НБУ обещает наказать подопечных за рост ставок на депо-рынке — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

НБУ обещает наказать подопечных за рост ставок на депо-рынке

Валюта
229
27 августа НБУ в своем письме пригрозил ответственностью банкам, которые привлекают гривневые ресурсы по высоким ценам на межбанковском рынке. Непонимание дилеров вызвало утверждение, что в росте цен на депо-рынке виноваты в основном сами же банки. Они считают, что ставки выросли в немалой степени благодаря усилиям Минфина и самого Нацбанка, и опасаются репрессий со стороны финансовых властей.
Как правильно угрожать
В письме НБУ речь идет о "группе банков", которые "проводят рискованную активную политику". Они "не могут обращаться к Национальному банку Украины для поддержания своей ликвидности, а получают кредиты на межбанковском рынке по значительно завышенной цене".
По мнению Нацбанка, такое поведение приводит к "экономически необоснованному росту процентных ставок на межбанковском кредитном рынке" и увеличивает риски для банковской системы в целом.
Считая, что предпринятые им рыночные методы регулирования успеха не принесли, НБУ решил воздействовать на банки административно. За привлечение гривневых ресурсов по высоким ценам он пригрозил ответственностью "согласно с действующим законодательством". Поскольку за операции на депо-рынке даже по завышенным ставкам наказание не предусмотрено, их классифицировали как повышающие риски деятельности. Казначей одного из банков объяснил, что причина стандартная - "несколько крупных клиентов придут за своими деньгами, а банк не сможет найти нужную сумму даже на депо-рынке".
Как заявляют дилеры, "угроза подействовала, и ставки реально упали".
Где скрыта истина
Теоретически, многие банки ведут "рискованную активную политику". Они выдают кредиты, наращивают вложения в ценные бумаги, финансируют средне- и долгосрочные проекты (покупают корпоративные облигации и выдают долгосрочные кредиты). На эти цели они часто привлекают ресурсы на межбанковском рынке по существующим ценам. Налицо классическое нарушение канонов финансового менеджмента: долгосрочные активы финансируются за счет краткосрочных пассивов.
К такой схеме работы, по словам казначеев, банки "пристрастились в прошлом году, когда ресурсы были стабильно дешевыми". Они могли себе позволить почти бесплатно под 0,5%-1,5% годовых взять несколько миллионов с межбанка на покупку облигаций, которые приносили 8-12% годовых. Краткосрочный всплеск ставок их не особенно пугал. Как объяснил казначей одного из банков, "все равно от вложения на год под 12% мы получим больше, чем привлечем за месяц под 16%".
В основном, в "группе риска" небольшие банки. Именно у них больше всего проблем с привлечением ресурсов из традиционных источников - депозитов юрлиц и физлиц. Причиной тому маленькая сеть филиалов и неизвестность потребителям финансовых услуг. При этом небольшие, как и все другие, банки хотят развиваться. Поэтому они не могли упустить шанс делать это за счет "коротких" денег с депо-рынка.
Объемы активных операций крупных банков также растут. "Мы сейчас повкладывались в активы длиной полгода, год, полтора", - сообщил казначей одного из них. Однако у более крупных учреждений денег больше по определению. Во-первых, за счет собственного капитала, во-вторых - за счет депозитов.
Выигрышное положение у крупных банков даже при использовании рефинансирования НБУ. Возьмем, например, кредиты overnight, которые выдаются в объеме не более 30% обязательных резервов. Этот процент для 300 млн. грн. будет больше, чем от 10 миллионов. Поэтому крупные банки могут использовать дешевые деньги Нацбанка для формирования резервов, продавая свою гривню дороже на межбанке.
В итоге общая картина рынка такова: все банки активно наращивали вложения, но небольшие для этого часто брали деньги у крупных на депо-рынке. И в определенные моменты, когда в целом гривни в банковской системе становилось меньше, небольшие вынужденно брали кредиты по любым ценам.
Центробанк же, будучи занятым поддержанием стабильности банковской системы страны в целом, обеспокоился практикой финансирования вложений за счет средств с депо-рынка. Чтобы ее пресечь, он решил использовать админресурс. Свой выбор Нацбанк объяснил просто - рыночные методы регулирования не помогают.
Кривое зеркало
"Мы понимаем, Нацбанку приятно, когда ставки у нуля", - говорят казначеи. Но главный вопрос, который возник у них после получения письма, - действительно ли их рост произошел только вследствие неправильной активной политики?
Банки отвечают на него отрицательно. "Если на рынке деньги стоят столько, то бороться надо не административными методами, а монетарными; при чем тут люди, которые вынуждены привлекать деньги по высоким ценам?" - говорят банкиры.
НБУ в письме утверждает, что "отсутствуют объективные причины для увеличения стоимости средств на межбанковском кредитном рынке". Ведь "ликвидность банковской системы только в августе увеличилась путем интервенций на валютном рынке на 2,6 млрд. грн. и через систему рефинансирования на 1,3 млрд. грн.". В сумме прирост составил 3,9 млрд. грн.
Но нужно учесть особенность кредитов Нацбанка. По словам банкиров, "основная масса рефинансирования проходит на условиях overnight, при этом деньги поступают после 19:00, а вернуть их надо до 12:00 следующего дня". "Поэтому годятся лишь для поддержания резервов", - считают дилеры.
Несмотря на указанные в письме действия НБУ по увеличению объема гривни в финансовой системе, на 26 августа остатки на корсчетах банков снизились на двести миллионов. Кстати, по мнению дилеров, "перекос в пятьсот миллионов уже способен сильно всколыхнуть рынок".
Цены на депо-рынке продолжали расти. Банкиры на то время выделили две причины роста ставок по гривне.
Первая - вступивший в силу с августа запрет НБУ на включение в обязательные резервы наличной иностранной валюты из их касс. По словам казначеев, "плохо пришлось всем - и крупным, и мелким банкам". У тех и других валютная наличность составляла ощутимую часть резервов. С начала месяца банки были вынуждены брать недостающую гривню у НБУ и на депо-рынке. Крупным достаточно было денег центробанка, а вот небольшим пришлось выходить на межбанк.
В начале года в кассах банков было наличной валюты на 1,0672 млрд. грн. Но НБУ разрешил им учитывать при формировании обязательных резервов 50% от этого количества лишь в декабре 2002 года. Поэтому за полгода банки могли стремительно нарастить объемы валютной наличности. На момент введения запрета валютная наличность, по некоторым оценкам, составляла в эквиваленте до 3,8 млрд. грн.
Вторая причина - стягивание денег Минфином под предстоящие выплаты по внешним долгам Украины. Отдать предстоит 450 млн. долл. - это почти 2,4 млрд. грн. по курсу 5,3315 UAH/USD. В марте этого года аналогичные действия государства спровоцировали увеличение цен на депо-рынке. "В определенный момент Казначейство, Минфин играют в непрозрачную игру, а рынок лишь видит рост ставок", - так оценили ситуацию казначеи банков. При этом намекнули, что государство могло "в очередной раз отложить все на последний момент, а потом изымать из оборота огромный объем гривни".
Со сбором денег государством совпала по времени уплата налогов предприятиями. В частности, НДС и налога на прибыль за второй квартал 2003 года. Учитывая, что многие предприятия откладывают расчеты с бюджетом до последнего, можно представить отток гривни из банков.
Нацбанк видит реальную ситуацию на денежном рынке страны. Нам можно лишь предположить, вырос или уменьшился объем гривни в банковской системе к моменту выхода письма. Но очень вероятно, что названные выше факторы способны уменьшить объем гривни в обороте более чем на 3,9 млрд. вливаний, обозначенных в письме Нацбанка. По словам казначеев, "если это так, то НБУ бьет банки за последствия собственных действий", имея в виду запрет на включение в резервы валютной наличности.
Туманные перспективы
Оптимисты думают, что 15 сентября, после выплат по внешнему долгу, на рынке увеличится предложение гривни, и цены на депо-рынке пойдут вниз. Пессимисты считают, что даже тогда снижения ставок не произойдет. "Переходящие ресурсы не дадут им упасть", - считают они. Будет уже вторая половина месяца, и вновь возникнет вопрос с резервированием.
Разделились мнения и насчет действий НБУ в случае, если ставки депо-рынка не снизятся. Большинство дилеров считает, что Нацбанк ограничится рыночными методами воздействия. "Гривня стоила и 100% годовых, но он же не вмешивался", - аргументируют они свою точку зрения.
Но небольшая часть опрошенных думает, что в этом случае НБУ усилит контроль за депо-рынком. "Он может ввести систему регистрации сделок, отслеживать высокие проценты и наказывать виновных", - предполагают в банках.
В случае введения контроля над сделками на депо-рынке банки могут пойти на сокрытие процентов. "Как это оформить, придумаем", - говорят казначеи. Например, в договорах будет проставлена невысокая ставка, но при этом возрастут сборы по другим статьям. Например, будут взиматься повышенные комиссионные за срочность кредитования. И тут же признают, что "со временем в Нацбанке научатся обнаруживать скрытый процент".
Такая перспектива вызывает у опрошенных явное недовольство. Ведь в этом случае для банков будет перекрыт один из важнейших источников даже не заработка, а выживания в периоды острого дефицита ликвидности на денежном рынке.
По материалам:
Київські Відомості
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас