Ничего нового: гривна снова девальвирует — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ничего нового: гривна снова девальвирует

Валюта
1556
После относительного затишья гривна снова стала сдавать позиции. Во вторник купить наличные доллары можно было по 27,3-28 грн. В НБУ говорят, что во всем виновата “политическая нестабильность”, а эксперты считают, что есть другие причины. Итак, что будет с гривной?
Только население привыкло к отметке 25 грн за доллар, гривна снова начала девальвировать.
15 ноября обменники принимали доллар по 27 гривен. Купить наличные доллары можно было в диапазоне 27,3-28 грн. На межбанковском рынке гривня также существенно ослабла, рынок закрылся на уровне 26 грн за доллар.
С начала недели НБУ пытался успокоить рынок вербальными интервенциями и докладами о стабильности, однако это не помогло и нацвалюта продолжила падение.
Позже в НБУ появилось новое объяснение — политическая нестабильность.
Опрошенные эксперты считают, что существуют и фундаментальные факторы для послаблении, поэтому свои позиции гривне будет трудно отыграть.
К тому же, Украина приближается к новому бюджетному периоду, где среднегодовой курс гривны должен составлять 27,2 грн за доллар, так что ничего неожиданного не происходит.
Что же будет с курсом в ближайшей перспективе.
Своя атмосфера
“Ситуация на межбанковском валютном рынке остается стабильной благодаря значительным поступлениям экспортной выручки от экспорта зерна и растительного масла со средины сентября”, — так прокомментировал эту ситуацию директор департамента открытых рынков НБУ Сергей Пономаренко во вторник.
Затем к “мантре” о благоприятных фундаментальных факторах в Нацбанке также добавили месседж о политической нестабильности.
“На межбанковский валютный рынок на этой неделе продолжает оказывать давление политическая нестабильность, несмотря на наличие благоприятных фундаментальных внешних факторов”, — сообщил заместитель главы НБУ Олег Чурій.
Но далеко не все эксперты так оптимистично воспринимают ситуацию как чиновники НБУ. В ослаблении гривны они видят фундаментальные факторы.
“Что касается причин девальвации, то наиболее важной из них является начало отопительного сезона. Через систему субсидий и повышенных тарифов крупные энергетические холдинги будут получать значительные финансовые потоки, часть из которых будет направлена на валютный рынок с последующим выводом из страны. Подобный отток валюты не сможет перекрыть даже компенсация от экспорта зерна и подсолнечного масла”, — говорит советник президента “Ассоциации украинских банков” Алексей Кущ.
Эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин также считает начало отопительного сезона важным фактором. Также он отмечает, что победа Дональда Трампа на выборах в США однозначно приведет к уменьшению финансовых вливаний США в Украину.
“С очень большой долей вероятности следующего транша МВФ ждать еще очень долго. Напомню, что и сентябрьский транш все единогласно называли политически мотивированным. А учитывая, что по сути единственным источником золотовалютных резервов НБУ является транши МВФ, а отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Украины с начала года уже перевалило за полтора миллиарда долларов, то естественная реакция рынка — это переоценка гривны”, — говорит Пендзин.
Опережая график
В общем “переоценка факторов” была сделана уже давно, и даже не субъектами рынка, а самой властью вместе с МВФ. Еще несколько месяцев назад ЭП писала, что в октябре-ноябре официальный курс гривни может достичь отметки в 27 грн за доллар.
Среднегодовой курс на уровне 27,2 грн за доллар заложен в бюджете 2017 года. То есть девальвация была запланирована еще в начале года, с тех пор как были озвучены основные параметры бюджета на следующий год.
Однако у населения и бизнеса были все основания не верить в плавную девальвацию и перевести средства в доллар на время девальвации уже этой осенью, поскольку НБУ не может сгладить значительные колебания “черного” рынка.
Регулятор неоднократно заявлял, что “черный рынок” — это не его парафия. Однако сейчас “черный” рынок уже имеет значительное влияние, в том числе на межбанковский рынок.
Более того — именно по курсу “черного” рынка валюта доступна всем, а не отдельным субъектам хозяйствования.
Никто не хочет наблюдать за обесцениванием собственных сбережений, а это в свою очередь порождает дополнительный спекулятивный спрос на рынке.
Так, курс “черного” рынка вновь дошел до значений, которых должен был достичь лишь в 2017 году. Однако, если раньше национальная валюта отыгрывала свои позиции, то с приближением нового бюджетного периода, где заложены новые значения, ей это будет сделать труднее.
“Единственный способ НБУ рыночным методом удержать курс — это прямые интервенции валюты на межбанковских торгах. Или можно пробовать нерыночными методами снова вводить ограничения на валютном рынке. С нерыночными методами вряд ли получится. МВФ тогда совсем разговаривать о следующий транш не будет. Инвесторы и так в Украину в очереди не стоят. Что касается прямых интервенций, то здесь возможностей у НБУ очень мало”, — считает Пендзин.
Стоит также отметить, что цель НБУ сейчас — контроль над инфляцией, а не над курсом. Инфляция в этом году не должна превысить 12% +-3%. С начала года, за десять месяцев она составила 9,4%.
Поэтому НБУ может вписаться в эти показатели и по курсу 27 грн за доллар и дальше продолжать “декларировать” стабильность.
В целом, большинство опрошенных экспертов не верят в то, что валюту уже можно будет купить по цене, которая была еще на прошлой неделе.
“Что касается девальвационных ожиданий населения и бизнеса, то, несмотря на ситуативное улучшение последних нескольких месяцев, данный индикатор продолжает находиться в “красной” зоне, и сдерживается только низким уровнем платежеспособности (населения) и вымыванием оборотных средств (предприятий). Позитивный сценарий предполагает выход гривны в курсовой коридор 27-28 гривен за доллар (наличный рынок) в декабре 2016-феврале 2017”, — отмечает банковский аналитик на условиях анонимности.
Более оптимистично настроен член УОФА Виталий Шапран. Он считает, что когда игроки успокоятся и на черном рынке улягутся страсти, курс “черного рынка” приблизится к официальному.
“27,2 на 2017 год — это среднегодовой. То есть, если мы войдем в 2017 год с 26,5 то для обеспечения среднегодового в конце 2017 года, курс должен быть более 27,2. Правда не все это понимают, к сожалению”, — говорит Шапран.
Александр Моисеенко
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас