Смирение "крутых пацанов" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Смирение "крутых пацанов"

Мир
1726
Произошедшую 9 августа в Петербурге встречу президентов Турции и России нельзя ни недооценивать, ни переоценивать. Завышенные ожидания от переговоров Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина объяснялась, в первую очередь тем, что все как-то слишком уж сильно поверили в мачистский образ обоих авторитарных лидеров, создаваемый им их же подконтрольными СМИ.
На самом деле они все же не настолько “крутые безбашенные дворовые пацаны”, как о них писали во время ссоры. Оказалось, что по необходимости оба могут быть более-менее прагматичными.
ПОЧЕМУ МИРИТСЯ ТУРЦИЯ
Турецкая экономика, в отличие от российской, диверсифицирована. И опять же, в отличие от РФ, в первом квартале текущего года показала рост – 4,8% ВВП. Но она все же не настолько прочна и велика, чтобы и дальше терпеть убытки, по большому счету бессмысленные, сугубо идеологические, от российских санкций.
Тем более что этот фактор усугубляется нарастающим внутренним противостоянием в стране. С начала года теракты в Турции стали обычным явлением. Они и раньше были нередки, но теперь стали просто постоянным явлением, картинкой, фоном. Антитеррористические операции, борьба с боевиками Рабочей партии Курдистана и сами по себе стоят недешево. А уж российские вложения в эту оппозиционную Анкаре силу способны значительно усложнить положение Эрдогана. Не менее тяжким грузом остаются расходы на беженцев, прибывающих в Турцию.
Понятно, что в таких условиях основа стабильности – крепкие, хорошо обеспеченные армия и другие силовые структуры. И вот тут попытка военного переворота – при всем султанском блеске его подавления и последующих репрессий – скрывает картину куда более сложную. С одной стороны, чистки, проводимые Эрдоганом в армии и других силовых структурах, достаточно эффективны (если не касаться моральной стороны вопроса, как то – недостаточная обоснованность, массовость, пытки). Но с другой стороны, они в некоторой степени бессмысленны. Турция – член НАТО, а это означает постоянное общение, встречи, обмены. То есть без коренного слома всей системы (как было в Иране с ее Стражами исламской революции), высокотехнологичная турецкая армия будет постоянным рассадником западнических настроений.
С другой стороны, сам Эрдоган прекрасно понимает, что раздувать исламские настроения слишком уж сильно для него самого также очень опасно. Потому что, как писали Стругацкие – “вслед за “серыми” всегда приходят “черные”. И на самом деле, сейчас под шумок Эрдоган прореживает не только слишком уж принципиальных “западников”, но и слишком уж радикальных исламистов. Просто говорят об этом поменьше. Да и заметно это поменее.
В этой ситуации президент Турции похож на канатоходца, который вынужден перешагивать с одного каната на другой. И все без страховки да над пропастью. Поэтому для него лучше иметь Россию в качестве “площадки безопасности”, а не злого коварного ковёрного, раскачивающего крепление.
ПОЧЕМУ МИРИТСЯ РОССИЯ
Ситуация России в чем-то похожа. Западные санкции и автосанкции продолжают разрушать экономику. Резервные фонды понемногу заканчиваются. Крым и Донбасс сами по себе также стоят недешево. При уменьшении “кормовой базы”, все более зло и упорно дерутся “бульдоги под ковром”. Поддержка политических маргиналов (тоже, между прочим, затратная) в мире и особенно Европе, к быстрым результатам не привела. Значит, нужно готовиться к долгому ожиданию в надежде, что в ведущих демократических странах на смену более-менее принципиальным лидерам придут совсем уж соглашатели.
И вот тут, похоже, кроме собственно выгоды от замирения Кремль в случае с Турцией отрабатывает еще и новую технологию.
Вспомним, что было с ростом агрессивных, милитаристских, шовинистических настроений в РФ. Крым, Донбасс, Сирия, Турция. Война за войной. Тогда многие предрекали Кремлю быстрое исчерпание идеологического, электорального ресурса. Поскольку нельзя с такой экономикой воевать непрерывно, открывая новые и новые фронты. А народ, привыкший к войнам, подаваемым как победы, уже отравлен ими. И ждет все и новых и новых викторий.
Но оказалось, что кремлевская пропаганда, понимая эту опасность, пытается варьировать разными темами. Окончание “российской спецоперации в Сирии” (на самом деле в значительное степени жульническое) было в этом смысле пробой пера. Зомбоящик показал, что можно и окончание войны, настоящие или мнимое, изображать великой победой. Потом пришла пора допингового скандала. Это для мира – позор России. А в самой России – гордость, очередная победа: вона, нас ни за что обижают, а мы уже три золотых медали завоевали (не говоря уже о 6 серебряных).
Такой же победой теперь подается замирение, подаваемое с “позиций силы”. То есть внешне вежливо по отношению к Турции и персонально Эрдогану, но все же с насмешкой, с подмигиванием российскому телезрителю. Мол, видите, как мы его (их) прищучили, ужучили. Сами прибежали к нам просить мира.
Так выяснилось, что российская пропаганда на самом деле более пластична и долгоиграюща, чем казалось вначале. Это не график прямопропорциональной зависимости, идущий непрерывно верх, а, скорее, синусоида. И уж в ней маленькая победоносная война не должна обязательно сменяться следующей победоносной войной. Вполне подойдет и победоносный мир или скандал вроде допингового, или коррупционные посадки. А лишь потом, когда население отдохнет, можно будет придумывать следующую войну. И потом опять мир. Или скандальчик. И так пока хватит хоть каких-то ресурсов.
ВСТРЕТИЛИСЬ, ПОГОВОРИЛИ – И ЧТО?
В новостной подаче российского ТВ петербургская встреча Путина и Эрдогана выглядела достаточно эффектно – возвращение прежних объемов сотрудничества. Возобновление переговоров по “Турецкому потоку”, по проекту атомной электростанции, координация действий в Сирии и т.д. и т.п.
Но при ближайшем рассмотрении все не так просто. Госконцерн “Газпром” как судился в международном арбитраже со своим турецким визави госкомпанией “Боташ” из-за непредоставленных скидок, так и будет судиться. “Росатом”, формально вроде бы и так не приостанавливал согласованный с Турцией проект АЭС “Аккую”, однако в бюджете на текущий год не предусмотрел на его реализацию нужных ассигнований.
А уж российско-турецкие переговоры по Сирии – вообще задача высшей степени сложности. Взять хотя бы треугольник “президент Асад““туркоманы”“сирийские курды”. Здесь интересы Турции и России прямо противоположны. А ведь еще есть западные партнеры, США, ИГИЛ, Ирак (со своими курдами)…
Вот и получается, что сам по себе факт примирения Путина и Эрдогана, России и Турции сильнее, громче, ярче, чем реализация заявленных при этом задач. Не говоря уж о том, что, как поется в романсе, “былого не вернуть” или, как резюмируется в анекдоте, “Ложки-то нашлись, но осадочек остался”.
А ЧТО ДЛЯ УКРАИНЫ?
Что касается украинских интересов, то российско-турецкое примирение больше всего отражается на проблеме оккупации Крыма и связанной с этим проблемой преследования, “укрощения” крымских татар (их в Турции проживает на порядок больше, чем в самом Крыму).
Тут стоит привести слова, сказанные президентом Эрдоганом в интервью ТАСС, данном накануне визита в Питер: “Конечно, у нас есть некоторые разногласия по крымскотатарскому вопросу. Касательно этой проблемы мне ранее говорил уважаемый Владимир, что данный вопрос будет решен, и мне не стоит беспокоиться об этом. Для того, чтобы преодолеть имеющиеся сложности в нашем мире, я полагаю, мы должны сконцентрироваться на мирном сосуществовании”.
НАКЛАДКА И КОНСПИРОЛОГИЯ
Визит Эрдогана и его встреча с Путиным в целом прошли гладко. Если бы только не накладка в эфире новостного телеканала Россия-24, недопустимая в условиях медиакратической страны, каковой является РФ.
Ведущая эфира, получив в ушной микрофон соответствующее распоряжение, сказала: “А теперь прямое включение – Санкт-Петербург”. И вот камера показывает комнату Константиновского дворца (он же – Дворец конгрессов) в Стрельне под Питером. На фоне флагов России и Турции стоит одинокий ВВП. Он тоскливо и призывно смотрит в сторону людей, выходящих из двери. А Эрдогана все нет и нет.
И пусть такая картинка длилась лишь чуть больше минуты, но для Путина, имеющего имидж опаздывающего всегда и ко всем, это выглядело ужасно – просто унизительно. Не хочется заниматься конспирологией, но раньше таких грубых промашек путинская телеобслуга не допускала. Может устали работать, расслабились – август все-таки. А может, им зарплату давно не повышали.
Но как бы то ни было, а картинка одинокого, как бы брошенного всеми унылого Путина стала достойным ответом на медведевские перлы, вроде знаменитого “Денег нет, но вы держитесь”. И это странновато для авторитарной страны. Посмеиваться над вторым лицом – нормально. Смеяться над первым – недопустимо, немыслимо.
Олег Кудрин
По материалам:
Укрінформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас