Золото партии: ожидания и реальность


Золото партии: ожидания и реальность

Год назад парламент принял закон о бюджетном финансировании партий. Тогда, проникнутые эйфорией, его авторы говорили об «абсолютной перестройке украинского политического пространства» и «освобождении партий из-под контроля олигархов». 22 сентября Национальное агентство по предупреждению коррупции выделило парламентским партиям 71 млн грн в квартал. Однако риторика авторов закона приобрела другие, более пессимистичные, оттенки.

«Мы говорим о несуществующих вещах. У нас нет политических партий в том смысле, в котором мы их хотим видеть. Они остались тем, чем и были – инструментом достижения экономико-финансовых потребностей олигархов, которые эту партию контролируют», – говорит внефракционный народный депутат Виктор Чумак, один из авторов Закона №2123 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции .

Упомянутый закон был принят еще в октябре 2015 года (он был в перечне требований для получения безвизового режима с ЕС). И вступил в силу с первого июля 2016 года.

Средства должны распределить между шестью парламентскими партиями, но по словам Корчак, «Батькивщина» и «Опоблок» отказались от финансирования. Деньги распределяются пропорционально количеству голосов, отданных за политические силы, преодолевшие проходной барьер. Поэтому больше всего – 25,136 млн грн – получит «Народный фронт», который на прошлых парламентских выборах занял первое место, и «Блок Петра Порошенко», который финишировал вторым – 24,772 млн грн, «Самопомощь» – 12,462 млнгрн, Радикальная партия Олега Ляшко – 8,454 млнгрн.

Предусмотрены также и отдельные доплаты, как, например, при соблюдении гендерной квоты, которую получит «Самопомощь» – 9 мільйонів 775 тисяч 800 гривен.

Впрочем, как и в случае с электронным декларированием, за которое также ответственна НАПК, с бюджетным финансированием партий не все так просто.

Хотели как лучше, получилось как всегда

«Закон был призван разорвать связь между олигархическими кланами и политическими партиями. На сегодняшний день эта цель не достигнута. Она не могла быть достигнута за время, что закон вступил в силу. Ибо взаимосвязь строилась 25 лет», – утверждает еще один соавтор закона №2123, нардеп от БПП Сергей Лещенко.

По его мнению, провалена одна из задач закона – дать толчок для развития молодых партий, которые в перспективе должны получать деньги из бюджета, а не искать спонсоров среди крупного бизнеса. Этого не произошло из-за вмешательства Администрации Президента, убежден представитель Блока Петра Порошенко.

«В первой редакции была норма, что финансирование должны получить партии, преодолевшие 3% барьер на прошлых выборах. То есть туда входили и те, кто не представлен в парламенте. Но на завершающем этапе АП поставила 4 требования, одно из которых – ни одна партия, которая не представлена в парламенте, не должна получить средства. Таким образом был перекрыт кислород для партий, имеющих поддержку в обществе, но не имеющих ни одного депутата», – говорит Сергей Лещенко.

После следующих парламентских выборов финансирование должны получить партии, преодолевшие 2% барьер. Но чтобы перейти даже эту цифру, нужно изрядно потратиться на предвыборную агитацию.

«Этот закон – шаг, но очень маленький в сторону борьбы с коррупцией. Для небольших демократических партий бюджетное финансирование – ключ. Но когда наступит избирательная кампания, закон не станет панацеей. Это даже не 10% финансов, которые нужны партии. Они будут вынуждены идти или к олигархам, или к обычным гражданам и просить о поддержке», – говорит депутат VII и VIII созывов Егор Фирсов.

Главным достижением бюджетного финансирования на данный момент является обязанность партий подавать подробные отчеты о расходах и взносах.

«Раньше подавали 10 предложений отчета, в которых фактически не было информации. Сейчас разработаны специальные детализированные формы. Теперь нужно расписывать, откуда взяли деньги и на что потратили. Также определены размеры взносов. Вклады, превышающие допустимый размер, будут возвращать. Будут также анализироваться декларации о доходах лиц, которые пересылали деньги. Разумеется, человек, который зарабатывает 3 тыс., не может пожертвовать 30 000», – говорит Анатолий Бондарчук, активист сети «ОПОРА», которая занимается мониторингом избирательного процесса.

«Если посмотреть на отчеты партий, то «Демальянс», который не имеет представительства в парламенте, – самая богатая партия Украины. Это значит, что у нас не работают санкции за сокрытие доходов и расходов политпартий. Если нам не удастся сделать так, чтобы штрафы действовали, закон о бюджетном финансировании в краткосрочной перспективе однозначно ничего не сделает», – заявляет лидер «Демальянса» Василий Гацько.

Согласно действующему законодательству, за представление заведомо недостоверных сведений в отчете партии об имуществе, доходах и расходах предполагается штраф от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700-5100 гривен) или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет. Проверять отчеты партий на достоверность должен тоже НАПК.

«Есть вопросы относительно политической воли этого института, – говорит Василий Гацько. – НАПК сейчас только начинают работу, поэтому пока трудно давать оценку. Но есть некоторые волнения относительно их заангажированности. Я говорил с бухгалтерами, которые делали отчеты. Под каждый взнос нужно подкладывать идентификационные коды, горы макулатуры. В то же время ясно, что олигархи не будут перебрасывать по сто гривен. Это не те взносы, нужно контролировать. Надо сопоставлять настоящие расходы и доходы и наказывать за несоответствие».

Для того, чтобы проверить хотя бы указанные взносы (не говоря уже о скрытых), необходимо иметь доступ к отдельным реестрам, в частности, доступ к банковской тайне. Без этого «профильные полицейские» так и не смогут сопоставить данные. К сожалению такое полномочие для НАПК не предусмотрели.

Сейчас при участии руководства органа разработали изменения в закон о банковской деятельности, в том числе реализации права доступа к банковской тайне. Правки ожидают своего рассмотрения в парламенте.

«Понятно, что большинство партий не откажутся от теневого финансирования. Это не выгодно ни Порошенко, ни олигархам. Этот закон – первый шаг, а дальше НАПК, ГО и журналистам надо гонять олигархические партии», – отмечает народный депутат «Самопомощи» и один из авторов закона Егор Соболев.

Рекламироваться запрещено?

Просто «гонять» недостаточно, убежден депутат из фракции «Батькивщина» Игорь Луценко.

«Приняли закон, а сейчас надо думать, что делать. К сожалению, это стандартная ситуация у нас. Авторы законопроекта имели завышенные ожидания. Дело в том, что могущество украинских партий базируется не на наличии или отсутствии госфинансирования, а на прежде всего наличии медийной поддержки, – говорит он LB.ua. – Опытные люди в этих вопросах советовали нашим «антикоррупционерам», что нужно другие методы применять. К сожалению, большинство так называемых «реформаторов» никакого опыта не имеют в подобных экономических и правовых вещах. Поэтому больше бы повлиял запрет политической рекламы, но принять такой законопроект никто не даст. Поэтому у нас это не работает и работать не будет».

Запрет политической рекламы, по мнению сторонников такого шага, должен поставить партии в одинаковые условия. В парламенте зарегистрированы два законопроекта о запрете политической рекламы. №2474а запрещает рекламу политических сил и политиков полностью, №2474а-1 – частично.

Оба законопроекта представлены еще в августе прошлого года, но их шансы на прохождение в парламенте небольшие, утверждает Виктор Чумак. учитывая круг заинтересованных лиц.

Соавтором одного из законопроектов о запрете политической рекламы является депутат Сергей Лещенко. Тем не менее, его коллега, лидер «ДемАльянса» Василий Гацько считает эту инициативу не совсем эффективной.

«Что даст закон о запрете политической рекламы? Если не будет прямой политической рекламы на телеканалах, начнут еще активнее оплачивать эфиры. Перед нами стоит глобальная задача – сделать украинскую политику доступной и дешевой: нужно убирать мажоритарку, куда вливаются колоссальные деньги. И избирательную систему менять. Целые армии (во время выборов, – ред.) оплачиваются черным «налом» из черных касс. Возникает и вопрос электронного голосования и подсчета голосов», – утверждает Василий Гацько.

А вот нефракционный народный депутат Виктор Чумак убежден, что достаточно будет запретить открытую политическую рекламу, а проплаченные спикеры на политических ток-шоу – не проблема. По его мнению, зрители могут оценить ум и реакцию того или иного политика.

Идея запрета политической рекламы очень хороша, но ее нужно рассматривать в комплексе с новым избирательным законодательством, убеждает LB.ua Егор Фирсов.

«Надо отменять мажоритарную систему, запретить политическую рекламу. А также внести ряд поправок по фандрайзингу. Например надо позволить одному лицу вносить более 13 тыс тысяч грн. Надо упростить систему перевода денег. Пока я не вижу политической воли, чтобы внести эти изменения. Есть около 80 адекватных депутатов, но большое сопротивление остальных», – говорит экс-депутат.

По словам Игоря Луценко, который тоже является соавтором законопроекта о запрете политической рекламы, в проекте косвенно касаются «теневой части». Также появляются идеи обязать партии оплачивать рекламу только за бюджетные деньги.

Золото партии

Основные расходы ведущих украинских партий более или менее одинаковы. В «мирный», межвыборный, период главные статьи финансирования – аренда офисов (центральный в Киеве, офисы в областных и районных центрах), а также транспорт, зарплаты партийного аппарата в столице и регионах и командировки, реклама и пиар. На это уходит около 30-40 млн. гривен в год.

«В некоторых партиях на это выделяют деньги централизованно, у нас же местные офисы партии финансируют в своих регионах мажоритарщики и сами местные организации», – говорит собеседник LB.ua, близкий к руководству БПП.

Отдельно партии оплачивают услуги лояльных политологов, «экспертов», политтехнологов, косвенную рекламу в СМИ (в том числе участие в телевизионных шоу).

«Во вневыборный период организационные расходы крупных партий составляют примерно 50-100 тысяч долларов в месяц, – утверждает LB.ua народный депутат, пожелавший остаться неназванным. – Это без учета средств на «джинсу», содержание членов ЦИК и т.д.»

«Избирательный период – это миллионы долларов ежемесячно, – говорит его коллега по парламенту. – При этом большинство расходов – теневые. В отчетах партии указывают не более 20-25% настоящих расходов».

Тереза Лащук

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:Верховная Рада
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua