Варягам здесь не место. Почему уходит Хатия Деканоидзе — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Варягам здесь не место. Почему уходит Хатия Деканоидзе

Казна и Политика
1235
Через два года после того, как с подачи экс-главы Администрации президента Бориса Ложкина в правительство и правоохранительные органы пришла целая когорта иностранных специалистов, фактически никого из них не осталось на должностях.
В феврале-2016 в отставку подает министр правительства Яценюка Айварас Абромавичус, которому, как и Наталии Яресько, так и не найдется места в новом Кабмине Владимира Гройсмана.
Март запомнился “лебединой песней” Виктора Шокина, который фактически последним аккордом на должности генпрокурора выгоняет из ГПУ Давида Сакварелидзе и Виталия Касько.
Начало ноября ознаменовалось отставками последних из “варягов”, притом самыми громкими. Седьмого ноября с должности главы Одесской ОГА ушел едва ли не самый мощный в публичном плане “новый украинец” Михеил Саакашвили, фактически объявив войну президенту Петру Порошенко.
Ровно через неделю за своим давним другом и соратником пошла и глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе. 14 ноября она заявила об отставке, объяснив этот шаг тем, что сделала все, что могла.
“Я, как и обещала, за год заложила фундамент. Я ценю вашу поддержку. Но всегда помните, что вы – и полиция, и все общество – это одно целое. До свидания”, – уставшим грустным голосом напоследок призвала Деканоидзе.
За год Деканоидзе стала лицом превращения старой “ментовской” системы в нормальную, цивилизованную правоохранительную службу.
Как появилась в Украине, что здесь делала и чем запомнилась Хатия Деканоидзе, исследовала УП.
Начало “грузинской мечты”
В 2015 году Администрация президента массово приглашала членов грузинской команды для работы в Украине.
Сначала в Украину приехала Эка Згуладзе, которую правительство назначило первым заместителем министра внутренних дел. Именно Згуладзе считается автором реформы украинской полиции.
Позже приехал Давид Сакварелидзе, который стал заместителем генерального прокурора Виктора Шокина.
Летом в Одессу перебрались Михеил Саакашвили и Георги Лорткипанидзе, которого назначили руководителем управления МВД в Одесской области.
Хатия Деканоидзе присоединилась к этой компании осенью-2015.
У Деканоидзе давние отношения с Михеилом Саакашвили. С 24-летнего возраста она присоединилась к его команде в Грузии. С 2007 по 2012 год Деканоидзе возглавляла полицейскую академию Министерства внутренних дел Грузии, в 2012-м была назначена министром образования Грузии.
Собеседники УП ранее рассказывали, что у нее давние близкие отношения со сводным братом Давидом Саакашвили.
Вскоре после переезда Саакашвили до Украины Деканоидзе тоже перебралась в Киев.
Сначала она была советником Арсена Авакова, а в начале ноября 2015 года Кабмин назначил Деканоидзе руководителем Национальной полиции.
“Недавно еще мой советник и одна из лучших в нашей команде реформ…а с сегодняшнего дня – новый глава Национальной полиции Украины! Как только Кабмин утвердил мое предложение. Я этому очень рад!” – писал 4 ноября Аваков в своем Facebook.
После того, как Эка Згуладзе ушла в отставку, Деканоидзе продолжила заниматься реформой полиции. Однако основной ее задачей было проведение переаттестации старых кадров МВД.
Этот процесс шел и идет со страшным скрипом и сопротивлением. Старые милиционеры обжаловали решения аттестационных комиссий в судах, некоторые даже смогли восстановиться на работе.
“Я чувствую реванш милиции, реванш тех сотрудников, которые не прошли переаттестацию. Почти все они обратились в суд. Конвейером проходят закрытые заседания, и я очень боюсь, что старая судейская система сделает все, чтобы уничтожить реформу полиции”, – жаловалась Деканоидзе.
Во время ее работы произошло несколько скандалов. Один из самых громких – убийство, которое совершили полицейские в Кривом Озере. Тогда шестеро милиционеров превысили свои полномочия и замучили местного жителя Александра Цукермана.
Уже на следующий день после сообщений об убийстве в СМИ Деканоидзе приехала в Кривое Озеро.
“Сегодня постараюсь встретиться с родными, чтобы лично выразить соболезнования. Я даю слово, что завершить следствие и наказать виновных – единственная позиция НПУ, ГПУ и МВД, никто не будет прикрывать своих”, – писала она тогда в Facebook.
Деканоидзе никогда не позволяла вовлечь себя в какие публичные ссоры или конфликты.
Единственный известный спор с ее участием произошел на правоохранительном комитете Совета в сентябре этого года с нардепом-радикалом Андреем Лозовым.
Тогда нардеп жаловался, что одесские полицейские разгоняли митинг против городского головы Одессы.
“Прогнозируют, что Вы тоже уедете, как уехала Згуладзе. Если вы работаете так неэффективно, то, может, вам стоит уйти в отставку”, – сказал тогда Лозовой.
На это Деканоидзе возмутилась, что он вспоминает ее национальность.
“Да, я родилась в Грузии, но я гражданка Украины. Вы с трибуны Верховной Рады кричали об этом. Депутат должен быть толерантным, а не националистом”, – возмутилась тогда она покинула заседание.
Война начальников
На протяжении работы на посту главы Национальной полиции Деканоидзе старалась не вмешиваться в политические конфликты.
Но, пожалуй, самым тяжелым испытанием этой ее позиции стало противостояние между ее нынешним руководителем Арсеном Аваковым и старым добрым другом Михеилом Саакашвили.
В конце прошлого года Саакашвили собрал вокруг себя молодых депутатов и общественных активистов. В таком составе они ездили по стране с антикоррупционными форумами по всей Украине под брендом “Рух за очищення”.
Во время своих выступлений экс-президент Грузии безжалостно критиковал бывшего премьер-министра Арсения Яценюка и обвинил в коррупции его ближайшее окружение – Андрея Иванчука и Николая Мартыненко. Также Саакашвили заявлял, что правительство Яценюка “крышует” интересы олигархов Рината Ахметова и Игоря Коломойского.
В итоге эти заявления привели к публичному конфликту.
14 декабря на заседании Национального совета реформ Аваков так разгневался на Саакашвили, что запустил в него стаканом с водой.
Деканоидзе держалась в стороне от этой ссоры.
Когда УП просила ее прокомментировать эту ситуацию, она лишь сказала: “Моя личная позиция – это не было приятно”.
Так же бывший руководитель Национальной полиции не вмешивалась и в другие конфликты, где фигурировали члены “грузинской команды”.
Например, она воздерживалась от комментариев относительно постоянных конфликтов Давида Сакварелидзе с бывшим генпрокурором Виктором Шокиным, в результате чего Сакварелидзе был уволен из ГПУ.
Даже на прошлой неделе Деканоидзе очень сдержанно прокомментировала отставку начальника полиции Одесской области Гиорги Лорткипанидзе.
“Всегда грустно, когда честные полицейские оставляют свою должность”, – только и сказала она тогда.
Умение избегать войны, выдерживать публичный баланс на своем посту стало едва ли не важнейшей характеристикой Деканоидзе.
Как бы там ни было, но она ушла в отставку именно тогда, когда Михеил Саакашвили перестал руководить Одесской областью и пошел публичной атакой на президента Порошенко.
Почему ушла Хатия
Отставка Деканоидзе не стала неожиданностью для прессы.
Еще в субботу 12 ноября “Украинская правда” из своих источников узнала, что в понедельник Хатия уйдет с должности. Аргументами для такого решения, по словам собеседников, стали последние события – отставка Саакашвили и информация, которую распространяла СБУ относительно планов дестабилизировать ситуацию в стране.
Вместе с тем, другой собеседник УП заверил – это уже не первая ее попытка уволиться, и в последний момент она может отречься от этой идеи.
Недовольство Деканоидзе накапливалось давно.
“Очень сложным стал процесс переаттестации и сопротивления системы. Тогда уже было понятно, что так, как в Грузии – не будет. Но хуже всего, что не было доверия внутри МВД. Все это время Деканоидзе чувствовала себя чужестранкой, ей не доверяли, и она не могла положиться ни на кого из заместителей”, – рассказывает собеседник в окружении Деканоидзе.
“В какой-то момент все члены грузинской команды поняли: в этой стране все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Много сил влияния, интриг и просто “договорняков”. Стало понятно, что что-то изменить в нынешней ситуации просто невозможно”, – поясняет один из соратников Саакашвили.
Итак, когда в понедельник появилось сообщение, что Хатия созывает брифинг, все поняли, что отставка все-таки состоится.
Послушать заявление главы Нацполиции собралось так много журналистов, что сама Хатия откровенно удивилась их количеству.
Она начала издалека, очертив то, что удалось сделать.
“Год назад по просьбе руководства нашей страны я возглавила Национальную полицию. Впервые в истории Украины главой правоохранительного органа стал не просто гражданский, но и политически независимый человек”, – напомнила Деканоидзе.
Она перечисляла достижения, которых удалось достичь всего за год. Но самым главным было то, что Деканоидзе рассказывала об успехах полиции, которой еще год назад просто не существовало.
“Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, войну, неконтролируемое перемещение оружия, коррупцию, нереформированные суды и прокуратуру, нам удалось не только стабилизировать и удерживать ситуацию, но и начать реальные изменения в системе… Мы внедрили абсолютную новую систему правоохранительного органа…
Впервые мы провели тотальную переаттестацию… Мы создали независимый рекрутинговый центр… Мы завершили формирование патрульной полиции, которая уже работает в 32 городах страны… Под моим личным руководством была создана неангажированная, эффективная система внутренней безопасности”, – перечисляла достижения Деканоидзе.
По мнению Деканоидзе, главных проблем в полиции осталось три: бедность, продажные суды и прокуратура, и попытки политиков сделать из полиции свою охранную службу.
“Я не выносила сор из избы, я государственный человек. Но считаю своим долгом обратиться к политикам на всех уровнях, начиная с народных депутатов и заканчивая самыми высокими кабинетами.
Не могут и не должны назначения в правоохранительных органах согласовываться с политиками. Не могут и не должны политики использовать силы правопорядка для защиты своих политических интересов”, – заявила Хатия и перешла к тому, почему все, собственно, и собрались на ее брифинг.
“К сожалению, моих полномочий и воли было недостаточно для резких изменений. Моя функция выполнена, в связи с чем я заявляю о своей отставке”, – сказала Деканоидзе.
Найти ей замену Хатия призвала через открытый и прозрачный конкурс.
Когда речь зашла о том, что место достанется первому заместителю Вадиму Трояну, Деканоидзе позволила себе несвойственную ей ранее откровенность.
“Избирать новых кандидатов – не моя прерогатива. Но я не вижу, что Вадим Троян – политически независимая фигура. Я лично, как гражданка Украины, не вижу его новым главой Нацполиции”, – заявила Деканоидзе.
Менее чем за 15 минут после этих ее слов Троян уже был назначен и.о. главы Нацполиции.
Тем временем Деканоидзе, отвечая на вопросы журналистов, не оставит ли она Украину и что делать дальше, попыталась всех успокоить.
“Я гражданка Украины, у меня другого гражданства нет. Украину у меня никто не отберет”, – ответила Хатия.
“Я не политик. Как главе Нацполиции, мне закон запрещает быть политиком. Сейчас я собираюсь заняться сыном, здоровьем. А тогда снова увидимся”, – добавила Деканоидзе, загадочно и двусмысленно улыбнувшись на прощание.
Украина снова стоит на пороге беспокойства. То, что в БПП и НФ называют “Майданом Тимошенко и Левочкина”, имеет все шансы стать еще и “Майданом Саакашвили”.
Как раз перед началом этой очередной горячей поры со скрипом реформированная правоохранительная система потеряла одного из своих руководителей.
Судя по тому, как себя ведет СБУ, которая уже успела на весь мир заявить о начале “Шатуна”, роль силовых структур в будущих событиях будет ключевой.
Какой будет украинская Нацполиция без одного из своих создателей, сдержанной и взвешенной Деканоидзе, не превратится ли в новый “Беркут” – покажут уже ближайшие дни.
Роман Кравец, Роман Романюк
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас