицию необходимостью дерегуляции и снятия валютных ограничений.
Чем страшен валютный контроль для инвестора?
В экономически развитых странах полностью отсутствует понятие валютного контроля, а его наличие является скорее исключением из правил. В Украине жесткое регулирование практически полностью ограничивает свободное обращение иностранной валюты и ее движение как внутри страны, так и за ее пределы.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы валютного контроля, сегодня является Постановление Национального Банка Украины «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» №410 (далее-Постанова), которое является логическим продолжением предыдущих Постановлений НБУ о валютном контроле и регулировании.
Характерной чертой регламентированных законодательством мер валютного регулирования является их неэффективность и непопулярность.
Если рассматривать Постановление НБУ №410 в контексте привлечения инвестиций в страну, то сдерживающим фактором является невозможность возвращать капитал. Согласно ч. 19 Постановления, покупка и перечисление иностранной валюты с целью возврата за границу иностранному инвестору дивидендов запрещена, кроме дивидендов по корпоративным правам и акциям за 2014 и 2015 гг. Такой запрет абсолютно непонятен иностранному инвестору, как и обязанность продажи на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте, «правило 120 дней», ограничения на покупку валюты, индивидуальное лицензирование НБУ на инвестирование заграницу.
Из Украины с любовью
Инвестиционный имидж государства определяется не только притоком инвестиций в страну, но и возможностью его граждан совершать инвестиции за рубеж.
Инвестируя за границу мы, во-первых, популяризируем Украину в мировой бизнес-среде, во-вторых, любая инвестиция со временем вернется в страну в виде полученных дивидендов.
Оценив риски для ценовой и финансовой стабильности государства, регулятор, в лице НБУ, ввел запрет на выдачу индивидуальных лицензий на инвестирование за рубеж физическими лицами (Постановление №410).
На языке бизнеса — это запрет государства своим резидентами и нерезидентам перечислять иностранную валюту из Украины на иностранные счета в банках, приобретать корпоративные права в нерезидентных компаниях, покупать недвижимость за рубежом. За нарушение это запрета инвестор должен заплатить штраф в сумме совершенной инвестиции. Данное валютное ограничение создает «железный занавес» для отечественного бизнеса и очень часто приводит к нарушению законодательства, что еще раз доказывает неэффективность такого метода регулирования.
23 февраля 2017 г. НБУ пересмотрел действующие подходы к лицензированию операций физических лиц с размещением средств на иностранных счетах и осуществления инвестиций за рубеж.
Так, согласно нововведённому Постановлению НБУ №14 «О внесении изменений к некоторым нормативно-правовым актам НБУ») физические лица имеют право размещать на иностранных банковских счетах валюту с источником ее происхождения за пределами Украины без индивидуальной лицензии. Теперь без необходимости получения лицензии НБУ украинцы могут размещать на иностранных счетах ценности, полученные заграницей в качестве заработной платы, стипендий, пенсий, дивидендов.
Стоит отметить, что под дивидендами нужно понимать те средства, которые получены от корпоративных прав, приобретенных по индивидуальной лицензии НБУ.
Кроме этого, согласно этому документу, физические лица могут осуществлять инвестиции заграницу за счет средств, которые находятся не в Украине, в частности со счетов за границей, реинвестировать или осуществлять торговлю финансовыми инструментами на иностранных биржах. Предоставление возможности инвестировать не освобождает от обязанности декларировать доходы и, соответственно, платить налоги.
Смягчение валютного контроля со стороны регулятора коснулось и обязательной продажи валютных поступлений от нерезидентов в форме денежного обеспечения для участия в аукционах, торгах или тендерах, проводимых резидентами Украины, покупки иностранной валюты банками для клиентов, если сумма остатка на счете клиента не превышает $100 000 и некоторых других сфер валютных отношений, которые не несут дестабилизирующее влияние на межбанковский валютный рынок.
Станет ли 2017 год светом в конце тоннеля?
Возвращаясь к теме инвестирования за границу. Украинцы и в дальнейшем обязаны получать индивидуальную лицензию на инвестирование средств, а учитывая мораторий на получение такой лицензии, пока этот инструмент де-факто остается недоступным для ведения бизнеса.
Верховная Рада Украины совместно с НБУ и Европейской комиссией активно продвигает инициативу дальнейшей либерализации валютных операций физических лиц.
В контексте предложенной либерализации, НБУ создал новую концепцию валютного регулирования, направленную на борьбу с чрезмерной сложностью и необоснованной бюрократизацией системы валютного регулирования.
Предложенная концепция должна внедряться в контексте интеграции в европейское сообщество. Кроме этого, правительство анонсирует принятие абсолютно нового Закона «О валюте», который должен стать единственным рамочным законом о валютном регулировании, вместо давно устаревшего Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля».
Либерализация валютного регулирования должна кардинально изменить инвестиционный климат государства и стимулировать интерес к Украине со стороны мирового сообщества. С целью адаптации инвестиционного законодательства Украины к международным стандартам, в частности к директиве Европейского Союза 88/361/ЕЭС о свободном движении капитала и соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, были созданы Офис привлечения и поддержки инвестиции, а также Национальный инвестиционный совет.
Модель валютной реформы вполне может способствовать либерализации процедуры привлечения инвестиций в Украину и механизмов инвестирования украинцами за границу, а отмена моратория на ограничение финансовых операций физических лиц должна стать ее неотъемлемой частью.
Гикавец Кристина, юрист ICF Legal Service
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас