Отнять у сильного: Фонд гарантирования вкладов хочет продать долги компании Коломойского — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Отнять у сильного: Фонд гарантирования вкладов хочет продать долги компании Коломойского

Кредит&Депозит
643
Вчера Фонд гарантирования вкладов физических лиц сообщил, что планирует выставить на аукцион права требования по кредитам, которые находятся на балансе неплатежеспособных финучреждений, в частности – «Златобанка» и «Финансы и Кредит». «Компания-заемщик ведет активную хозяйственную деятельность и входит в мощную, одну из крупнейших в стране, бизнес-групп. Несмотря на это, суммарная задолженность по договорам превысила 1,54 млрд гривен», – сказано в релизе ФГВФЛ.
Исходя из презентации, которую опубликовал Фонд, речь идет именно о лидере украинского рынка – МАУ. «В рамках предпродажной подготовки с целью предварительной оценки лота Фонд приглашает всех потенциальных покупателей/инвесторов проанализировать материалы кредитных дел и предоставить свои предложения по возможной стоимости лотов», – говорится в сообщении ФГВ.
Первый лот, который Фонд намерен выставить на продажу, – права требования по кредитам, находящимся на балансе Златобанка, задолженность по которым превышает 400 млн гривен. В залогах по этим кредитам находятся два пассажирских самолета Boeing 737-500.
Второй лот – права требования по кредитам, находящимся на балансе банка «Финансы и Кредит». Суммарная задолженность по этим договорам превышает 1 млрд гривен. В залоге у банка – объекты недвижимости в Киеве и области. Исходя из презентации, в одном из залоговых зданий располагается главный офис МАУ.
В самой авиакомпании, похоже, за сохранность своих залогов не переживают. Более того, полагают, что еще нужно разобраться, «кто кому должен». «Мы не против вернуть взятые кредиты, но считаем, что банки должны компенсировать понесенные авиакомпанией убытки из-за того, что финучреждения прекращали прием платежей, не давали нам пользоваться нашими средствами. У нас с ними ряд судов по разрешению этих вопросов», – сказал в комментарии Forbes президент МАУ Юрий Мирошников.
Для бизнеса ФПГ «Приват» такой подход – когда компания выставляет ряд встречных требований – является своего рода традицией. В случае с «Финиками», у МАУ в банке была открыта возобновляемая кредитная линия, которая позже стала предметом судебного спора между банком и компанией.
Компании Игоря Коломойского удалось убедить Высший хозяйственный суд Украины в том, что банк ненадлежащим образом осуществлял ее обслуживание. Так, МАУ в ноябре 2015 года обратилась с иском к банку «Финансы и кредит», в котором одним из исковых требований определила требование о так называемом «зачете однородных исковых требований», а именно штрафных санкций за ненадлежащее обслуживание их банком, а также включила другие «потери», в т. ч. потерянную выгоду, как доход, который могла получить, но не получила в результате ненадлежащего кассового обслуживания, в счет погашения своего долга по кредитному договору.
«В настоящее время в удовлетворении исковых требовании компании МАУ апелляционным судом отказано, с мотивировкой отказа в удовлетворении иска тем, что требования, которые подлежат зачислению, не являются однородными, а также учитывая запрет на зачисления таких требований во время временной администрации банка», – поясняет юрист ЮФ «Мисечко и Партнеры» Яна Квасница.
Скорее всего, если суды и признают правоту МАУ в этом споре, то максимум, чего сможет добиться компания, это встать в 7-ю очередь кредиторов банка. В то же время, МАУ, вероятно, будет пользоваться этой ситуацией для того, чтобы затянуть время судебных разбирательств.
Опрошенные Forbes юристы высказали сомнение, что, даже если найдутся покупатели на заявленные к продаже кредитные портфели, вряд ли кому-либо из них удастся взыскать с компании средства или забрать у МАУ залоговое имущество. «Полагаю, что компании, которая выкупит долги МАУ у Фонда гарантирования вкладов физических лиц, будет достаточно сложно получить объекты залога в виде самолетов и объектов недвижимости в свою собственность. МАУ будет активно отстаивать свое право собственности на залоговое имущество и, как минимум, сможет растянуть судебные процессы на несколько лет, а как максимум – выведет имущество в собственность какого-нибудь нерезидента, что еще более осложнит их реальное получение потенциальным покупателем», – говорит Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнер АО «Suprema Lex».
По его словам, реалии украинской судебной системы таковы, что при грамотной юридической защите можно очень долго не отдавать залоговое имущество. «Понимая такие перспективы, вряд ли кто-то из серьезных инвесторов рискнет приобрести такое залоговое имущество», – предполагает юрист.
Схожего мнения придерживается и юрист ЮФ «Астерс» Вольга Шейко: «Должник просто так не позволит отобрать у него имущество и будет всеми доступными правовыми методами, а их немало, пытаться оттянуть момент расплаты». Она добавляет: несмотря на то, что хозяйственные суды рассматривают дела в процессуальных рамках, зачастую все же есть правовые способы затягивания процесса – например, назначение всевозможных экспертиз. «Крупные игроки на этом рынке знают о подводных камнях и течениях, поэтому наличие очереди из желающих приобрести такой долг весьма сомнительно», – говорит Шейко.
Еще одной проблемой для Фонда является достаточно узкий рынок проблемных активов Украины. «Пока круг покупателей – это, вероятно, и сами заемщики, и конкуренты заемщиков, и финансовые посредники, считающие, что они могут вести с заемщиком более жесткую работу, а также специализированные инвесторы», – ранее заявляла директор офиса консолидированных продаж Фонда гарантирования вкладов Юлия Берещенко.
В то же время, учитывая вышеизложенное, сложно представить, что кто-нибудь в Украине захочет начинать судебные тяжбы с Группой «Приват». В стране не так много структур, способных провести эффективный «ворк аут» по взысканию долга с такой крупной ФПГ. А учитывая сегодняшние политические реалии, шансы найти стороннего покупателя долгов МАУ стремятся к нулю. При этом Фонд гарантирования вкладов будет вынужден понижать стоимость активов до тех пор, пока их кто-то не купит. В итоге, скорее всего, у самой компании появится возможность выкупить свои же обязательства за бесценок.
Александр Моисеенко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас