Кредитный дембель — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кредитный дембель

Кредит&Депозит
289
Денис Лебедев
Решение правления Нацбанка инициировать досрочный возврат долга Украины МВФ в размере $1,8 млрд до конца текущего года стало сенсацией. Не исключено, что в Нацбанке несколько поторопились, ибо целесообразность возврата такой значительной суммы крупнейшему кредитору Украины вызывает массу вопросов. Что подтверждает и, мягко говоря, сдержанная реакция Кабмина. «Этот вопрос будет рассматриваться в ближайшее время правительством вместе с Национальным банком. Я сейчас не уверен в том, что это решение будет принято. Но мы его обязательно рассмотрим», — заявил премьер-министр Виктор Янукович. Таким образом, ставить точку в «деле МВФ» пока еще рано.
После окончания программы расширенного кредитования (EFF), МВФ пытался навязать Украине внедрение мониторинговой программы (обычная практика в странах, где непогашенный долг превышает 100% квоты страны в МВФ). По состоянию на 1 августа 2002 года задолженность Украины перед МВФ составляла $1,91 млрд или 104% квоты.
Напомним, что Россия досрочно погасила долг МВФ ($2 млрд) только для того, чтобы лишиться статуса страны с мониторинговой программой. Именно поэтому Кабмин и Нацбанк еще в феврале текущего года предложили досрочно погасить фонду порядка $85 млн, тем самым скорреллировав размер долга с размером квоты Украины в МВФ.
В поиске динамики
В последние годы отношения Украины с МВФ стали абсолютно платоническими. Регулярно (по нескольку раз в год) приезжавшие в Украину миссии МВФ вместо ожидаемых украинскими властями новых кредитов ограничивались новыми рекомендациями и обещаниями расщедриться в следующий раз. Напомним, что последняя действующая программа сотрудничества между Украиной и МВФ — EFF — была формально завершена еще в минувшем году. При этом около $0,7 млрд в ее рамках так и не были выделены Украине по причине невыполнения условий МВФ. Таким образом, радость получения денег от МВФ Украина испытала только в сентябре 2001 года, то есть, ровно два года назад.
После окончания программы EFF Украина почти решилась коренным образом пересмотреть свои отношения с МВФ, отказавшись от получения новых кредитов. 31 мая прошлого года депутатам был роздан текст ежегодного послания Президента Украины к парламенту, в котором говорилось о необходимости пересмотра системы отношений с МВФ и ограничения их бескредитными консультативными соглашениями.
Вместе с тем, неопределенная ситуация в мировой экономике, создающая значительные риски для платежного баланса в совокупности с огромными выплатами по внешнему долгу, предстоящие Украине в ближайшее десятилетие, вынудили украинские власти пойти на попятную и вновь направить в МВФ предложение об учреждении новой программы сотрудничества в рамках механизма «упреждающий stand-by», который позволяет получать деньги только в случае их реальной необходимости.
Впрочем, с момента отправки в МВФ соответствующей заявки прошло более года, но как и прежде, МВФ регулярно направляет в Украину миссии своих экспертов, которые интенсивно проводят консультации с украинской стороной, однако перспективы программы «упреждающий stand-by» так и остаются туманными. Была надежда, что новая программа стартует в августе, однако отказ парламента принять ряд налоговых законопроектов пролонгировал вопрос до октября.
Нет гарантий, что и в октябре данный вопрос будет решен, так как многое теперь будет зависеть от качества проекта бюджета 2004 года. Не надо забывать, что именно этот год является годом президентских выборов, что, разумеется, повышает риски несговорчивости представителей МВФ. И здесь дело даже не в деньгах — острого недостатка в валютных резервах Украина сегодня не испытывает. Динамичные отношения с МВФ — основа инвестиционного имиджа страны, ведь сколько бы ни критиковали данную организацию, именно ее мнение является определяющим для инвесторов при принятии решения об инвестировании средств в ту или иную страну.
Плюсы инициативы
В условиях неопределенностей относительно перспектив программы «упреждающий stand-by», решение о досрочном погашении долга действительно может дать Украине ряд дополнительных козырей. Во-первых, как отметил председатель НБУ Сергей Тигипко, накануне вступления Украины в жесткую полосу политических выборов, решение Нацбанка по досрочной выплате долга МВФ можно расценивать как шаг по повышению стабильности. Во-вторых, даже с меркантильной точки зрения, чистая экономия такой операции составит около $40 млн за счет того, что не нужно будет платить проценты за пользование выделенными средствами. В-третьих, Украина снизит свою зависимость от МВФ и тем самым получит больше самостоятельности в проведении экономической политики.
Так, на переговорах с фондом по учреждению новой программы Украина сможет вести себя более жестко, при этом МВФ вынужден будет прислушиваться к мнению украинской стороны, поскольку в противном случае (то есть при срыве программы) фонд может утратить рычаги влияния на экономическую политику восточноевропейской страны. Напомним, что страны, чья задолженность перед МВФ составляет больше размера их квоты, должны согласовывать свою экономическую политику с этой организацией.
При этом фонд, согласно двустороннему соглашению, имеет право навязать стране-должнику свое видение экономической политики. Если же задолженности нет, то и жесткие требования МВФ выдвигать не в праве. И здесь может получиться удивительная ситуация: МВФ будет заинтересован в старте программы «упреждающий stand-by» никак не меньше Украины.
Нелогичные минусы
Тем не менее, досрочное погашение долга, а значит, резкое снижение валютных резервов, несет в себе и множество рисков, в первую очередь для внешней платежеспособности страны и стабильности национальной валюты. Правда, по словам Тигипко, валовые валютные резервы НБУ достигли рекордной величины — $6,87 млрд, а чистые международные резервы, не учитывающие долг МВФ, впервые превысили $5 млрд, что, по его мнению, и делает досрочное погашение долга МВФ безопасным для стабильности гривни.
Более того, в Нацбанке уверены, что даже при условии досрочного возврата международные валютные резервы продолжат расти и в течение 2004—2009 годов увеличатся с $5,65 млрд до $7,7 млрд при условии, что сальдо платежного баланса будет оставаться глубоко положительным. Между тем, это предположение вызывает множество сомнений.
Дело в том, что уже в следующем году ожидается снижение размера позитивного сальдо платежного баланса, которое, согласно прогнозу правительства, поданному для разработки проекта бюджета-2004, составит менее $1,1 млрд, тогда как, по словам Тигипко, в текущем году оно уже достигло $2,035 млрд. Тенденция, надо отметить, настораживающая. Кроме того, следует учитывать тот факт, что отечественные экономические ведомства, грубо говоря, не всегда точны в своих прогнозах, а раз так, то вполне вероятно, что реальное положение дел в будущем году может оказаться еще плачевнее.
Впрочем, в любом случае $1,8 млрд от МВФ Украина опять получить не сможет. Та же программа «упреждающий stand-by», в случае если ее удастся запустить, даст возможность Украине получить всего лишь $730 млн — сумму, более чем в два раза меньшую, нежели досрочно возвращаемые деньги. Что в такой ситуации будут делать власти, дабы обеспечить внешние платежи? Выхода чисто теоретически есть три. Первый: в очередной раз с позором просить внешних должников о реструктуризации (не факт, что Украине снова пойдут на встречу).
Второй — увеличить объемы внешних заимствований с целью погашения старых долгов (но тогда цена обслуживания этих кредитов будет совсем другой и экономия в $40 млн станет просто фарсом). Третий — попытаться мобилизовать нужную сумму за счет покупки долларов на межбанке, как это давно и последовательно практикует НБУ. Однако в условиях плохого платежного баланса это может привести к давлению на курс гривни, что чревато девальвацией нацвалюты и введением новых валютных ограничений.
Вторая группа рисков связана с некоторой нелогичностью такого шага в свете планов правительства в будущем году увеличить объемы внешних заимствований для рефинансирования собственных выплат по внешнему долгу. Как известно, займы МВФ являются более дешевыми, нежели коммерческие заимствования. А раз так, то не совсем понятно, какой смысл досрочно отдавать более дешевые долги и брать более дорогие.
И хотя деньгами МВФ формально распоряжается не правительство, а Нацбанк, и они не могут прямо направляться на финансирование дефицита бюджета, реально все равно можно было бы найти механизм их использования по приоритетным для государства направлениям. В конце концов, валютные резервы состоят не только из этих средств, и находящиеся там деньги МВФ не являются «мечеными». Кстати, аналитики самого НБУ говорят, что снижать долговое бремя государства логичнее путем выкупа обращающихся на рынке внешних обязательств правительства, которые, снова-таки, являются более дорогими для государственной казны, нежели займы МВФ.
Очевидно, что окончательное решение вопроса о досрочном погашении долга МВФ будет за Леонидом Кучмой, который на момент написания материала публично не высказал свою четкую позицию по этому поводу, хотя Тигипко, по его собственным словам, уже проинформировал Президента. Что касается МВФ, то фонд высказал «понимание и приветствие» намерениям досрочно погасить долг. При этом в фонде подчеркнули, что если Украина считает такие действия необходимыми, то это ее право.
Прогноз обслуживания внешнего госдолга Украины и среднегодового объема международных резервов, $ млн
* Нынешний график погашения долга НБУ Международному валютному фонду
Данные: НБУ
P.S.
Украина сотрудничает с МВФ с 1994 года. На февраль текущего года общий объем привлеченных кредитов составил $3,7 млрд, которые в основном направлялись на пополнение валютных резервов Нацбанка. После окончания программы расширенного финансирования EFF, Украина предложила внедрить программу stand-by со сроком действия 12—24 месяца. Для ее реализации Украина должна заявить о переходе на бескредитные отношения с МВФ, однако в случае необходимости она все же имеет право воспользоваться финансовой поддержкой фонда.
Согласно программе, средства ($500—750 млн) под небольшие проценты (3—6% годовых) могут быть предоставлены сроком на 5 лет с отсрочкой уплаты основной суммы долга на 3 года.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас